Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Первоматерии. Ум-Перводвигатель и его описание в философии Аристотеля



Мир един в отличие от Платона!

По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство материи (гиле) и формы (морфе). Так, медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Согласно Аристотелю, в пределах мира чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от "материи" к соответствующей ей "форме", от "формы" - к соответствующей ей "материи".

По Аристотелю, сущность вещи (ее "форма") неотделима от того, сущностью чего она оказывается. Если Платон утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не могут быть предметом познания, то для Аристотеля окружающий человека мир - это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего.

Аристотеля также интересовал вопрос о причинах и о том, что первично среди причин. По сути дела Аристотель сводит все причины только к двум - материи и форме. Материя не может быть первичной: она пассивна, бесформенна, а, следовательно, может представлять лишь материал для оформления. Сама вещь как объединение формы и материи тоже не может быть признана первичной: она сложна. Остается принять, что первична - форма, которая и является сущностью и сутью бытия в собственном смысле. В материи он видел только пассивное начало (только возможность стать чем-либо), активность он приписывал форме, которая обладала вечностью и неизменностью, а источником всякого движения считал неподвижное, но все движущее начало - бога. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности к действительности. Соответственно, материя - это возможность, а форма - действительность, или действительное как таковое. Источник движения лежит не вне мира, как у Платона, а в самом мире, представляя его особый аспект.

Ум-перводвигатель - это принцип всего, Космоса в це-лом, это все материальное в пределе своего становления - как ди-намического, так и целевого (энтелехиального), равно как и смы-слового (умственного). Концепция ума-перводвигателя явилась логическим заключительным звеном развиваемых Аристотелем представлений о единстве материи и эйдоса. Ум-перводвигатель Ари-стотель называет богом. Но это, разумеется, не персонифицирован-ный христианский Бог. Впоследствии, через века, христианские тео-логи с интересом отнесутся к аристотелевским воззрениям.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1864 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...