Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характерные черты этических воззрений Средневековья



Этика средневековой Европы V - XI вв. (период феодализма) складывалась в жестких рамках религии. В основу этической мысли легла идея Бога как морального абсолюта. Бог - объективный, безусловный, единственный источник морали.

Средневековая этическая мысль отрицает античную моральную философию, основывается на вере, а разуму и воле человека отводит второстепенную роль. Для христианской этики Средневековья характерны:

* пессимистический взгляд на земную жизнь людей;

* оптимистическое упование на Царство Божие;

* утверждение ригоризма, аскетизма и полного подчинения воле Божьей Центром христианской этики является идея любви к Богу. Эта идея:

* придает морали общечеловеческий статус;

* является универсальным принципом морали;

* рождает новую добродетель - милосердие, нравственное отношение ближнему.

Идея любви к Господу и ближнему получает выражение в "золотом правы морали": "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Евангелие от Матфея).

Для феодального общества характерна слитность морального сознания с другими формами общественного сознания (религией, философией наукой и др.). Теология Средневековья включает религиозную, философскую, этическую проблематику. Решение этих проблем ограничено христианской догматикой.

Религия являлась господствующей идеологией феодального общества Главенство религиозной идеологии закреплялось интересами правящих классов, монополией церкви в духовной культуре общества.

Церковь монополизировала и образование:

* начальные школы существовали при храмах и монастырях;

* богословский факультет был главным в университетах;

* духовенство являлось самым образованным сословием. Образование носило схоластический характер,

Религиозные тексты не подвергались рациональному осмыслению.

Феодальный строй - иерархия, в основе которой лежат:

* корпоративные связи (цеха ремесленников, купеческие гильдии, крестьянские общины, рыцарские ордена);

* социальная зависимость людей (закрепление крестьян землевладельцами, вассальная служба феодалов);

* общинная порука.

В феодальном обществе идеалы раннего христианства претерпели изменения: официальная религиозная идеология преследовала инакомыслящих (еретиков), оправдывала богатство, освящала социальное неравенство.

Человек находился в моральной зависимости от общности, к которой принадлежал. Существовать вне системы взаимозависимостей люди не могли.

Была сформирована корпоративная мораль, которая:

* включала представление о справедливости по сословному признаку;

* указывала человеку место в сословной иерархии, образ жизни, размеры богатства, стиль поведения и пр.;

* определяла ценность человека в зависимости от сословной принадлежности;

* устанавливала сословную субординацию.

Осмысление сословно-корпоративной морали проходило в рамках религиозного мировоззрения. Церковь освящала сословное неравенство, проповедовала терпимость, покорность, непротивление злу. Несправедливость, жестокость общественных отношений объясняла греховностью каждого человека.

Официальная религиозная идеология объявляла труд уделом черни, обслуживающей "благородные" сословия, и одновременно средством спасения души. Она осуществляла внеэкономическое принуждение к подневольному труду.

В общественном сознании важное место занимали традиции. Они, как и религия, закрепляли корпоративные связи и социальное неравенство.

Нормы морали были различны для разных сословий и групп. Они были оформлены в виде нравственных кодексов (уставы цехов и гильдий, кодексы рыцарских орденов и др.), которые содержали жестко регламентированные права и обязанности.

Все сословия объединяло христианство:

* каждый человек - раб Божий, обладающий бессмертной душой;

* убийство любого человека - смертный грех.

Ценность человеческой жизни выросла. В отличие от рабовладельца феодал не мог безнаказанно убить крепостного крестьянина. Это не относилось к инакомыслящим, еретикам. Они были вне морали. Убийство еретика не осуждалось официальной религиозной моралью.

Философско-этическая мысль Средневековья (официальная этическая доктрина)

L Августин Блаженный 2. Фома Аквинский 3. Ансельм Кентерберийский

1. Августин Аврелий Блаженный (345 - 430) был обращен в христианство в 30-летнем возрасте. Одной из основных тем его философии стало духовное перерождение, просветление человека под воздействием благодати Божьей.

Августин Блаженный утверждал:

* человек греховен и слаб;

* Господь всесилен, абсолютен, совершенен, самодостаточен; Бог - это добро, благо;

* высшим благом является воля Господа;

* заповеди Божьи не измеряются человеческими мерками, они абсолютно совершенны;

* спасение человека заключается в искренней вере.

Августин Блаженный считал, что все, созданное Богом, не должно подвергаться сомнению и является абсолютным благом.

Человек - венец творения, он находится на вершине природной иерархии. Тело человека - не "сосуд греха", оно прекрасно, так как сотворено Богом.

Августин Блаженный считал, что:

* земные блага и чувственные удовольствия имеют право на существование, но они играют второстепенную роль, поскольку богатство, удовольствия и прочее отвлекают от мыслей о Боге;

* интеллектуальные и эстетические блага помогают человеку постичь Бога;

* мораль должна быть обращена к Богу, корни морали - в Божественном начале;

* судьбы людей предопределены, поскольку:

* человек создан способным к безгрешной жизни;

* человеку дана свобода морального выбора;

* свобода человека изначально направлена на добро (заповеди Божьи);

* зло не коренится в бытии, так как бытие - творение Божье, а представляет собой отказ от добра, нарушение воли Бога;

* человек сосредоточился на вторичных земных благах, отступил от велений Господа, впал в гордыню, возомнил, что может быть как Бог.

Августин Блаженный пытался дать ответ на вопрос об источнике зла (входило ли грехопадение человека в замысел Божий?). В итоге Августин утверждал, что эта тема непостижима для человеческого ума.

