Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Исполнительство как вид детской музыкальной деятельности



Участие в исполнении музыкальных произведений: пение песен, танцы и движения под музыку, музыкальные игры — наиболее естественные для ребенка способы общения с музыкальным искусством.

Правомерно ли сравнивать детское исполнительство и профессиональную игру взрослых на концертной эстраде? Можно ли назвать музыкально-исполнительские опыты детей исполнительской деятельностью? В чем особенности этой деятельности? Постараемся ответить на эти вопросы.

Как вы думаете, почему многие люди отказываются петь или танцевать даже в неформальной обстановке? Многие говорят: «Я не могу петь, мне медведь на ухо наступил».

Если вы относитесь к числу таких людей, то поставьте над собой эксперимент. Напойте «привязавшуюся» к вам песенку внутренним голосом («про себя»), ведь у вас получается даже лучше, чем у эстрадного исполнителя. А теперь сделайте то же самое «вслух». Получается гораздо хуже? Почему? В чем же дело?

Не торопитесь ставить себе диагноз об отсутствии музыкального слуха. Вы оказались во власти весьма распространенного стереотипного мнения. По всей видимости, просто у вас нет координации между слухом и голосом, есть внутреннее звучание, представление о музыкальном произведении, но не натренирован инструмент (в данном случае — голос) для внешнего исполнения.

Значит, можно иметь музыкальные способности и не владеть исполнительской деятельностью?

Раскроем особенности музыкальной исполнительской деятельности дошкольника, исходя из ведущих положений изложенной выше концепции музыкального развития и воспитания детей.

Как вы помните, специфика музыкального искусства определяется тем, что передача замысла композитора слушателю возможна во время исполнения музыкального произведения. Исполнительство — один из видов музыкально-художественной деятельности, особый вид музыкально-творческой деятельности. Задачи исполнителя связаны с необходимостью проникновения, понимания характера художественного образа и его интерпретации для слушателей.

В отличие от исполнительской деятельности взрослого исполнение музыки детьми дошкольного возраста имеет свои особенности,

Для ребенка исполнительская деятельность не является профессиональной. Вся система дошкольного музыкального образования ориентирована на развитие в первую очередь музыкальных способностей детей, на понимание музыки и самовыражение ребенка в музыке.

Специальное, профессиональное художественное образование (хореографическое, обучение игре на музыкальных инструментах) начинается, как правило, тогда, когда ребенку исполняется 7—8 лет. Подумайте, почему?

Если на концертах мы наслаждаемся исполнением, интерпретацией музыкальных шедевров, то, глядя на исполнительские опыты дошкольника, мы восторгаемся тем, насколько он органичен и естествен, как он чувствует музыкальный образ, как передает его в пении, танце.

Для ребенка, в отличие от взрослого исполнителя, не существенна связь исполнитель — слушатель. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей.

Музыкальная исполнительская деятельность детей с точки зрения обучения музыке традиционно рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Ничуть не умаляя достоинства данной системы, мы тем не менее еще раз подчеркиваем, что развитие ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности связано с целостным овладением как специальными, так и общими исполнительскими умениями

24. Характеристика понятия «музыкальное восприятие». Возрастные особенности музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Характеристика музыкального восприятия.
Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, является одновременно и инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений.
Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.
Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые композитором в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок еще мал и не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» [4; стр.91]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать у дошкольников именно музыкальное восприятие.
Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Дошкольный педагог Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания» [2; стр.140]. Таким образом, восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При прослушивании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности. Если человек обладает развитым восприятием, то он поймет смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Возрастные особенности музыкального восприятия дошкольников
Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника. К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например колыбельной. У детей развиваются слуховые ощущения: ребенок может различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание. Для детей в этом возрасте характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений. Начинают развиваться движения под музыку, становится более координированной ходьба. Ребенок способен овладеть простейшими движениями, такими, как, например, хлопки в ладоши, притопывание, пружинки, кружение, покачивание с ноги на ногу, может выполнять элементарные движения с атрибутами (платочки, погремушки и др.).
К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.
На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства — оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. В основе деятельности детей лежит подражание взрослому. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой. В процессе музыкальных занятий дети овладевают несложными танцевальными движениями, учатся согласовывать движения с характером музыки. Дети любят участвовать в музыкальных сюжетных играх, выполняя те или иные роли (цыплят, зайчиков, котят и др.) и приучаются связывать свои движения с теми изменениями, которые происходят в музыке (двигаются тихо, если музыка звучит негромко, быстрее, если темп музыки становится подвижным). В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. У них появляется интерес к познанию музыкальных и немузыкальных звуков, они с удовольствием играют на шумовых музыкальных инструментах (ложках, палочках и т.п.). Постепенно расширяются представления детей о других музыкальных инструментах и возможностях игры на них: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, металлофон и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.
Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных инструментов). Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью движений дети способны передавать изменения в динамике, темпе, регистрах. Расширяются представления детей о танцевальных жанрах, увеличивается запас танцевальных движений. Образно-игровые движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках. Интерес к игре на детских музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них. Дети с удовольствием участвуют в различных видах и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной деятельности, праздниках, развлечениях).
Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д. Дети могут определять выразительные акценты, характер мелодии, сопровождения. Имеют представление, что характер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, в среднем или верхнем регистре, негромко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, поpывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного регистра, отрывистого звучания. Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

25.Певческая деятельность в музыкальном и личностном развитии дошкольников. Содержание вокально-хорового воспитания в детском саду.

