Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Английская эмпирическая философия Нового времени 5 страница



Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии – Бог, у Гегеля – несотворенная и саморазвивающаяся «абсолютная идея») и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д.Беркли).

Понятие «материя» является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно впервые встречается философии Платона. Термин «материя» имеет немало определений. Аристотель трактовал как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может совершаться без двигающегося, а последнее и есть материя. Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия «энергия», совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике «материя» – обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии «материя» является краеугольным понятием, в разных школах материализма она принимает различные значения.

Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. У всех предметов и процессов природы есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания человека, отражаясь прямо или косвенно в наших ощущениях. Другими словами, они объективны. По этому признаку их объединяют в понятии «материи». Таким образом, в определении материи решается основной вопрос философии: четко утверждается приоритет материи: она первична по отношению к сознанию.

Материяэто объективная реальность, данная человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются нашими ощущениями и существуют независимо от них. Можно и короче: материя – это познаваемая объективная реальность.

Современная научная философия признает субстанциональность материи, но только в определенном смысле – в плане материалистического решения основного вопроса философии и раскрытия природы различных свойств и форм движения тел.

В философии существует несколько основных подходов к пониманию материи:

ü материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество, – являются порождением материи. По утверждению материалистов, материя первична;

ü объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

ü субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, галлюцинация) субъективного, существующего только в виде сознания человека духа;

ü позитивистский подход: понятие «материи» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Некоторые философы усматривают единство предметов и процессов в их реальности, в том, что они существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств, а общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое строение. Она состоит из частей различной величины и качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и их систем, галактик. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается более 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева. Наряду с этим существуют еще частицы, не обладающие массой покоя (фотоны). От «прерывных» форм материи неотделимы «непрерывные» формы. Это разные виды полей – гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать.

Под структурностью материи понимается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной организации. Понятие структуры при этом применимо не только к различным уровням материи, но и к материи в целом. Устойчивость основных структурных форм материи обусловлена ее единой структурной организацией.

Выделяют следующие виды материи: вещество; поле (полевые структуры); плазма; вакуум. Сегодня нам известны пока лишь два типа материи: неорганическая материя и органическая материя. Особым подтипом органической материи выступает общество (социум), включающее в себя несколько уровней.

Вопрос III. Атрибуты материи.

Понятие «атрибут» фиксирует необходимое, неотъемлемое, существенное свойство объекта. Атрибуты материи – это такие неотъемлемые и существенные свойства, которые всегда и везде присущи как всей материи, так и любым отдельным (конкретным) материальным объектам. Сегодня выделяют следующие атрибуты материи: движение; самоорганизация; размещенность в пространстве и времени; способность к отражению.

Важнейшим атрибутом материи является движение. Существовать – значит быть в движении, изменении. Мир находится в постоянном движении, у него нет «выходных дней» для покоя.

45.Движение

Движение – это способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения.

В истории философии постоянно поднимался вопрос, является ли движение атрибутом, т.е. всеобщим, неотъемлемым, универсальным свойством материи или только ее модусом, т.е. частным свойством, которое может быть, а может и не быть. Истоки диалектического понимания движения восходят к Гераклиту, который в образной форме выразил мысль о том, что материальная первооснова постоянно тождественна себе и в то же время находится в состоянии постоянного изменения. Античная философия в лице Гераклита и Эпикура обнаружила источник всякого движения в противоречивости внутренних процессов.

В то же время трудности постижения процесса движения в логике понятий посредством логического доказательства привели античного философа и математика Зенона к формулированию апорий, трудноразрешимых проблем, которые, в противовес чувственным впечатлениям, заставляли усомниться в движении как в атрибуте материи.

Мыслители эпохи Возрождения были уверены, что всякое бытие от целой Вселенной до мельчайших частиц, приводится в движение присущей ему душой. Преимущественное развитие механики в 17-18 вв. привело к тому, что движение стали рассматривать только как механическое движение, т.е. простое пространственное перемещение. Ограниченность метафизических представлений была связана с отношением к движению как модусу с убеждением в необходимости первотолчка. Философы- материалисты 18 в. такие как Толанд и Д. Дидро признавали движение атрибутом материи и понимали его как всеобщую внутреннюю активность.

