Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Историческое значение скифского нашествия в Переднюю Азию



Роль скифского нашествия в истории как Передней Азии, так и Восточной Европы была значительной. Оно привело к установлению более тесных связей между Причерноморьем и странами древнего Востока.

Вполне возможно, что на Северном Кавказе происходило слияние местного населения, говорившего на кавказских языках, с пришельцами — скифами, причём элементы местной культуры переплетались со скифскими. В культуре Закавказья VII—VI вв. до н.э., как сказано, можно отчётливо проследить наряду с элементами переднеазиатскими и местными также и скифские. На Северном Кавказе памятники VIII—V вв. имеют в своём инвентаре наряду с предметами, типичными для местной культуры бронзового века на Кавказе, также и настоящие скифские предметы. Вместе с тем скифская культура в это время сама подвергается сильному влиянию культур древнего Востока и, в частности, урартской. Кавказ в этот период в ещё большей степени, чем раньше, становится тем мостом, по которому восточные влияния проникают далеко на запад. Кавказские бронзовые сосуды VI в., обладающие весьма типичной формой, обнаружены на пространстве от подошвы Арарата до правого берега Днепра, несколько ниже Киева. Скифский художественный орнамент на бытовых предметах (так называемый «скифский звериный стиль»), распространившийся в последующий период в степной полосе от Чёрного моря до Монголии, имеет определённые связи с искусством горных племён Западного Ирана. Влияние древнего Востока, преломлённое сквозь призму кавказских традиций, глубоко проникает в это время в культуру скифских степей.

С другой стороны, скифское нашествие оказало определённое влияние и на Переднюю Азию. Скифы и киммерийцы ввели новую массовую конно-стрелковую тактику; скифы способствовали широкому распространению нового типа стрел — с гранёными бронзовыми наконечниками со втулкой. Эти стрелы позволяли намного повысить эффективность стрельбы из лука. С VII в. до н. э. скифские стрелы были в употреблении у мидян и народов Средней Азии, а потом быстро распространились и среди других народов древности.

Скифское нашествие, расшатывая силы старых держав Востока, способствовало их разрушению, что в свою очередь подготовляло почву для создания новых крупнейших рабовладельческих держав — Мидийской и Персидской.

Тавры (греч. Ταύροι, Ταῦροι) — народ, населявший в древности горные и предгорные районы Таврики (нынешний Крым). Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания — VI в. до н. э., последние — I в.. К этому времени смешались со скифами и обычно назывались «тавроскифы» (греч. Σκυθοταύροι, Ταύροι Σκύθες, Ταυροσκύθες).

Точно не известно, на каком языке говорили тавры, хотя делались попытки отнести его к индоиранским либо абхазо-адыгским языкам.

Тавры, на определённом этапе существования, соответствуют археологической Кизил-кобинской культуре.

Сведения античных авторов и эпиграфики. История тавров

Впервые о таврах упоминает Геродот, в рассказе о скифо-персидской войне.Тавры были среди тех народов, которые отказали скифам в помощи против персов. Относительно мест обитания тавров сообщается, что они живут в горной местности на полуострове, вдающемся в Понт, между Керкинитидой и Херсонесом Скалистым (Керченским проливом). Эллинов и мореходов, попавших к ним в плен, они приносят в жертву своей богине Деве, в которой некоторые греки видели Ифигению. Пленников ударяли дубиной по голове и сбрасывали в море или, по другим сведениям, закапывали в землю. Захваченным в бою врагам отрубают головы и выставляют их вокруг дома на высоких шестах в качестве охранителей. «Живут тавры грабежом и войной», заканчивает Геродот. Таврский царь (или цари) присутствовал на совете племён перед вторжением персов.

В найденном в Херсонесе декрете в честь полководца Митридата Диофанта, относящемуся ко II в. до н. э. упомянуто, что были подчинены тавры, жившие где-то около Херсонеса. Царь Боспорского царства Аспург, судя по ряду надписей, в начале I в. подчинил многие окрестные племена, в том числе и тавров.

