Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Нравственность в Исламе



Ислам определяется как религия, которую Аллах ниспослал нашему пророку Мухаммаду (да снизойдет милость Аллаха на него и на его семью) с целью упорядочения отношений человека с его Создателем, с самим собой и с другими людьми. К области отношений человека с Создателем относится акъида и поклонения (ибадат). В область отношений человека с самим собой входят нравственность, пища, одежда. К области взаимоотношений людей друг с другом относятся их взаимоотношения и наказания.

Ислам решает все проблемы человека и рассматривает человека как неделимое целое, вследствие чего и решает его проблемы единственным путем. Ислам построил свою систему на духовной основе, которой является акъида, и в соответствии с этим, духовный аспект является основой его культуры, основой его государства и основой его шариата.

Хотя исламский шариат ясно и подробно изложил все системы подобно системе поклонения, системе взаимоотношений и системе наказаний, тем не менее, он не определил для нравственности подробную систему. На нравственность Ислам обратил внимание как на приказы и запреты Аллаха, не рассматривая ее подробно в том смысле, что для нравственности следует уделять какое-то особенное отличительное внимание, выделяя ее среди других систем. Напротив, с точки зрения изложения законов нравственность по сравнению с другими законами шариата имеет менее подробное изложение. В исламском праве для нравственности не определена специальная глава и поэтому в книгах по исламскому праву, которые заключают в себе шариатские законы, мы не находим главы под названием “нравственность”. Более того, ученые по фикху и мужтахиды не заостряли свое внимание на изучении и выводах в этой области.

Нравственность никоим образом не оказывает влияния на возникновение общества, поскольку общество строится на системах жизни, и на общество оказывают влияние чувства и мысли. Нравственность же не оказывает влияния на возникновение общества, на его развитие или упадок. Влияющим фактором на общество являются бытующие там общепризнанные нормы, вытекающие из понятий о жизни. Ведущим фактором в обществе является не нравственность, а применяемые в нем системы законов совместно с мыслями и чувствами, которые несут люди. Сама же нравственность исходит из мыслей и чувств и является результатом применяемой системы.

Согласно этому нельзя чтобы в обществе распространялся призыв к нравственности. Поскольку нравственность является результатом приказов Аллаха. То есть из призыва к акъиде и полному применению Ислама вытекает призыв к нравственности. Призыв к нравственности искажает исламские понятия о жизни, удаляет людей от правильного и глубокого понимания сущности общества и его составных факторов, одурманивает их мыслями об индивидуальных нравственных достоинствах и приводит к тому, что люди остаются в незнании об истинных средствах развития жизни.

Поэтому опасно превращать исламский призыв в призыв к нравственности, поскольку это дает представление о том, что исламский призыв – это призыв к нравственности и скрывает идейный образ об Исламе, мешая пониманию его людьми. Такое неправильное представление уводит их от единственного пути, который приводит к претворению Ислама в жизнь, то есть уводит от идеи построения исламского государства. Исламский шариат, разрешив вопросы области отношения человека с самим собой посредством законов шариата, касающихся нравственных качеств, не определил нравственность системой, как это имеет место в случаях поклонения и взаимоотношений. Вместо этого Ислам обратил внимание на осуществление определенных ценностей, приобретение которых приказано Аллахом, таких как честность, верность, правдивость, не завистливость. Эти ценности приобретаются лишь в результате следования требованиям Аллаха относительно осуществления нравственной ценности как добродетели и достоинства. Например, верность - это нравственное качество, приобретение которого приказано Аллахом, и при исполнении верности является обязательным преследовать ее нравственную ценность. Поэтому этим качеством достигается нравственная ценность, которая называется нравственностью. Когда нравственные качества происходят как результат действий человека подобно тому, как скромность является следствием выполнения молитвы или когда они присутствуют вследствие обязательности их соблюдения во взаимоотношениях как, например честность в торговле, то здесь не приобретаются нравственные ценности. Ибо в данных действиях целью не являлось достижение нравственных ценностей. Эти качества, появляющиеся в результате действий, а также вследствие обязательного соблюдения этих качеств, являются нравственными качествами мусульманина, когда он поклоняется Аллаху, а также во время совершения им поступка из области взаимоотношений. В первом случае, выполняя намаз, мусульманин приобретал духовную ценность, а во втором случае, совершая торговлю, он приобретал материальную ценность, и одновременно с этим он характеризовался нравственными качествами.

Шариат объяснил качества считающиеся благородной нравственностью и качества, считающиеся плохой нравственностью. Вследствие чего человек призывается к благородным качествам, как, например, честности, верности, жизнерадостности, стеснение, уважению родителей, сохранению хороших отношений с родными, избавлению от печали, а также пожеланию другим того же, чего человек желает самому себе. На эти и им подобные качества обращено внимание, как на требование следовать приказам Аллаха. И соответственно запрещены плохие качества, как, например, ложь, предательство, зависть, неправедность и им подобное. На эти и им подобные качества обращено внимание как на качества, запрещенные Аллахом.