В современной философии понятие движения истолковывается в широком смысле как любое изменение. Движение характеризуется такими признаками, как вечность, всеобщность, универсальность, противоречивость, атрибутивность, абсолютность и непрерывность, количественная и качественная бесконечность, неразрывная связь с материей, пространством и временем. Одни видят основное противоречие в возникновении и уничтожении, другие – в противоречии пространства и времени, третьи – в противоречии устойчивости и изменчивости. Источник движения, внутренней активности материи есть противоречие, а причина взаимодействия между его сторонами. Иначе как в движении материя не может существовать, движение есть способ существования материи. И с этой точки зрения движение абсолютно. Но понятие движения потеряло бы смысл, если бы не было его противоположности, понятия покоя. Что такое покой? Покой есть состояние сохраняющегося в границах меры движения. И с этой точки зрения оно относительно. В нем фиксируется достигнутый движением результат, оно есть условие качественной дифференциации вещей, процессов, состояний.

Соответственно иерархии форм материи, существуют разнообразные формы его движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи высказывалась многими учеными, но впервые научную классификацию их дал Ф. Энгельс. В основу своей классификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения, 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших, 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам, 4) низшие формы движения входят в высшие в измененном и преобразованном виде. Исходя из этих принципов, и опираясь на достижения науки своего времени, Ф.Энгельс выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Энгельсовская классификация претерпела существенные изменения, но положенные в ее основу принципы сохраняют свое значение и поныне.

Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. «Понятие развития, - отмечал Вл. Соловьев, - сначала настоящего (т.е. 19) столетия вошло не только в науку, но и в обиходное мышление». Выделяются две разновидности процессов развития. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного вида ее организации. Вторая разновидность – это процессы перехода от одного уровня к другому. Развитие также подразделяется на прогресс, при котором имеет место усложнение структуры, повышение уровня организации предмета или явления, и регресс, когда движение происходит в обратном направлении, от более совершенных и развитых форм к менее совершенным.

Движение – это способ существования материи, включающий всякое изменение материальных объектов. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение – это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение физического мира, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми. Мир не может существовать вне движения. Любой объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип движения. При его уничтожении объект распадается и переходит в другой объект, который, в свою очередь, характеризуется определенным набором форм движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще миру в целом и его отдельным фрагментам в частности. Оно также абсолютно, как абсолютен и мир.

Движение материи возникает из самой материи, из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы, оно не привносится извне. Поэтому материя не нуждается ни в каких внешних стимулах и причинах для своего изменения, для движения. Самодвижение представляет собой такое внутренне необходимое изменение материального предмета, которое определяется присущими ему противоречиями;

Движение всеобъемлюще, движется все. Движение абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде разнообразных конкретных форм движения, а покой относителен. Покой представляет собой особый вид движения, в основном колебательного характера, при котором качество данного предмета практически не меняется и предмет остается в целом тождественным сам себе;

Движение представляет собой противоречие, его источником, внутренним импульсом является взаимодействие противоположностей – изменчивости и устойчивости, покоя. Движение постоянно, оно существует всегда, прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.

Движение может быть:

ü количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

ü качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов, их новых свойств и качеств.

Последний тип движения называется также развитием. Развитие может идти в разных направлениях. Поэтому выделяют: а) прогрессивное развитие – от простого к сложному, от низшего к высшему; б) регрессивное развитие – от сложного к простому, от высшего к низшему.

С другой стороны, развитие обладает двумя разновидностями:

1. процессы превращений, не выходящих за рамки соответствующего вида материи;

2. переход от одного уровня к другому.

В свою очередь, количественное движение делится на:

1. динамическое движение – это изменение содержания в рамках старой формы, раскрытие потенциала прежних материальных форм;

2. популяционное движение – это кардинальное изменение структуры материального объекта, которое приводит к возникновению совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение может происходить как эволюционно, так и эмерджентно, т.е. путем ничем не обусловленного «взрыва».

Материя имеет имманентную способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию и воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых и происходит самоорганизация, является т.н. флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате этих флуктуаций существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи, материя приобретает новое состояние – т.н. «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам:

1) диссипативная структура укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии энтропии – притока энергии из внешней среды – и затем развивается по динамическому типу;

2) диссипативная структура распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Первым и самым крупным разработчиком синергетики явился бельгийский философ (русского происхождения) И. Пригожин.

Если содержанием движения материи является изменение материальных объектов, находящихся во взаимодействии, то формой движения материи выступает организация устойчивых связей между взаимодействующими материальными элементами. Поэтому говорят о разных формах движения. Под формой движения принято понимать некие группы изменений, объединенных материальным носителем и типом взаимодействия, а также обусловленной этим общностью своего подчинения действию определенных законов. Ф. Энгельс предложил выделить пять основных форм движения:

ü механическая (перемещение в пространстве),

ü физическая (притяжение и отталкивание, электричество и магнетизм, звук и теплота),

ü химическая (превращение веществ),

ü биологическая,

ü социальная.