В дальнейшем наши сведения о таврах чрезвычайно разрозненны. Обычно они упоминаются в связи с их дикостью и жестокостью. Страбон пишет, что в гавани Симболон (Балаклава), недалеко от Херсонеса собирались их банды и грабили корабли. Тацит упоминает о гибели в 49 г. в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты. Аммиан Марцеллин также говорит о свирепости этого племени, и даже о том, что римская чернь ревёт подобно таврам. Он также указывает, что три таврских племени — арихи, синхи и напеи наиболее злобны. Относительно обычая жертв Деве, которую также называют Орсилохой, Аммиан сообщает, что жертв закалывают, а их головы прибивают на стены храма «как вечные памятники славным деяниям».

На территории Херсонеса найдены надгробия с указанием о том, что покойный был убит таврами, а на территории Боспорского царства на некоторых надгробиях написано, что сам умерший был тавром.

В целом, античные источники живописуют нам тавров как грубый, опасный и жестокий народ, обитавший в Крымских горах. Можно предполагать их деление на разные племена, возглавляемые вождями. Поклонение Деве было воспринято от тавров и жителями Херсонеса, конечно, без сопутствующих жертвоприношений.

Вопрос 16. Савроматы. Сарматская культура.

Савроматы (др.-греч. Σαυρομάται), кочевые ираноязычные племена, близкие скифам Северного Причерноморья и сако-массагетскому миру Средней Азии, жившие в VI—IV веках до н. э. в в Подонье и и на территории Нижнего Поволжья. Греческие писатели (Геродот и др.) называли савроматов народом, «управляемым женщинами». Имели своих царей (басилевсов, василевсов), например, Скопасиса (Скопаса) около 512 г. до н. э. в низовьях Дона, отличившегося в войне против Персии, которая пыталась покорить Скифию.

Первое упоминание о савроматах в античной литературе принадлежит Геродоту. До «отца истории» подобный этноним не встречался в сочинениях ионических авторов.

Геродот впервые упоминает о савроматах в легенде о появлении амазонок в Скифии, она довольно известна. Амазонки, потерпев поражение в битве с греками у реки Термодонт, были взяты в плен и отправлены в Грецию, но по пути овладели кораблями и ветром и волнами были вынесены на побережье Меотидского озера, в районе местечка Кремны. Достигнув земли, они завладели табуном лошадей, принадлежавшим царским скифам, и, разъезжая на них, грабили скифскую землю. В результате этого грабе­жа разгорелся конфликт со скифами, кото­рые только тогда осознали, что сражались с женщинами, когда увидели трупы амазонок, погибших в битве. Скифы прекратили воевать и приказали самым молодым членам племе­ни следовать за пришелицами и делать все то, что будут делать они. Терпением и хит­ростью молодые скифы сумели объединить­ся с амазонками. Женщины согласились жить со своими мужьями лишь при усло­вии, что они не останутся с другими скифа­ми, а отправятся занимать земли за Танаисом. Их потомков Геродот называет савроматами (IV, 110-117).

Таким образом Геродот генетически связывает савроматов со скифами, подчеркивая это также замечанием, что «савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном» (IV, 117).

Один из предшественников Геродота – Гекатей Милетский, предлагал читателю этнокарту племен, обитавших «в Европе» и «у Кавказа», выделял из них собственно «скифские» племена - меланхлэны, миргеты, иды, дандарии, типаниссы, иксибаты, иамы, иссидоны (fr. 154-168). Савроматов среди них нет.

Кроме того, следует вспомнить третью легенду, приводимую Геродотом, связанную с появлением скифов. «По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войной со стороны массагетов, перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю…» (IV, 11-13). Согласно этому сообщению, при своем перемещении на запад, скифы не встречали на своем пути крупных объединений номадов, за исключением киммерийцев.