Августин оправдывал социальное неравенство в феодальном обществе. Он говорил: "Первейшая и повседневная власть... - это власть господина над рабом. Церковь должна заботиться не о том, чтобы сделать рабов свободными, но чтобы сделать их добрыми".

2. Фома Аквинский (1225 - 1274) попытался преодолеть конфликт между верой и знанием, совместить мораль и религию. Фома Аквинский утверждал, что:

* предметы теологии и философии совпадают;

* в религии присутствуют догматы, которые могут быть доказаны теоретически;

* научное обоснование догматов христианства укрепляет веру;

* ряд христианских догматов недоступен уму людей.

Бог является благом. Высшим благом для человека является единение с Богом, интеллектуальное созерцание Бога. Блаженство единения с Господом не связано с эмпирическим, чувственным блаженством, а является результатом интеллектуальной деятельности.

Блаженство в эмпирическом мире ограничено, поскольку познание Господа через его выражение в земных явлениях искажено чувственным началом человека. Полным и вечным блаженство может быть только в загробной жизни.

Фома Аквинский считал, что все, что создано Богом, является абсолютным благом, поэтому абсолютного зла не может существовать. Оно рождается в деятельности человека.

Причины зла:

* неподчинение человека правилам, законам;

* несовершенство воли человека;

* неверный моральный выбор.

Нравственность реализует добродетели. Добродетельный поступок - действие, выражающее сознательный выбор, волю индивида. Добродетели Фома Аквинский подразделял на:

* умственные - интеллектуальные и практические (ум и благоразумие);

* нравственные, основанные на чувствах и тесно связанные с умственными добродетелями (справедливость и т. п.);

* богословские (вера, надежда и важнейшая добродетель - любовь). В сознательных, свободных поступках человек руководствуется не страстями, а разумом. Страсти человека:

* являются свойствами низшей, чувственной природы;

* морально нейтральны;

* приобретают моральные характеристики только тогда, когда подчинены (или не подчинены) разуму.

По мнению Фомы Аквинского, человеческий разум является низшей ступенью высшей разумности и тесно связан с абсолютным Божественным разумом. Божественный разум руководит людьми посредством:

* благодати (Божьего промысла, участия в жизни людей);

* закона, указывающего высшее благо, задающего направление деятельности людей. Фома Аквинский выделял:

* "вечный закон. Божественную премудрость". Он выражается в религиозных заповедях, в совести людей;

* "естественный" закон - стремление всего сущего к добру, желание избежать зла;

* "человеческий' закон - законы государства.

3. Схоласт Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) считал, что:

* из-за первородного греха человек лишен права свободного морального выбора;

* человек не способен осуществлять свободный выбор и в результате при ходит к греху;

* моральность человека, его спасение возможны только с помощью Божьей милости.

Философско-этическая мысль Средневековья (субъективистские этические учения)

1. Иоанн Скот Эриугена 2. Пьер Абеляры 3. Сигер Брабантский 4. Майстер Экхарт

1. Иоанн Скот Эриугена (810 - 877) утверждал:

* неразделимость добродетели людей и их спасения;

* право свободного морального выбора человека.

2. Пьер Абеляр (1079 -1142) в своих трудах также отстаивал свободу человека в рамках христианской религии. Он утверждал:

* человек имеет право свободного морального выбора;

* человек несет ответственность за свои поступки;

* оценивать поступки человека можно только с учетом его намерений, степени их осознания и его совести;

* свобода выбора, данная человеку, является свидетельством премудрости Создателя.

Абеляр полагал также, что логическое доказательство догматов христианства не противоречит вере.

Официальная церковь осуждала взгляды Пьера Абеляра. Его сочинения ("Да и Нет", "Этика" и др.) были запрещены.

3. Сигер Бpaбантский (ок. 1235 - 1282) был последователем П. Абеляра. Учение Сигера противоречило официальной теологии. Он обосновывал мораль только природой человека и полагал, что:

* мир не сотворен и вечен;

* душа человека состоит из чувственной, индивидуальной души и разумной души;

* человек смертей, вместе с его телом умирает и индивидуальная душа;

* разумная душа бессмертна, осуществляет свою деятельность в живущих индивидах;

* нравственное поведение - это поведение, соответствующее здравому разуму;

* здравый разум соответствует благу человечества;

- чтобы дать моральную оценку деятельности человека, необходимо учи тывать его взаимоотношения с обществом.

4. Майстер Экхарт (1260 - 1327) трактовал этические проблемы, опираясь на личный мистический опыт. Основные положения учения Майстера Экхарта.

* Божественные милосердие и любовь лежат в основе мира.

* Человек является тем, что он любит (любит Бога - есть Бог).

* Блаженный человек: * един с Богом, тождествен с Богом; * желает того, чего желает Бог; * его душа - частица Бога, "искра Божья".

* Кратчайший путь к отрешенности лежит через страдания. Земные радости отвлекают от великой цели, привязывают к миру.

Добродетель совершенна, если она бескорыстна и проявляется естественно, без демонстрации.

Экхарт ввел понятия:

* "внешний человек" - телесное, подверженное страстям, эгоцентричное;

* "внутренний человек" - отрицание земного, телесного. Божественное начало.

Мейстер Экхарт утверждал приоритет "внутреннего" человека, искры Божьей. "Внутренний" человек изначален в личности. Противоречие между "внешним" и "внутренним" человеком преодолевается путем сознательного, добровольного, свободного отказа от своего ограниченного "я".

В своем учении Экхарт провозглашал нравственную независимость человека, значимость индивидуального нравственного выбора, возможность прийти к Богу без посредничества Церкви.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1831 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...