Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Атомисты



Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

весь материальный мир состоит из атомов;

атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т.д.);

12.Сократ и его вклад в философию.

Сокра́т — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Майевтика (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство, где повивать — обвивать, обматывать что-либо собою или чем-либо), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Сократ(469-399г.д.н.э.) древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Жил и учил в Афинах, где его слушали многочисленные ученики: Платон, Аристофен, Евклид из Мегары. Об учении С., который ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. Стремление мира, физическая природа вещей непознаваемы; знать мы можем только себя самих. Это понимание предмета познавания С. выразил формулой: “Познай самого себя”. Высшая форма знания не теоретическая, а практическая - искусство жить. Знание, по С., есть мысль, понятие об общем. Раскрывая понятие через определения, а обобщаются через индукцию. Сам С. дал образцы определения и обобщения этических понятий (например, доблести, справедливости). Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования С. сравнивал с “искусством повивальной бабки”; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название сократовской “иронии”. Этика С. рационалистична: по С., дурные поступки порождаются только незнанием и никто не бывает злым по доброй воле.

13.Философия Платона.

Основные работы Платона(427-347 г.д.н.э.) были в виде диалогов. Платон был учнеником Сократа, поэтому в диалогах одним из главных лиц был Сократ. Диалоги Платона: «Протагор», «Театет»(критика учения Гераклита), «Менон»(излагает мифологическую теорию воспоминания), «Пир»(в нем идет спор софистом, Сократом, врачом, трагическим поэтом...) «Федок»(учение о бессмертности души), «Государство»(здесь Платон излагает систему государства). Идеалистическая этика Сократа ляга в основу учения Платона. Кроме тго Платон основывался на учениях элеатов(о бытие), пифагорском учении о числах. Учение Платона - философия объективного идеализма. По Платону мир чувственных вещей не является миром подлинно сущего, он изменчив, не постоянен. Только простое и устойчивое может быть подленной сущностью. По его мнению сущностью мира явл идеи, они безтелесны, неизменны, недоступны чувствам, постич их можно только разумом. Идеи являются причинами чувственных вещей, они порождают, создают, чувственные вещи. Пла не дал четкого ответа на вопрос какие сущетсвуют взаимоотношения между идеалами чувственными вещами. Взаимоотношения и вещами: 1) Чувственные вещи подрожают идеям, как своим образцам 2) Чувственные вещи участвуют в идеях 3) идеи присутствуют в вещах. Среди идей есть внешняя идея- идея блага(добра), человеку эта идея недоступна(трансцендентна). Платон представлял себе мир в виде пирамиды ** Идея блага ** Материя (небытие) остальные вещи (бытие). Но не только идеи участвуют в создании вещей, в создании вещей участвует и материя. В диалогах «Пир» и «Парменид» Платон по разному объясняет происхождение щувственных вещей. В диалоге «Парменид» взаимоотношения между бытием и небытием происходит в самих идеях. В диалоге «Пир» мир бытия это идеи, мир небытия это материя, чувственные вещи находятся между этими 2мя мирами. **Проблема души и тела** Знание являтеся основанием для нравственных поступков. Платон различает в человеке бессмертную душу(единную, недилимую) и смертное тело(делимо, состоит из частей). Душа бессмертна, её сущность в самодвижении. Почему душа нуждается в теле?(на этот вопрос Платон не смог ответить). Душа человека состоит из 2 частей: высшая часть разум- может созерцать мир идей. Низшая часть - чувства. После смерти тела душа отделяется от тела, чтобы вселиться в другое живое существо. Самые совершенные души переселяются в царство идей. Согласно теории Платона - познания человека это воспоминание души человека, её пребывания в мире идей. Душа стремится к совершенству, для этого необходимо подчинить свои чувственные влечения и стремиться к благу(добру). **Этика Платона** Всех людей Платон делит на три типа, в зависимостиот того, какая часть души преобладает: 1) Разумная часть - эти люди стремиятся созерцать красоту и порядок идей, стремятся к добру.(мудрецы или философы) 2) Аффектиная часть- человек стремится к благородному, эти качества нужны воинам 3) Вожделяющий тип людей - склонны заниматься физическим трудом, они обеспечивают материальную жизнь государства (ремесленники, крестьяне). Плавной добродетелью Платон считает меру. **Учение Платона о государстве** - Человек существует для государства, а не государство для человека.