Многообразие видов движения получает единство через всеобщие формы, как пространство и время – всеобщие формы бытия, его важнейшие атрибуты.

46.Пространстранство и время

Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризирующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов всех материальных системах. Время – это форма бытия материи, ее структурность, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем.

Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время – это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступают материальный субстрат, то пространство и время являются формами, которые его организуют. Материя не существует вне этих форм, но сами пространство и время тоже не существуют в отрыве от материи. Отделение и их от материального мира возможно лишь в процессе абстрагирования.

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники субстанциональной концепции — Демокрит (по проблеме пространства) и Платон (во взглядах на время) – трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, независимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища совокупности атомов. Без пустоты, по его мнению, атомы лишены возможности движения. Пространство, согласно учению Демокрита, Эпикура, и Лукреция, объективно, однородно, бесконечно. Оно есть вместилище совокупности атомов. Время отождествимо с вечностью – это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему, оно есть вместилище событий.

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель отрицает существование пустоты как таковой. Согласно Аристотелю, пространство неоднородно, и конечно. Оно есть система естественных мест, занимаемых материальными телами. Аристотель утверждал, что как в движении, так и во времени всегда есть некоторое «прежде» и некоторое, отличное от него «после». Именно в силу движения мы распознаем различные, не совпадающие друг с другом «теперь». Время оказывается ни чем иным, как последовательностью этих «теперь», их сменой, перечислением, счетом, числом движения в связи предыдущего и последующего.

Эти две тенденции в истолковании пространства и времени либо как самостоятельных, объективных и не зависимых от вещественного наполнения начал бытия, либо как неотъемлемых внутренних аспектов движущейся материи, получили развитие в дальнейшем. Первая, субстанциональная концепция, просуществовала более двух тысячелетий, подвергаясь лишь некоторым модернизациям и изменениям. Понимание И. Ньютоном пространства как неподвижного, непрерывного, однородного трехмерного вместилища материи совпадало, по сути, с пониманием его Демокритом. Время, согласно Ньютону, – это однородная, равномерная, вечная и неизменная «чистая» длительность. В классической механике Ньютона пространство и время - это объективные данности, которые все в себя вмещают и ни от чего не зависят. Представления, аналогичные взглядам Аристотеля на пространство и время, развивали в Новое время Г. Лейбниц и Р. Декарт. По их утверждениям, не существует ни однородной пустоты, чистой длительности как самостоятельных и независимых начал бытия. Пространство понималось ими как порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Протяженность объектов и длительность процессов, согласно Лейбницу и Декарту, не являются первичными свойствами, они обусловлены силами протяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и изменением.

На протяжении 18-19 вв. субстанциональная концепция – концепция абсолютного пространства и времени стала ведущей как в философии, так и в естествознании, по своему существу эта концепция была метафизична, так как разрывала связь движущейся материи, пространства и времени. Получалось, что могло существовать чистое пространство вне материи и время, абсолютно не связанное с материальными процессами. Пространство и время выступали как пустые вместилища вещей и событий. Против этих утверждений энергично выступил Г. Гегель, который полагал, что чистого пространства и времени не существует, есть только «наполненное пространство», а время есть становление, возникновение и прохождение всех предметов, процессов и явлений.

Естественнонаучные аргументы, опровергающие метафизические представления о природе пространства и времени, стали складываться лишь к концу 19 века, с возникновением в физике электромагнитной теории. Ее развитие привело к необходимости отбросить представления о пустом пространстве. Первоначально его заменили эфиром, который выполнял роль представителя «всюду заполненного», но все же абсолютного и ни от чего не зависимого пространства. Позднее эти представления также были отвергнуты.

Однако субстанциональная и реляционная концепции, как и представления о пространстве и времени, в рамках объективного идеализма Гегеля не ставили под сомнение объективность существования пространства и времени. С точки зрения представителей субъективно-идеалистической линии в философии, пространство и время – это способ расположения впечатлений, следовательно, они имеют психологический источник своего происхождения. И. Кант трактует пространство и время как формы человеческой чувственности, т.е. формы созерцания, согласно которым именно познающий субъект организует данный ему мир в определенный | прстранственно-временной образ. Для Дж. Беркли и Э. Маха пространство и время – это формы упорядоченных рядов ощущений. Английский махист К. Пирсон утверждает, что пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия предметов, а время - это категория восприятия событий. Русский ученый А.А. Богданов считал пространство и время продуктами организующей и гармонизирующей человеческой мысли.

