Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Год.
1. Мировоззрение: сущность, структура, функции.
Мировоззрение – система взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, с помощью которых человек оценивает мир и своё место в мире. Это ядро самосознания личности.
Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. Посвоей сущности мировоззрение - это такая форма общественного сознания, котораянеобходима индивиду для повседневной ориентации в жизнедеятельности.
По характеру формирования и способу функционирования выделяют 2 уровнямировоззрения:
1. рационально-теоретический
2. жизненно-практический
Если на жизненно-практическом уровне мировоззрение формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то нарационально-теоретическом оно складывается сознательно и целенаправленно.
Структура мировоззрение включает 3 компонента:
1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственные составляющиемировоззрения)
2. Миропонимание (интеллектуальная составляющая мировоззрения, на уровнерационально-теоретического уровня представлено научными идеями)
3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам. Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно историческиконкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых ииндивидуальных вариантов.
Структура мировоззрения (по Кузнецовой):
· Познавательный компонент – знания (совокупность знаний – бытовых, обыденных, профессиональных и т.п.
· Эмоционально-волевой – личные взгляды и убеждения (убеждение – твердая уверенность человека в правоте и истинности)
· Ценностный – ценности, идеалы и нормы (ценность – свойство удовлетворять потребностям человека)
· Практический – действия (реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах)
Функции мировоззрения:
1. Познавательная (мировоззрение формирует знания человека о мире);
2. Ценностная (мировоззрение определяет ценности человека);
3. Социальная (мировоззрение помогает человеку ориентироваться в обществе).
2. Мифология и религия – первые исторические формы мировоззренческого постижения мира (сходства и различия).
Исторически первой формой мировоззрения была мифология. В первобытномобществе мифология - основной способ понимания и объяснения действительности, это -господствующее мировоззрение. Происхождение мира, Вселенной, человека, вопросысоциального устройства, отношения между людьми и другие проблемы миропонимания – вотхарактерный круг вопросов, которые находят свое специфическое отражение в мифах.
Миф – особый вид мироощущения, образно-эмоциональное, синкретическое знание о мире и своём месте в этом мире.
Особенности мифа: антропоморфизм (подобный человеку) – перенесение человеческих переживаний, эмоций на окр.мир.; миф всё отождествляет- синкретизм (предмет и образ предмета, естественное и сверхъестественное; предмет – объективное, существующее вне зависимости от нашего сознания, образ предмета - то, как предмет субъективно существует в нашем сознании)
Положительные черты:
· миф выдаёт желаемое за действительное
· создает обнадёживающую картину мира, даёт надежду, учит преодолевать проблемы вместе
· функция мифа – социализация – миф передает человеку знания о нормах, правилах, традициях, ценностях и идеалах, с помощью которых человек вписывается в коллектив.
Недостатки:
· Человек в мифе познает себя, а не мир
· Миф не критичен, он отождествляет субъективное и объективное
· Миф обезличивает личность, требует, чтобы человек жил как все
· Миф – повествование, не требует разрешения вопросов, аргументации ответов, постановки проблемы
· В мифе воспроизводится статичная картина мира, которая требует полноты изложения, не терпит изменений. Миф построен по контрасту, существует бинарная позиция: «абсолютное добро» - «абсолютное зло»
Религия – форма духовно-практического освоения человеком мира, в которой естественным (земным) силам придается статус сверхъестественных.
Особенности:
· Религия - не рефлексивный тип мировоззрения.В религии отсутствует размышлениечеловека над своими взглядами, психическими состояниями, отсутствует их оценка. (Есть представление о должном и егоследует придерживаться)
· Четко делит мир на естественный и сверхъестественный, возможность обратной связи- культ (обряды, ритуалы, с помощью которых существует обратная связь)
· Культ и вера – важнейшие атрибуты религии. Вера – способ осознания мира религиозным сознанием, убежденность человека в чём-либо, не требующая доказательств
· Догматизм
· Основные функции – иллюзорно-компенсаторная, воспитательная, нормативная
· Возвращает нас к себе, напоминает о стыде, религия имеет этическую направленность. В религиозном мировоззрениибольшое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности. Врелигиозном мировоззрениикультивируются чувства любви, терпимости, сострадания,совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.