14.Философская система Аристотеля.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп: 1) Физические трактаты («Физика»)

2) биологические трактаты («О душе»)

3) Сочинения о «первой философии»(Метафизика)

4) Этические сочинения («Эвдемова этика»)

5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика»)

6) Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика»)

7) Логические трактаты («Категории»).

Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика - изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе: 1) Поэтика 2) Риторика - теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство.

Аристотель явл родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика). Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий, которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл. На протяжении всего рассуждения нельзя произвольно менять предмет нашей мысли. (главной лог ошибкой явл подмена понятия). Лог ошибка, допущенная специально - софизм, а если случайно - паралогизм. Напр: *Все законы публикуются в спец кодексах. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется в спец кодексах.(ложь). 2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной или ложными будут обе. Из этого закона Аристотель вывел: В одно и то же время, об одном и то же предмете, в одном и том же отношении, нельзя высказать 2 противоположных суждения. 3) Закон исключенного третего - из двух суждений из которых одно утверждаетчто либо о предмете, а другое это самое отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Напр: Менделеев открыл закон. Менделеев не открывал закона. **Формы мышления** Аристотель разарботал 3-и формы мышления. Логика Аристотеля изучает структуру мышления человека. Формы мышления представляют собой способы отражения мысли(понятие, суждение, умозаключение). 1) Понятие - форма мысли, которая отражает предмет в его общих и существенных свойствах. Понятие выражается словами и словосочитаниями. Оно имеет объем и содержание. Объем - это все предметы, на которые понятие распространяется. Содержание - это существенные свойтства предметов одного класса. Объем и содержание находятся в обратно-пропорциональной зависимости. С увелечением объема уменьшается содержание. Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Деление понятия - этот лог операция, раскрывающая одно понятие. Аристотель рассмотрел те способы, благодаря которым содержание(мысль) приобретает форму. Философские понятие - это наиболее общие понятия, имеющие наибольший объем. Чтобы раскрыть содержание надо дать определение. Определение через ближайший род и видовое отличие: в каждом определении есть определяемое и определяющее понятие. Чтобы определить понятие нужно найти к определяемому понятию ближайшее родовое понятие (большее по объему) Аристотель вывел ряд правил по определению понятия: Определение должно быть соразмерным (совпадение по объему определяющего и определяемого) и т.д. Деление - лог операция, раскрывающая объем понятия. Аристотель вывел 2 вида деления: 1) Дихотомия - деление на 2 класса (противоположных), Напр студентов можно разделить на студентов РФФ и студентов не РФФ. 2) Многотомия - многочленное деление, содержит несколько классов. *Суждение - это мысль в которой что либо утверждается или отрецается Формула суждения: [S есть P] где S- субъект нашей мысли, P - предикат - то, что говорится о предмете мысли. «есть»- связка (может не быть). Напр: Кто автор романа Война и Мир? - (Л.Толстой)[P] (автор романа Война и Мир)[S]. Какой роман написал Л.Толстой (наоборот). В суждении, в отличии от понятия может говориться о любом св-ве предмета (существенном или несущественном). Суждение может быть истинным или ложным(в отличии от понятия). Понятие более учстойчивее во времени, чем суждение. Понятие отражает процесс познания сущности предмета, оно как бы отражает урвень нашего знания о предмете. К понятию мы приходим через суждение. Умозаключение - это форма мышления в которой на основании имеющихся знаний(суждений) мы получем в виде вывода новое знание. Те суждения, которые нам даны называются посылками. Сложность умозаключения заключается в умении правильно сделать вывод. Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция. В работе «Аналитика» Ар исследовал дедуктивное умозаключение. Ар считал, что главным в его логике явл теория дедукции. Дедукция - это умозаключение, которое происходит от общих суждений к частным единичным выводам. Из дедуктивных умозаключений Ар главное внимание уделил простому категорическому силлогизму (это заключение в котором посылки и выводы явл простыми категорическими суждениями). Ар вывел условия, при которых вывод в любом умозакл будет истинным. Таких требований два: 1) Посылки должны быть истинными суждениями 2) В умозакл связь между посылками должна осуществляться с соблюдением всех правил логики. Напр: Все гражд Украины имеют право на труд. N - гражд Украины. N имеет право на труд. Кроме 2 основных требований Ар построил 7 дополнительных правил: 1) В простом категорическом силлогизме существ 3 термина: субъект, предикат и средний термин (медиус). В первой посылке находится предикат, во второй - субъект. 2) Средний термин должен быть распределен (взят в полном объеме) хотябы в одной из посылок. Напр: Все гражд Украины имеют право на труд. N имеет право на труд. Вывод: N - гражд Украины делать нельзя. 3) Если термин не распределен в посылке то и в выводе он должен быть не распределен (термин - это субъект или предикат) Напр: Наука - форма обществ сознания. Наука - культурное явление. Наука - средний термин. Вывод: некоторые культурные явления являются формами общественного сознания. 4) Если одна из посылок отрицательна, то и вывод получается всегда отрицательным. 5) из двух отрицательных посылок никакого вывода не следует. 6) Если анализ посылок частное суждение то и вывод будет частным. Напр: Все металлы электропроводны. Некоторые металлы имеют выс. Темп плавления. Вывод: некоторые элементы имеющие высокую температуру плавл электропроводны. 7) Если посылки явл частными суждениями, вывод делать нельзя. Всё учение Ар о силлогизмах получило название силлогистика. Создание теории доказательства это также заслуга Ар.