Метафизическая субстанциональная концепция пространства и времени была преодолена в ходе развития науки в 19-20 веках. Н. Лобачевский, Г. Риман высказал предположение о существовании таких свойств пространства и времени, которые не описываются эвклидовой геометрией. В специальной теории относительности А. Эйнштейна было установлено, что геометрические свойства пространства и времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства и времени начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется. Общая теория относительности Эйнштейна показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и взаимодействия материальных систем. В рамках теории относительности было введено понятие единого пространства-времени.

В истории философии и человеческой культуры сложились также две основные концепции осмысления порядка и направленности времени: динамическая и статическая. Динамическая концепция времени восходит к утверждению Гераклита: «Все течет, все изменяется». Она признает объективную реальность временных процессов вообще и течения времени в частности. С точки зрения данной концепции подлинным бытием обладают лишь события настоящего. Прошлое существует лишь в воспоминаниях, о события будущего неизвестно, будут ли они существовать. Только в момент настоящего возможные события на основе прошлых причин приходят в реальное бытие, затем они уходят в прошлое, оставляя лишь след в настоящем. Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был дополнен Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое не существует уже, будущее не существует еще, следовательно, актуально существует лишь настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное длительности мгновение, то, согласно Августину, настоящее тоже не существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает реальностью. Другая концепция – статическая, – не отрицая наличия объективных временных процессов, отрицает разделение времени на прошлое, настоящее и будущее. В ней признается объективным временное отношение «раньше - позже».

Основными свойствами пространства и времени являются бесконечность и неисчерпаемость пространства и времени, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. Всеобщность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума. Выделяются специфические проявления пространства и времени как в микромире, макромире и мегамире, так и в живой и социально организованной материи. Специально анализируются биологическое время, психологическое время, социальное пространство и время. Объективность пространства и времени означает, что они существуют, пронизывая все структуры универсума, независимо от возможности их восприятия или отсутствия таковой.

Свою специфику имеет социальное время, которое, в отличие от биологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. Начав свой отсчет на заре становления человечества, оно на протяжении тысячелетий пребывало в малозаметных изменениях и лишь с первыми ощутимыми признаками научно-технического прогресса в 17 - 18 вв. стало заметно набирать свои обороты. В 20 столетии научно-техническая революция «спрессовала» социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала маленькой и тесной для человечества как единого целого, в а время перемещения из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было немыслимо еще в прошлом столетии. В сложной структуре социального времени выделяются временная компонента индивидуального бытия конкретных людей, социальных коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества. Время и темпы жизни каждого из них различны и имеют свою специфику.

Мир бесконечно разнообразен в своих качественных и количественных проявлениях. Существует множество различных состояний и структурных уровней реальности, каждой их которых, в свою очередь, характеризуется специфическим пространственно-временными свойствами, формами движения. Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих частях и пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные характеристики. С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с другой являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное единство всех своих составных частей.

Проблема единства мира является одной их древнейших проблем в философии. Решение указанной проблемы непосредственно зависит от исходной мировоззренческой позиции, на которой стоит тот или иной философ. В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистической монизм), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единства мира, исходя из него самого, считая его самодовлеющим, ни в ком и ни в чем не нуждающемся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.

Начиная с 18 века, когда наука окончательно оформилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности, появилась возможность с ее помощью более аргументировано отстаивать единство мира, не прибегая к потусторонним силам. Теория Канта - Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения. Теория клеточного строения живых организмов позволила структурно объединить все живое. Периодический закон Д.И. Менделеева связал воедино все химические элементы, а теория происхождения видов Ч. Дарвина не только объяснила единство многообразия всего живого, но и приоткрыла возможности для понимания природы идеального сознания как неразрывно связанного с живым веществом. Данная теория характеризуется переходом от изучения отдельных вещей к изучению процессов и состояний, от разъединения природы к объединению ее в единую систему, что позволило затем лучше понять генезис человека и его сознания, определить их реальное место в мире, и, в конечном счете, показать единство человека и природы.

Создание теории относительности и квантовой механики в 20 века существенно расширило и укрепило понимание того, что мир един, и все в нем взаимосвязано. С появлением во второй половине 20 в. мощнейших ускорителей, современная наука еще больше продвинулась в изучении микромира и сумела доказать единство поля и вещества, корпускулярных и волновых материальных объектов, обосновала неразрывное единство материи, движения, пространства и времени. С точки зрения современной теоретической физики, мир един, потому что на самом элементарном уровне это не что иное, как элементарные частицы и фундаментальные взаимодействия. Помимо естественнонаучных доказательств, идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривать весь мир в виде целостной си системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 371 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...