Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разума



Теория познания

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?» Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта». Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори». Кант называет свою философию «критической» в противоположность догматической философии, которая оставляет нерешенным вопрос возможности знания. Кант, по его словам, совершает Коперниканский переворот в философии, тем, что первый указывает, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать? Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте. В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания: 1) это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. 2) это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез. Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (Лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм. Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности чистого применения рассудка, которое он называет разумом. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но только регулятивное значение — как систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

Кант выделяет следующие категории рассудка:

Категории количества

Единство

Множество

Цельность

Категории качества

Реальность

Отрицание

Ограничение

Отношения

Субстанция и принадлежность

Причина и следствие

Взаимодействия

Категории модальности

Возможность и невозможность

Существование и несуществование

Предопределённость и случайность

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

Этика Канта

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

«Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».


В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

Человек как явление;

Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Эстетика Канта

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

"Крит фил" сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в тракт.
" Критика чистого разума" - 81, "Критика практического
разума" - 88 и "Критика способности суждения" - 90. (теор
познания, этика и эстетика (учение о целесообр. в природе) соответственно)
Познание
начинается с того, что "вещи в себе" возд. на наши органы чувств и
вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит
в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни понятия и сужд. нашего
рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о "вещах в
себе" (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и естествознание.
Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только
о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс
принципиально непознаваемы.
Учение о
знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в форме суждения, в
кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и предикатами суждения.
Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм
сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические
уждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)
Если предикат
не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это ситетические суждения.
Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с.
мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные
2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и
независящ от него - априорные суждения.(все, что случается имеет причину).
Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит
в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет
естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает
с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Чувственное
познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах
чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные
представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на
чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма
внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр.
их безусловную всеобщность и необходимость.
Т.о. у К простр
и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей
чувственности.
Априорные формы
рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории.
Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот
рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы
бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит
доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни
понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ -
пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр
разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство?
Условием такого единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах
разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех
сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и
явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как
подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия
субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше
сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает
ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он
только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы
нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод,
что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории
рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа
как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...