Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этническая миграция проблемы и перспективы



Под этнической миграцией понимается миграция, в основе которой лежат не экономические факторы, а факторы, связанные с самосохранением этноса или его части как самостоятельного социально–экономического и этнокультурного организма»

Этнические миграционные процессы — это серии социальных взаимодействий, ведущие к изменениям в социально-территориальном и социальном положении отдельных представителей и групп определенных этносов, происходящие под влиянием этнических факторов и имеющие специфическую, функциональную определенность.

Миграционные процессы — это процессы социального взаимодействия некоторого числа акторов: население отпускающего общества, мигранты, население принимающего общества. В случае этнических миграционных процессов полагается, что на всех стадиях и во всех состояниях миграционного процесса существует этническая дифференциация акторов, на поведение, социальные контакты и социальное взаимодействие которых оказывают более или менее существенное значение факторы объективной и субъективной реальности, в том числе и факторы этнического порядка. В этих условиях рассматриваемые взаимодействия неизбежно приобретают межэтническое содержание.

Объективная сторона этнического фактора представляет собой совокупность условий, влияющих на формирование потребностей в миграционном движении, мотивов и миграционных установок у человека, принадлежащего к определенному этносу, и приобретающих таким образом этнический смысл.

Субъективный этнический фактор включает психологические особенности личности потенциального мигранта, также принадлежащего к определенному этносу. Можно определенно утверждать, что на формирование потребности в миграционном движении существенно влияют такие типично субъективные факторы, как самоидентификация потенциального мигранта, желание принадлежать к определенному народу, этническое самосознание, в том числе, этнические автостереотипы, чувство этнической родины и т.п. Следует иметь в виду, что этническая самоидентификация подвержена определенной трансформации, как в различные периоды жизни мигранта, так и в зависимости от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Степень устойчивости установки на ту или иную идентичность в большинстве случаев определяется личностными характеристиками — психологическими свойствами, воспитанием, семьей, кругом знакомых и т.п. — и может существенно влиять на характер миграционного поведения.

Одним из важнейших признаков этнических миграций являются то, что они совершаются относительно этнической родины (этнической территории). Под этнической родиной в данном случае понимается ареал формирования и преимущественного размещения этноса. Опираясь на этот критерий, А.В.Топилин определяет, что основными этническими миграциями в современной России являются:

— миграция (репатриация) русских и представителей других народов России из «ближнего зарубежья»;

— миграция из России;

— потоки беженцев и вынужденных переселенцев; возвращение на историческую родину ранее репрессированных и депортированных народов.

Современные перемещения этнических мигрантов в основном интенсифицируются влиянием явно выраженной экономической вынужденности: из трудоизбыточных в трудонедостаточные районы, из депрессивных регионов в регионы с благоприятной экономической конъюнктурой. В этих случаях факторами, стимулирующими этническую миграцию, становятся нищета и социально-экономическое бесправие, поиск более благоприятных условий для социальной самореализации личности, выгодность занятии бизнесом, обеспечение лучших перспектив для семьи, особенно для детей.

Реэмиграция (внешняя и внутренняя) русских и другого славянского населения.

К этой группе относятся мигранты, добровольно, хотя в той или иной степени вынужденно (под действием «выдавливающих» этнических факторов) покинувшие места своего постоянного проживания в странах СНГ и Балтии, в субъектах РФ, не обращавшиеся за получением статуса вынужденного переселенца или не получившие такового после обращения в органы ФМС. Общий приток мигрантов в Россию из стран ближнего зарубежья в 1989–2002 гг. составил около 11 млн. чел, миграционный прирост составил более 5 млн. чел. Доля русских в числе мигрантов – около 70%. Из Таджикистана и стран Закавказья выехало более половины русского населения. Из Киргизии, Туркмении и Узбекистана – более четверти. Казахстан потерял 19% русских, обеспечив 38,8% от общего числа тех, кто переехал в Россию за 1990–2001 гг., притом, что там в 1989 г. было сосредоточено 24,5% русского населения вне РСФСР. Азербайджан покинули порядка 250 тыс. русских. В целом более чем 25-ти миллионное русское население в неславянских постсоветских странах к началу 2002 г. сократилось на 23%.

Проблемы

Миграционный приток на Северный Кавказ, как и перемещения населения между субъектами региона обуславливают изменения в этнической структуре населения Ставропольского края. За счет миграции в крае уменьшается доля народов восточнославянской этнолингвистической группы и увеличивается доля народов армянской, нахско-дагестанской, тюркской и некоторых других этнолингвистических групп. При этом складываются новые этнодемографические сообщества, локализованные в определенных районах Ставрополья.

Выступая закономерным явлением в условиях демократизации социально-экономических и политических отношений, миграция становится важнейшим фактором межэтнических отношений, в том числе и межэтнической напряженности. В рамках общей проблемы взаимодействия этнических групп миграция актуализирует такие аспекты, как:

• реализация этнопрофессиональных ресурсов с учетом потребностей регионального рынка труда, этнокультурная адаптация с учетом ставропольского культурного контекста,

• поддержание этнической дистанции с учетом потребностей и возможностей различных этнических групп края.

В целом, проблема адаптации мигрантов может быть определена как проблема достижения этнической безопасности, не только самих мигрантов, но и старожильческого населения. Рассмотрение этнической безопасности в системе общей человеческой безопасности, позволяет выделить конфликтогенные обстоятельства миграции применительно к различным этническим группам.

Наиболее многочисленна на Ставрополье диаспора армян. Пополнение диаспоры способствует ее упрочению в Ставропольском крае в количественном и качественном отношениях. Увеличивается численность диаспоры, сохраняется ее этнокультурная самобытность, формируется общинное самосознание, организуются общественные объединения.

Конфликты, которые, чаще всего, имеют социально-экономические причины, однако в ходе развертывания принимают формы межэтнического группового противостояния. В 2001-2002 гг. наблюдались отдельные конфликты между группами армянской и русской молодежи в Ставрополе и Пятигорске. Конфликты отличались такими характеристиками, как участие больших групп (до 100 чел.), привлечение сочувствующих из других этнических групп, использование транспорта (личных автомобилей); применение противоправных действий, распространение радикальных образов ксенофобии, слухов, угроз; использование лозунгов, листовок с эмоционально окрашенной фразеологией.

Как видно, этнодемографические трансформации в ходе миграции создают новые социально-экономические и социокультурные реалии. Такие реалии требуют фунционирования новых мировоззренческих установок. В то же время, их формирование не является механическим результатом совместного проживания этнических сообществ, хотя и базируется на традиции мозаичного, «чересполосного» расселения народов в регионе.

Взаимная терпимость и эффективное взаимодействие этнических групп в условиях этнокультурного разнообразия, и тем более в условиях этнополитических рисков является результатом целенаправленных действий как государства, так и общества.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5609 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...