Будучи тесно связанными со скифами, савроматы все же не фигурируют на начальном этапе скифской истории. Все эти немногочисленные фрагменты практически ничего не дают для реконструкции ранней истории савроматов без их датировки. Традиционно время написания IV кини "Истории" Геродота относят к середине V в. до н.э., датируя его путешествие в Скифию около 450 г. до н.э. А Гекатея считают современником Дария I (последняя четверть VI – начало V вв. до н.э.).

Д.А. Мачинский [1]обращает внимание на уже упоминавшийся фрагмент «Истории»:

«После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трех кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили [всех] мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулем, парусами и веслами. После убиения мужчин они носились по волнам и, гонимые ветром, пристали, наконец, к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в землях свободных скифов».

(Геродот, IV, 110).

Он отмечает, что торжище Кремны могло возникнуть только с началом активного проникновения греков в данный регион, что произошло не ранее конца VII –самого начала VIвв. до н.э.

Такая версия достаточно уместна, особенно если вспомнить, что легенда о скифах и амазонках относится у Геродота к легендарной истории скифов. Их же появление в киммерийских землях согласно «Истории», рядом авторов относится к VII в. до н.э.[2]

О появлении савроматов на исторической арене пишут еще два автора. Сообщение Диодора Сицилийского заключается в следующем: скифскими царями, в результате переднеазиатских походов, были переселены многие племена

«…а самых важных было два: одно из Ассирии…другое из Мидии, основавшееся у реки Танаис; эти переселенцы назывались савроматами»

(Диодор, II, 43). Информация подобного рода содержится и у Плиния Старшего:

«По реке Танаису, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделенные на многие племена. Первыми живут савроматы женовладеемые, называемые так потому, что произошли от браков с амазонками»

(Плиний, VI, 19).

Оба автора связывают савроматов с Мидией, но, если савроматов довольно трудно предположить потомками мидян, то, вполне вероятно, что они появляются на исторической арене во времена господства скифов в Передней Азии.

Б. Н. Граков считал, что ирано-язычные савроматы (как основа большого союза племен) образовались в результате ассимиляции скифами, отколовшимися от своего основного ядра, какой-то группы приазовских меотов. Этой версии придерживался и Ф. Г. Мищенко, но в меотах (жителях округи Приазовья — Меотиды) он видел покоренных скифами киммерийцев. Аналогичны представления М. И. Ростовцева.

Возможно, савроматы играли важную роль в распространении господства скифов в Европе и Азии с 4 тыс. до н. э. Имя савроматов И. Маркварт сблизил с авестийским именем народа сайрима (cairima, sarima. Авеста, Яшт XIII, 143, XXI, 52) как вариант имени «савромат». Авеста воспевает «мужей праведных сайрима» и «жен праведных сайрима», но не указывает их местопребывания. В источнике есть упоминание реки Ранги (Яшт XXIII и XXIV), которую И. Маркварт сопоставляет с Волгой (авест. Ranha, Араке Геродота, греч. Rha из скифского Raha. Глубина эпической памяти здесь доходит до 4—3 тыс. до н. э.

Пережитки матриархата у савроматов отчасти доказаны археологически: были исследованы могилы богатых женщин с оружием, конским снаряжением и жреческими атрибутами (каменные алтари).Но археология савроматов еще в полной мере неизвестна.

Савроматская конница отличалась в войне Великой Скифии против Дария I около 512 г. до н. э. Во главе этих смелых всадников стоял Скопасис (Скопас; созвучно русскому Скопин;).

С конца 5 в. и в 4 в. до н. э. отдельные племена савроматов начали теснить скифов и переходили Дон. В 4—3 вв. до н. э. у савроматов сложились новые союзы племён, куда вошли и родственные им племена, пришедшие с Волги. Начиная с 3 в. до н. э. эти новые племенные группы выступали под общим названием сарматов.

В связи с большим влиянием савроматов на землях Скифии некоторые цари античного Боспорского (Приазовского) царства в первые века нашей эры гордо носили имя Савромат.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 283 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...