Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы отбора книг для круга чтения



Прежде всего детская книга ценна, если она высо­ко идейна. Возникает вопрос, как понимать идей­ность в отношении литературы для самых маленьких, где нет больших жизненных проблем, нет героев со сложной жизненной судьбой.

Любовь писателя ко всему, что дорого советскому че­ловеку, любовь к жизни, отсутствие назойливого мора­лизирования... коммунистическое отношение к людям де­лают детскую книгу идейной. Когда писатель воодушевлен... любовью к детям и пониманием их психологии, он нахо­дит и тему, и героя, и сюжет. В меру своего таланта и мастерства он показывает читателю жизнь не холодно и объективно, а с увлечением, со страстью. Таковы, на­пример, стихотворения С.Маршака «Рассказ о неизвест­ном герое», «Пожар» и др.

Моральный облик героя произведения также опреде­ляет идейность книги. <...>

Идейную направленность несут в себе и короткие сти­хи и рассказы о животных, об игрушках, о цветах, т.е. о том, что близко самым маленьким детям, если эти про-


доведения проникнуты теплотой, жизнерадостностью, любовью к ребенку-слушателю, если мы чувствуем улыбку или любовный юмор автора.

Высокое художественное мастерство— необходимый критерий при выборе книги детям.

К сожалению, мы, педагоги, нередко нарушаем это требование. Если нас удовлетворяет тема книги, мы про­щаем неряшливость языка, неудачную форму и вялость сюжета, безликость героя и т.д. Но с этим никогда нельзя мириться. Плохо написанную книгу не спасает актуаль­ная тема. Самая высокая нравственная идея, не вопло­щенная в художественную форму, оставит детей холод­ными, равнодушными.

Разговор о мастерстве писателя начинают с языка.

В художественной литературе для маленьких детей мы хотим видеть образцовый русский литературный язык, но, конечно, не книжный, а живой.

Русские народные сказки, рассказы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, М.Пришвина, стихи С.Маршака, В.Ма­яковского, многие стихи А.Барто дают образцы русского языка.

Ценно, когда детские писатели используют интона­ции живой разговорной речи, идиомы русского языка, обогащают свой язык самоцветами народного творчества, умело отбирая то, что можно и нужно детям дошкольно­го возраста.

Нельзя мириться с бедностью словаря литературного произведения, требовать нарочитого обеднения языка ради того, чтобы буквально каждое слово было понят­но детям.

Не оправдано частое употребление уменьшительных слов в стихах, рассказах для дошкольников. Это создает впечатление нарочитой детскости или сентиментально­сти, и смысловая сторона слова обедняется. Ведь умень­шительная форма слова выполняет определенную смыс­ловую функцию или несет эмоциональную окраску; употребление же уменьшительных слов без надобности обезличивает эту форму. <...>

Сюжетная занимательность. Книги с за­нимательным сюжетом, с острой характеристикой героев особенно увлекают ребенка.

Если мы внимательно посмотрим книги, наиболее лю­бимые детьми, то увидим, что им присущи именно эти качества.


В первую очередь к таким книгам относятся русские народные сказки. Их динамично развертывающийся сю­жет все время держит слушателей в напряжении.

Сюжетная занимательность характерна для многих книг советских писателей: С.Михалков «Дядя Степа»; С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Пожар», «Уса­тый полосатый», «Рассказ с неизвестном герое»; А.Бар-то «Девочка чумазая»; К.Чуковский «Мойдодыр», «Док­тор Айболит»; Б.Житков «Что я видел». Из классиков: Л.Н.Толстой «Косточка», «Пожарные собаки», «Фили­пок»; Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; К.Д.Ушинский «Четыре же­лания».

Простота и ясность композиции. Об­разцом в этом отношении тоже являются названные выше произведения.

Конкретность в изображении героев, обстановки, кон­кретность деталей вызывает в сознании слушателей на­глядные, зримые образы. Жизненную правду и убеди­тельность создает иногда какая-то одна деталь, одна характерная черточка.

Мы ясно видим героев книг С.Маршака, девочку чума­зую А.Барто, дядю Степу С.Михалкова, Чука и Гека А.Гай-дара; мы ясно представляем Ваню из рассказа Л.Толстого «Косточка».

Доступность детям, т.е. соблюдение возраст­ного принципа в подборе книг для круга чтения. <...>

...Дети дошкольного возраста не одинаковы по воз­можностям восприятия, понимания, по интересам. Сле­довательно, необходимо дифференцированно подходить к составлению круга чтения для детей трех-четырех и пяти-шести лет.

Однако возрастной принцип нельзя понимать как био­логическую ограниченность возможностей детей. Многое зависит от воспитателя, от его методов и приемов до­несения книги до детей. <...>

Учет конкретных педагогических за­дач.

Воспитание уважения и интереса к труду, природе, родной стране, задачи эстетического воспитания требу­ют разнообразия тематики детских книг.

Детская литература отражает жизнь детей в детском саду и в семье, труд советских людей, наши... праздники, жизнь природы и те чувства, которые она в нас возбуждает.


Писатель откликается на все, что интересует ребенка, чем мы хотим его заинтересовать. Однако с разнообразием литературных жанров дело обстоит еще не совсем благо­получно. Недостаточно еще художественных очерков, та­ких, как в книгах Соколова-Микитова «Лето в лесу»; «Зима в лесу» или в книгах Скребицкого.

Нужны также разные типы изданий: книга, которая дается в руки ребенку, книга, которую ему будет читать взрослый, книги-картинки с подписями, сборники сочи­нений одного автора, сборники типа хрестоматии, забав­ные книги (книжка-игрушка).

Ребенок дошкольного возраста не читатель, а слуша­тель. Художественная книга становится ему доступной толь­ко через взрослого. В детском саду воспитатель является как бы посредником между писателем и ребенком...

Чем глубже понимание художественной литературы воспитателем, тем ярче, выразительнее передача, тем сильнее воздействует книга на слушателей, тем более полно и эмоционально книга будет воспринята детьми.

Широкий педагогический кругозор, хороший литера­турный вкус, любовь к художественной литературе, увле­ченность книгой — все эти качества воспитателя наклады­вают отпечаток на его работу с детьми.

Правильный отбор книг для чтения детям требует от воспитателя постоянного пополнения своих знаний о дет­ской литературе, совершенствования методики, овладе­ния искусством выразительного чтения. <...>

Печатается по изд.: Вопросы эстетическо­го воспитания в детском саду. — М., 1960. — С. 53-59.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 680 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...