Общее | Различия |
Вера в сверхъестественное Деятельность фантазий и воображения | Миф отождествляет, а религия разделяет мир естественный и сверхъестественный |
Специфика философского знания. Функции философии.
На определенном этапе развития культуры, мифологическое и религиозное мировоззрения перестают соответствовать потребностям человека в объяснении мира. Формируется философский подход, который ориентирован на постановку и формулировку проблем. Формирует установку на человеческий разум, как единственное средство познания.
Чем характеризовалось это мировоззрение, его основные черты:
1. Основано на знании, а не на вымысле. В отличие от мифологии и религии,которые характеризуются эмоционально-образным отношением к действительности,философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний.
2. Рефлексивно, то есть философское мировоззрение направлено не только наобъективный мир, но и на свое собственное содержание.
3. Логично, то есть имеет внутреннее единство и систему.
4. Опирается на четкие понятия и категории. В отличие от мифологии и религии, которые в решении мировоззренческих задачопираются на веру, философия есть отражение мира в теоретической, рационально-понятийной форме.Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются всоответствующей логически упорядоченной форме.
Как мировоззрение философия представляет собой систему общих теоретическихвзглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Будучи рационально-теоретической формоймировоззрения и отражая мир в
понятийной и категориальной форме, философия предстает и как форма знания.
Предметом философского знания являются всеобщие свойства и связи
действительности, которые касаются:
–– основ бытия;
–– назначения человека;
–– возможностей человеческого познания и преобразования мира.
Философия – учение о всеобщем, об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека, о ценностных основаниях человеческого бытия.
Философию интересуют всеобщие основы бытия, вопрос субстанции бытия. Субстанция – основа бытия, само себя обуславливающее.
Вопросы философии – вопросы культуры (что я могу знать? что я должен знать? на что я могу надеяться? что такое человек?) – ввёл И.Кант
Цель философии – выработка стратегий свободной человеческой жизнедеятельности.
Философии как особой форме познания присущи следующие особенности:
• Универсальность -философское познание связано с выявлением и исследованием всеобщих принциповбытия и познания.
• Системность -философия стремится к упорядочению и систематизации имеющихся знаний о мире ичеловеке.
• Плюралистичность -многообразие философских школ, направлений обуславливает неоднозначность(вариативность) решения фундаментальных философских проблем.
• Критичность -специфика «вечных» философских вопросов определяет необходимость критическогоотношения к опыту предшественников.
• Рациональность: философия - это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальныхчеловеческих потребностей и выработке на их основе жизненных целей, но она предполагаетэти цели лишь как возможные варианты жизни и мысли, она вырастает из потребностичеловека обрести устойчивость, прочность бытия, стремится к логическойаргументированности и обоснованности.
• Персоналистичность: философия персоналистична, личностна, она есть выражение индивидуальностифилософа.
• Рефлексивность -философское мышление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и напроцессы его изучения.
По своей цели философия есть знание свободное от утилитарных практическихинтересов. Полезность не есть цель философии. Аристотель отмечал, что к ней стремятся неради пользы «это наука единственно свободная, ибо она существует ради самой себя»
Функции философии:
· Мировоззренческая – формирование целостного мировоззрения
· Гносеологическая (познавательная): философия - учение об общих законах, источниках и сущности познания, о его возможностях и границах
· Методологическая – (философия помогает сформулировать наиболее общие методологические ориентации познавательной и продуктивной деятельности)
· Критическая – философия берёт роль критической селекции, отражает присущий здравому смыслу дух сомнения, критического мышления
· Благодаря этой функции и способности обозревать объекты, выходя за границы как во времени, так и в пространстве – философия выполняет функцию исторического напоминания
· Духовно-гуманистическая – защита от потери смысла существования
· Эвристически-прогностическая – философия обладает творческим потенциалом для формирования новых идей, способна помочь выбрать наиболее универсальный вариант решения проблемы.
* Разделы философии
· Онтология – учение о бытие
· Гносеология – учение о познании
· Логика – учение о законах, правилах, формах движения
· Аксиология - учение о ценностях, иерархиях
· Этика – учение о моральных ценностях
· Эстетика – учение о прекрасном
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 710 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!