Нравственность является частью шариата, то есть частью приказов и запретов Аллаха. Мусульманину необходимо их соблюдать, чтобы его руководство Исламом было завершенным и чтобы его выполнение приказов Аллаха было полным. Однако достижение нравственности во всем обществе происходит путем образования исламских мыслей и чувств, и с воплощением ее в обществе, она обязательно воплотится и в личностях. Естественно, что достижение этой нравственности не может происходить путем призыва к нравственности, а происходит таким путем, о котором уже было указано, то есть благодаря образованию в обществе мыслей и чувств. Тем не менее, начальная стадия деятельности по осуществлению этой цели, требует подготовки сплочения таким образом, чтобы оно прониклось Исламом в его полной форме. В этом сплочении индивиды являются частями группы, а не отдельными самостоятельными индивидами и их целью будет являться распространение в обществе полного исламского призыва, чтобы таким образом образовать исламские мысли и чувства. Следствием восприятия Ислама массами людей будет являться и соответствующее восприятие ими нравственности. Следует ясно понимать, что эти наши слова свидетельствуют о том, что нравственность является окончательно обязательным требованием в силу наличия соответствующих приказов Аллаха и обязательности претворения Ислама, а также они утверждают, необходимость того чтобы мусульманин следовал высоким нравственным качествам.

Всевышний Аллах во многих сурах Благородного Корана объясняет те качества, которыми должен характеризоваться человек и к которым он должен стремиться. Эти качества есть акъида, поклонения, взаимоотношения, и нравственность. И необходимо, чтобы эти четыре качества присутствовали вместе.

Всевышний Аллах в суре “Лукъман” сказал:

“Вот сказал Лукман своему сыну, увещевая его: “О сынок мой! Не придавай Аллаху сотоварищей: ведь многобожие - великая несправедливость”. И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его в два года. Благодари Меня и твоих родителей: ко Мне возвращение. А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания, то не повинуйся им. Сопровождай их в этом мире к доброму и следуй по пути тех, кто обратился ко Мне. Потом ко Мне ваше возвращение, и Я сообщу вам о том, что вы совершили. “О сынок мой! Если это будет на вес горчичного зерна и будет в скале, или в небесах, или в земле, - Аллах выведет его. Поистине, Аллах мудр и сведущ! О сынок мой! Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло - ведь это из твердости в делах. Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво. Поистине, Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых! И соизмеряй свою походку и понижай свой голос: ведь самый неприятный из голосов - конечно, голос ослов”. “Лукъман” /31:13-19/

Всевышний Аллах в суре “Ал-Фуркъан” сказал:

“А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: “Мир!” И те, которые проводят ночи перед своим Господом, поклоняясь и стоя. И те, которые говорят: “Господи наш, отврати от нас наказание геенны! Ведь наказание ею - бедствие! Поистине, она плоха как пребывание и место!” И те, которые, тратя, не расточительствуют и не скупятся, а бывают между этим ровны. И те, которые не призывают с Аллахом другого божества, и не убивают душу, запрещенную Аллахом, иначе как по праву, и не прелюбодействуют. А кто творит это, тот встретит воздаяние. Удвоено будет ему наказание в день воскресения, и будет пребывать он в нем вечно униженным, кроме тех, кто обратился и уверовал, и творил дело доброе, - этим Аллах заменит их злые деяния благими: поистине, Аллах Прощающ, Милосерден! А кто обратился и творил благое, то, поистине, он обращается к Аллаху с верным обращением. И те, которые не свидетельствуют криво (ложно), а когда проходят мимо пустословья, проходят с достоинством. И те, которые, когда им напомнишь знамения их Господа, не повергаются ниц глухими и слепыми к ним. И те, которые говорят: “Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства прохладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!” Они будут вознаграждены горницей за то, что терпели, и встречены будут в ней приветом и миром, - вечно пребывая там. Прекрасно это, как пребывание и место!” “Аль-Фуркъан” /Различение 25:63-76/

Всевышний Аллах в суре “Ал-Исра” говорит:

“И решил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям - благодеяние. Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им – уф! И не кричи на них, а говори им слово благородное. И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: “Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким”. Господь ваш лучше знает, что у вас в душах, если вы добродетельны. И поистине, Он к обращающимся прощающ! И давай родственнику должное ему, и бедняку, и путнику и не расточай безрассудно, - ведь расточители - братья сатаны, а сатана своему Господу не благодарен. А если ты отвратишься от них, ища милости от твоего Господа, на которую надеешься, то скажи им слово легкое. И не делай твою руку привязанной к шее, и не расширяй ее всем расширением, чтобы не остаться тебе порицаемым жалким. Поистине, Господь твой простирает удел, кому Он пожелает, и распределяет. Поистине, Он о своих рабах знающ и видящ! И не убивайте ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас: поистине, убивать их - великий грех! И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это - мерзость и плохая дорога! И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву. А если кто был убит несправедливо, то Мы его близкому дали власть, но пусть он не излишествует в убиении. Поистине, ему оказана помощь. И не приближайтесь к имуществу сироты иначе, как с тем, что лучше, пока он не достигнет своей зрелости, и исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят. И будьте верны в мере, когда отмериваете, и взвешивайте правильными весами. Это - лучше и прекраснее по результатам. И не следуйте тому, о чем нет у вас знания. Воистину, и слух, и зрение, и сердце будут обо всем этом спрошены. И не ходи по земле торжествуя, ибо не можешь ты ни расколоть землю, ни сравняться с горами вышиной. Все это зло – ненавистно взору Господа твоего”. “Аль-Исра” /Перенес ночью 17:23-38/