Наиболее близким и доступным музыкальным жанром для детей является пение. Оно занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

Пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В пении развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, заметно положительное влияние на физическое развитие детей. Кроме того, в процессе пения де

Объем звуков мелодии песен не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей 3-4 лет — это всего 4-5 звуков, у 6-7-летних детей он расширяется до октавы (8 звуков). Певческие возможности дошкольников в каждой возрастной группе различные. Можно выделить три возрастных периода в соответствии с общим музыкальным развитием детей: до трех лет, от трех до пяти и от пяти до шести (семи) лет.

В первом возрастном периоде малыши накапливают опыт восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт сенсорно-слуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом. Во втором возрастном периоде происходит координация слуха и голоса, музыки и движений, соединения знаний и умений. В возрасте от пяти до шести (семи) лет практические действия подкрепляются знаниями о музыке, обогащаются ими, формируются и зримо проявляются элементы эстетического отношения к пению и музыке вообще.

На занятиях с самыми маленькими детьми использую попевки и небольшие песенки, имеющие подражательный характер (голоса птиц, животных, звуки окружающей действительности, повторяющиеся интонации). С их помощью развивается слух, формируется дикция и артикуляция. Мелодии в них простые, в диапазоне кварты (ре-соль), ритмический рисунок состоит из четвертных и восьмых длительностей, темп и сила звучания средние, дыхание кратковременное. Например, «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, «Зайка», «Андрей-воробей» р.н.п. «Бусел» б.н.п., «Собачка Жучка» А. Филиппенко и др.

У детей трех-четырех лет диапазон — ре-ля, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков. Для них я подбираю песни и попевки тоже несложные, но более разнообразные по своему содержанию: «Сорока», «Дожджык, сонейка вярні» Я. Жабко, «Цыплята» А. Филиппенко, «Мы запели песенку» Р. Рустамова и др.

В 4-5 лет диапазон пения расширяется: ре-си, дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяжные фразы, лучше произносят слова. Для этого возраста подбираю песни и хороводы о природе, окружающей действительности. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания; подбираю песни, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Дети к пяти годам уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, а также смешанное). Мелодии поются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно-громкая. Например, «Василек», р.н.п., «Паровоз» 3. Компанейца, «Маміны рукі» Е. Ремизовской, «Лесенка», «Как под горкой», «Певунок» б.н.п. и др.

В 5-6, 7 лет диапазон шире: ре-до, ре. Дети лучше владеют певческим дыханием — могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. В эти годы проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно-выразительное пение, артистичность, интерес к музыке. В этом возрасте использую более разнообразный песенный репертуар в темпе от медленного до подвижного, с динамикой от тихой до умеренно-громкой, т.к. голосовые связки еще не сформированы. С целью охраны детского голоса во всех возрастных периодах не разрешаю детям петь громко.

В своей работе широко использую белорусские народные песни, попевки, хороводы, их мелодии просты и доступны дошкольникам. Они чаще используются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут применяться в различных жизненных ситуациях.

Известно, что работа над песней состоит из трех этапов:

Ознакомление (1-2 занятия);

Разучивание (3-5 занятий);

Повторение, закрепление (2-3 занятия).

Певческими навыками дети овладевают на втором, самом продолжительном, этапе. Песни различны по степени сложности. Одни усваиваются легко и быстро путем их повторения, другие — постепенно, благодаря упражнениям, помогающим справиться с трудным мелодическим оборотом.

При этом я стараюсь поддерживать эмоциональные переживания детей, создаю теплую, дружелюбную атмосферу и трудовой настрой, использую разные игровые приемы, чтобы процесс обучения проходил активно и увлеченно.

Очень большое внимание уделяю певческой установке. Постоянно слежу за тем, чтобы дети сидели прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись о спинку стула, руки лежали бы на коленях около живота. Во время пения стоя спина тоже должна быть обязательно ровная, руки опущены вдоль туловища.

Среди всех певческих навыков особое внимание уделяю звукообразованию. Для формирования правильного звукообразования применяю такие методы и приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, высоко-художественное выразительное исполнение, музыкально-игровой образ. Учу детей петь естественно — легко, звонко и напевно, светлым звуком, без напряжения и крика. Напевность достигается за счет протяжного пения гласных звуков — а, о, у, э, и; за счет разучивания песни в медленном темпе, пения мелодии без слов на слоги: «лу», «мо», «ля». Например, при разучивании р.н.п. «Зайка, «В огороде заинька» с малышами я использую следующий прием — говорю детям: «Давайте будем звать зайчика ласково и долго, чтобы он услышал нас и не испугался». Дети вместе со мной стараются петь протяжно, напевно, негромко. С детьми гр. «Почемучки 2» для развития напевности использую образное сравнение: «Споем протяжно, тянем мелодию, как ниточку». При этом обязательно моделируем рукой, поем на «ля-ля­-ля» песенки собственного сочинения в жанре колыбельной, вальса.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4740 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...