Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Феномен полиса и развитие политической культуры античности

Полис часто характеризуют как город-государство. Плис нетождественен государству в современном понятии этого слова, он никогда не был особым институтом управления, он являлся лишь способом жизнедеятельности человека.

Особенности полиса:

1. Стремление к замкнутости и к самоизоляции в экономическом и культурном отношении

2. Полис - гражданская община, то есть коллектив свободных граждан.

3. Политика - естественное каждодневное проявление жизни.

4. Ключевое определяющее слово для полиса - общность. Индивид - личность, но в рамках общности. Противопоставление отдельного человека полису являлось недопустимым. Это каралось.

5. Идеализация полиса имеет место во всех учениях Античности (Аристотель - "человек-существо полисное", то есть его тяготит к общению, к политике, так он совершенствуется".)

6. Полис как замкнутая автономная община мог существовать только при небольшой численности населения (около 40 000 человек коренных жителей, также были и полусвободные лица). Полурабы исключались из полисной жизни. Поэтому всегда противопоставляется полис другим "варварским" формам общения.

7. Свобода полиса не столько индивидуальная, сколько коллективная ценность. Свободным был лишь тот, кто имел принадлежность к полису. Рабство - нормальная вещь, это природная необходимость.

8. Сама концепция полиса (существование коллектива) порождает концепцию равенства всех ее членов.

9. Цельность и совершенность полиса основывались на подчинении его существования и функционирования закону и право-справедливости. Полисные законы - олицетворение совершенства.

2. Мифологические истоки античного правосознания.

Другой фактор помимо полиса во многом определившее развитие Древнегреческой мысли - миф.

Религия и миф отличаются. Все религии основываются на мифологии. Отличия:

1) Образ божества. В мифологии боги - антропоморфны. То есть очень близки к людям физически и духовно. Модель поведения божества приближена к человеческой для лучшего понимания человеком должного поведения. Образ бога в религии совершенно другой - он поднимается на трансцендентный уровень и не доступен человеческому сознанию. Боги не посещают землю, они абстрактны.

2) Кроме того религия при всей казуистичности норм все-таки стремится к большему обобщению (абстрактности), нежели миф, в котором регулирование ситуитивно и смоделировано.

3) Из мифов вырастают идеи общего блага как целеполагание человеческой мысли. Сам образ носит идеологический характер, это обусловлено и мифологией и феноменом полиса, где все вопросы обсуждаются. Миф диспозитивен, компромисс возможен. Общие собрания всех граждан полиса и принятие решений на них - это нормально для полиса. Демократия. С другой стороны деологичность античного правосознания носит замкнутый вокруг корпоративной общины замкнутый характер, это и впитало аристократия. Мифологические истоки прав осознания порождали единство правового и морального компонента. Закон=справедливость.


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 655 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...