Эти аяты в данных трех сурах представляют собой единое целое, представляя различные качества, которые раскрывают образ мусульманина и показывают исламскую личность в ее единственной и отличительной сущности, явно отличающейся от других. В этих аятах можно легко заметить, что эти качества являются приказами и запретами Всевышнего Аллаха. Некоторые из них касаются доктрины, некоторые касаются поклонения, другие же относятся к взаимоотношениям или к нравственности. Ясно видно, что эти качества не ограничиваются только нравственностью, а наряду с ней охватывают доктрину, поклонения, взаимоотношения. Все эти качества формируют исламскую личность. Таким образом, если ограничиваться лишь нравственностью, то это не формирует исламскую личность. Для того чтобы нравственные принципы осуществили цель, ради которой они и предписаны, они должны строиться на духовной основе, то есть на исламской акъиде и их следует формировать, основываясь на этой акъиде. Согласно этому мусульманин не характеризуется честностью из-за самой честности, а характеризуется ею из-за того, что это приказано Аллахом, хотя и преследует осуществление нравственной ценности, когда говорит правду. Таким образом, нравственность не приобретается из-за самой нравственности, а приобретается из-за того, что это приказано Аллахом.

Отсюда следует, что мусульманину необходимо характеризоваться нравственными качествами и выполнять их в обязательном порядке с должным подчинением, ибо это связано с богобоязненностью. Поскольку, нравственные качества, проявляются в результате совершения поклонения:

Поистине, молитва запрещает распутство и мерзость”. “Ан-Намль” /Муравьи 28:45/

А также, их следует обязательно соблюдать в области взаимоотношений:

“Религия есть взаимоотношения” (хадис).

Более того, нравственные качества являются сами по себе определенными предписаниями Аллаха, это укрепляет мусульманина, делая их его обязательными качествами. Таким образом, слияние нравственных качеств с остальными системами жизни человека – наряду с тем, что сами нравственные качества являются самостоятельными качествами – является достаточным для того, чтобы благочестиво подготовить мусульманина, особенно если помнить, что нравственные качества приобретаются в ответ на требование Аллаха, а не из-за того, что эта нравственность полезна или вредна в жизни. И это делает приобретение благой нравственности постоянным и устойчивым делом, до тех пор, пока мусульманин следует принципам Ислама и не гонится за корыстью. Поскольку в нравственности не преследуется материальная выгода, и она обязательна, должна быть далека от нравственности, так как при ее соблюдении преследуется только нравственная ценность. Никакие другие ценности, то есть материальные, духовные и гуманные, не должны иметь вмешательства в нравственность, чтобы не допустить беспорядка в соблюдении нравственности и ее приобретении. Следует четко разграничивать материальные ценности от нравственности, и помнить о недопустимости соблюдения нравственности ради получения материальной выгоды и пользы, ибо в этом для нее имеется угроза.

Заключение: нравственность не является из числа основ, влияющих на построение общества, а является из числа основ индивидуума. Отсюда следует, что исправление общества, происходит не на основе нравственности, а на основе исламских мыслей и исламских чувств, с одновременным претворением в жизнь исламской системы. При этом, хотя нравственность и является из числа основ индивидуума, тем не менее, она не должна рассматриваться отдельно от других основ индивидуума. Наряду с нравственностью должны иметь место акъида, поклонения и взаимоотношения. Так, человек, обладающий высокой нравственностью, но при этом не являющийся приверженцем исламской акъиды, не заслуживает никакого внимания, поскольку в этом случае он будет неверным – что является самым большим грехом. Не заслуживает внимания и тот, кто, обладая высокими нравственными качествами, не выполняет поклонения, и не следует в своих взаимоотношениях законам шариата. Следовательно, в процессе исправления человека должно уделяться внимание наличию у него акъиды, поклонения, взаимоотношений и нравственности. Согласно шариату, запрещено уделять внимание только нравственности, оставляя при этом остальные качества. Более того, нельзя обращать внимание на что-либо, пока не будет уверенности в благополучии положений исламской акъиды. В основе нравственности лежит то, что она должна строиться на исламской акъиде и то, что мусульманин должен характеризоваться ею в ответ на приказы и запреты Всевышнего Аллаха.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 724 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...