Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личность Ивана Грозного в оценке историков



С.М. Соловьев, историк: “При всех жестокостях царя: его деятельность была шагом вперед к “победе государственных начал”. «Боярские смуты научили Ивана не уважать жизни человеческой, применять меры жестокие, кровавые вместо духовных, нравственных»

Н.М. Карамзин, историк: “Может быть, это был своего рода великий человек, но только не вовремя, слишком рано явившийся России”. «Было два Ивана: до 1560г.-герой добродетели и после 1560г.- неистовый кровопийца. Характер Ивана- загадка для ума»

С.С. Бахрушин, историк: “В лице Ивана Грозного: мы имеем крупного государственного деятеля своей эпохи, верно понимавшего интересы и нужды своего народа и боровшегося за их интересы”.

В.О. Ключевский: «Он поколебал основы порядка, заложенного нашими предками»

Иван Грозный считал себя преемником Римских и Византийских императоров. Российский философ Г.П. Федотов писал по этому поводу: “Византийский император, добровольно подчиняющийся своим собственным законам, гордился тем, что царствует над свободными”: “Московский царь хотел царствовать над рабами и не чувствовать себя связанным законом”: “С другой стороны, восточный деспот, не связанный с законом, связан с традицией, особенно религиозной. Иван IV и впоследствии Петр показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя”.

В эпохе Ивана Грозного историки ищут истоки кризиса нравственности. Она упала тогда, когда, как указывал С.М. Соловьев, “водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего”. Защитник русской земли – “лютый царь” разорял русские города и села “пуще турецких басурманов”. Царь попирал обычаи, традиции, христианские представления о справедливости и порядке.

Вся деятельность Ивана IV – “грозного царя” – отражает трагическое противоборство подлинной мудрости, целеустремленности, невероятной работоспособности и дальновидности с тяжелыми маниакальными приступами необузданного гнева, болезненной неудовлетворенности и подозрительности. Л.Н. Толстой имел основания, когда называл царя душевнобольным.

32) Серебряный век русской культуры: образование, наука, литература, искусство

В начале ХХ в. российская культура приобрела значительный размах и ряд новых направлений.

Произошел подъем в области образования.

Россия имела обширную систему образования, включающую в себя три ступени: начальную (церковно-приходские школы, народные училища), среднюю (классические гимназии, реальные училища) и высшую (университеты, институты). Однако положение начальной школы оставалось тяжелым, о чем свидетельствует очень невысокий процент грамотных в стране – 30% в 1917 г.

Сложные политические и исторические события конца 19 в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Это потребовало поиска новых методов и художественных приемов.

К началу 20 в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя 3 ступени – начальную (церковноприходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты).

Развитие начального образования началось по инициативе демократической части общества. Стали возникать школы нового типа – культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома.

Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений – к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С.Суворин в Петербурге и И.Д.Сытин в Москве.

На рубеже веков развиваются традиционные, и новые области науки. В физике И.Е.Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э.Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. В науке работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П.Павлов, И.М.Сеченов, И.И.Мечников, ботаники К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, физик П.Н.Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С.Попов, философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков. В.С.Соловьев П.А.Флоренский, историки В.О.Ключевский, П.Н.Милюков.

Отечественная наука внесла огромный вклад в мировой научно-технический прогресс, названный “революцией в естествознании”. Физиолог И.П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах (1904 г. – вручена Нобелевская премия). В 1904 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии. Ряд открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский. К.Э. Циолковский заложил основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Конец XIX – начало ХХ в. – “серебряный век” русской культуры, а также время расцвета религиозной философии, основы которой были заложены В.С. Соловьевым. Философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Н. Трубецкой искали пути создания истинно христианского общества.

Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, A.M.Горький, А.П.Чехов.

Этот период стал «серебряным веком» русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб, Д.Мережковский, A.Блок, А.Белый, Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам, И.Северянин, Н.Асеев, Б.Пастернак, B.Маяковский).

Крупнейший реформатор русского театра К.С.Станиславский вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф.Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.В.Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский, Н.А.Римский-Корсаков) выдающихся произведений.

В изобразительном искусстве талантливые художники – И.Е.Репин, В.М.Суриков В.М.Васнецов продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А.Коровин, Н.А.Касаткин пейзажисты А.К.Куинджи, В.Д.Поленов, баталист В.В.Верещагин.

Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых здании (Ф.О.Шехтель – Ярославский вокзал, А.В.Щусев – Казанский вокзал, В.М Васнецов – Третьяковская галерея).

Влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи: в импрессионистских полотнах В.А. Серова и К.А. Коровина, в символистских картинах М.А. Врубеля.

В 1903 г. был создан “Союз русских художников”, который соединил традиционное и новаторское направления в русской живописи.

Музыкальное искусство обогащается творчеством А.И. Скрябина, А.К. Глазунова, С.И. Танеева и др.

Период расцвета переживает драматический театр и балет. “Русские сезоны”, с 1907 г. проводившиеся в Париже С.П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры.

Искусство развивается при содействии предпринимателей-меценатов: С.Т. Морозова, С.И. Мамонтова, П.М. Третьякова и др.

Таким образом, культура России начала ХХ в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски и трудности. ХХ в. многое изменил в сознании всех слоев населения. Ценности XIX в: романтизм, жертвенность, служение народу – утрачивали свою привлекательность. Сборник философских статей “Вехи” (1909 г.) остро поставил вопрос об осмыслении путей дальнейшего развития России.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...