15.Особенности философии Средневековья.

До сих пор спорят как дотировать средневековую философию. (4...5 - 15в.н.э.). Христианство возникает в 1..2 столетиях нашей эры в восточных провинциях Римской империи, а затем распространяется на средиземное побережье. Время возникновения Христианства связывают с глубоким кризисом рабовладельческого строя. Именно с христианством связана средневековая философия. Идея Христианства лежит в идеи божьего спасения. Одной из главных и важных идей которую выдвинуло христианство это то, что все люди перед богом равны. Основным источником христианства была иудейская религия, христианская религия полностью приняла еврейский старый завет. В начале христианство в основном было религией угнетенных масс. Постепенно к этой религии присоединяются и другие классы общества. Но клир (место священников и т.д.) захватили именно богатые слои общества. Позже при Константине Великом христианство в Римской империи признается государственной официальной религией. Все языческие культы были запрещены. Халкидонский собор(451г) закрепил официально положение христианской религии в Риме. Христианская религия вырабатывает определенно мировоззрение, которое и называют христианской философией.

Первой фазой христианства была патристика, которую делят на два этапа: 1) на первом этапе заложена сильная единая церковь и изложены основные христианские догматы (325г. Николаевский собор). 2) второй этап патристики характеризуется творчеством Августина. Патристику разделяют 1) По роли в обществе а) апологическая б) систематическая 2) По развитию а) западная б) восточная 3) греческая и латинская.

Второй фазой была эпоха схоластики (8-14..15в) В этот период христианская философия развивается более основательно. Схоластика делится на 1) Ранняя схоластика 8...12в 2) Расцвет 13в 3) Поздняя схоластика 14...15в Для схоластики характерна связь с работами Аристотеля. Филисофия Аристотеля считались образцом.

Главными категориями этой философии являются: идея откровения, идея творения, номинализм, реализм, универсал. Общественное сознание в этот период было обращено прежде всего, на борьбу с язычеством и на становление христианства, которое было монотеистичным, так как в центре христианства был единый Бог, но в отличии от предшествующих религий он находился вне мира, он был первичен по отношению к нему.. Христианство приходит на период феодализма, предоставляющего собой готическую культуру. Именно в готике выражено стремление абсолюта к Богу. Из небольшой секты христианство стало одной из главных идеологий государства.

16.Патристика. Августин Блаженный.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...