Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Органическая теория Спенсера



Значительное внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов.

СПЕНСЕР РАССМАТРИВАЛ ОБЩЕСТВО КАК СВОЕОБРАЗНЫЙ ОРГАНИЗМ, СЛОЖНЫЙ АГРЕГАТ, РАЗВИВАЮЩИЙСЯ ПО ОБЩЕМУ ЗАКОНУ ЭВОЛЮЦИИ.

Общество взаимодействует с окружающей средой (природа и — или — другие общества) и испытывает на себе влияние этой среды; в результате складывается государство: "Правительство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ".

1. Поначалу основными обязанностями государств были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации.

Ее характерные черты:

· народ и армия имеют одинаковое строение,

· организованы на основе принудительного объединения, централизованной регулятивной системы;

· общество как организм подчинено главному нервному центру и построено иерархически: центр — подцентры — под-подцентры и т.д.;

· место индивида в социальной Иерархии определяется его статусом;

· жизнь, свобода, собственность индивида принадлежат обществу;

· государство устанавливает не только запреты ("чего нельзя делать"), но и предписания ("надо делать то-то и то-то"),

· запрещены и подавляются все объединения и союзы, кроме тех, которые входят в состав государственной организации;

· общество стремится производить все необходимое для его независимого от других обществ существования;

· из духовных качеств членов общества высоко почитаются храбрость, преданность данному обществу, исполнительность, малая инициативность, слепая вера в авторитет, уверенность в необходимости и полезности правительственного вмешательства.

2. Военный тип обществ постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность).

Государство-общество промышленного типа основано не на иерархии (различных статусах), а на равенстве, не на принудительно-деспотическом регулировании, а на свободных договорах и частной инициативе, не на "искусственном распределении" благ правительством в военных целях, а на принципе эквивалента, поощряющем инициативу и предприимчивость, на "естественном распределении" благ по справедливости.

Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости; для этого осуществляется не положительное, а только отрицательное регулирование.

ГЛАВНОЕ РАЗЛИЧИЕ ВОЕННОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЩЕСТВ, ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПЕНСЕРА, В ТОМ, ЧТО "ПРЕЖДЕ ИНДИВИДЫ СЛУЖИЛИ ДЛЯ ЦЕЛИ ОБЩЕСТВА, А ТЕПЕРЬ ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО СЛУЖИТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИНДИВИДОВ".

Спенсер критически писал о ряде сторон современного ему общества. Помимо того, что оно еще сильно смешано с пережитками военного режима, даже и в социальном отношении замечается скорее регресс, чем прогресс.

Спенсер возражал тем, кто, следуя Бентаму, утверждал, что государство есть творец права. "Права, в истинном смысле этого слова, суть выводы из принципа равной свободы... Изучая эти выводы, мы увидим, что не законодательство есть источник права, а право есть основа законодательства".

Спенсер дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право собственности и свободу частной предпринимательской деятельности (исключение Спенсер делал для собственности на землю, которая должна принадлежать обществу; национализация земли предполагалась путем выкупа). Спенсер защищал "право каждого человека заниматься своими делами как ему угодно, каковы бы ни были его занятия, лишь бы они не нарушали свободы других".

Правительственное вмешательство в промышленность, торговлю и духовную жизнь Спенсер расценивал как пережиток военного режима. Оно вредно влияет на развитие промышленности и на характер граждан (насаждает однообразие, пассивное повиновение, безынициативность, мешает естественному приспособлению к требованиям окружающей среды).

Политические права граждан Спенсер рассматривал лишь как средство обеспечения индивидуальных прав. Ссылаясь на опыт истории, он писал, что "права индивидов, лишенных участия в политической деятельности, неизбежно нарушаются.

Причину несостоятельности государственного социализма и коммунизма Спенсер видел в таких недостатках человеческой природы, как любовь к власти, честолюбие, несправедливость, нечестность. "Такой политической алхимии, с помощью которой можно было бы превращать олово инстинктов в золото поступков, не существует".

Обоснование свободы и прав личности как основы общества промышленного типа — несомненно, достоинство социологии Спенсера. Однако Спенсер не воспринял не менее важную идею своего великого учителя — стремление основать промышленное общество на социальном альтруизме, организовать его таким образом, чтобы каждый стремился "жить для других", как говорил Конт. В отличие от Конта Спенсер склонен был толковать отношения членов промышленного общества в духе индивидуализма, доведенного до обособленности и конкурентной борьбы личностей. Он возражал против законов о социальном обеспечении, здравоохранении и других, доказывая, что государственная помощь слабым, больным и неспособным людям приведет к вырождению и гибели рода человеческого, ибо будет искусственно способствовать сохранению "плохоодаренных" индивидов.

3. Спенсер писал, что в результате дальнейшей эволюции, совершенствования людей и общественных отношений промышленный тип будет развиваться к более высокому типу общества, при котором продукты индустрии будут использоваться не для военных целей или увеличения материального благосостояния, а для выполнения высших деятельностей. Тогда же сложится "Союз всех высших представителей цивилизации" и завершит развитие природа человека, личные желания которого будут совпадать с интересами всего общества.

СПЕНСЕР ОБОСНОВЫВАЛ ПРОГРАММУ ПАЦИФИЗМА: "Основным условием возможности достижения высшего общественного состояния, как политического, так и всякого другого, является прекращение войны.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 678 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...