Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Апостольский собор по Деян и Гал



1. Источники. Об апостольском Соборе говорится дееписателем в 15-й главе Деян. (15,1-34), а также в Гал. (2,1-16).

2. Созыв Собора. Инициирован Собор был христианами Антиохии, которые были озабочены проповедью «пришедших из Иудеи» об обязательности телесного обрезания для дела спасения. Поскольку не дал результатов диспут с иудействующими апостолов Павла и Варнавы, делегация антиохийцев во главе с Павлом (с которым был и Тит (см. Гал. 2,1)) и Варнавою была послана в Иерусалим.

3. Причина созыва Собора. Необходимость в созыве собора была обусловлена различностью взглядов на обязательность соблюдения Ветхозаветного Закона во всей его полноте (включая предписания внешнего характера, в частности, вопросов совершения обрезания и невкушения идоложертвенного) христиан из иудеев и христиан из язычников.

4. Время проведения Собора относят к 51 г., опираясь на свидетельство ап. Павла о том, что посещение им в сопровождении Варнавы и Тита Иерусалима с описанием событий, похожих на описываемые в Деян.15, произошло спустя 14 лет после обращения Савла (Гал. 2,1).

5. Ход Собора. Поскольку и в Иерусалиме продолжившийся диспут не дал результатов, «апостолы и пресвитеры собрались для обсуждения сего дела». «По долгом рассуждении» Петр произнес речь, в которой, сказал:

· Бог избрал меня для проповеди язычникам.

· Он не положил никакого различия между нами и ими, дав свидетельство – Духа Святого.

· Не нужно искушать Бога, «желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы».

Слово Петра заставило умолкнуть собрание и слушать Павла и Варнаву о чудесах и знамениях, творимых Богом через них среди язычников

Апостол Иаков, брат Господень, будучи предстоятелем Иерусалимской общины и председателем Собора, поддержал Ап. Петра:

· Бог призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое.

· С сим согласны слова пророков.

· Ведомы Богу от вечности все дела Его.

И сформулировал решение Собора, освобождавшее христиан из язычников от исполнения закона Моисеева, кроме противного христианскому духу.

Решение собора: Предписывалось воздерживаться от

1) оскверненного идолами,

2) блуда,

3) удавленины и крови и

4) не делать другим того, чего не хотят себе.

Собор, вынеся решение, для сообщения его «братиям из язычников» Антиохии, Сирии и Киликии, делегировал с Павлом и Варнавой начальствующих: Иуду, прозываемого Варсавою и Силу.

4. Разделение сфер проповеди. Результатом Собора явилось кроме освобождения христиан из язычников от предписаний закона (за исключением перечисленных выше), разделение сфер служения Апостолов.

Иаков, Петр и Иоанн должны были окормлять христиан из иудеев, для которых решено было сохранять обязательность соблюдения Моисеева закона. Это длилось вплоть до разрушения Иерусалимского храма, когда его соблюдение стало невозможным и иудео-христиане получили также и формальную свободу от предписаний закона.

За Павлом же и Варнавой были закреплены языческие области, с просьбой не забывать нищих, т.е. членов Иерусалимской общины (ср. Гал. 2:7-10).

Последствия Собора. Инцидент с обличением ап. Павлом апп. Петра и Варнавы, когда они после прибытия в Антиохию Апостола Иакова стали по выражению Ап. Павла лицемерно таиться, а до этого ели вместе с язычниками, поддавшись атмосфере свободы, царившей в павловых общинах, думается, объясним тем, что Иаков, прибыв в Антиохию, напомнил иудео-христианам об их обязанности соблюдения Моисеева закона, как это следовало в соответствии с постановлением Апостольского Собора.

История же показала справедливость позиции внутренней христианской свободы Ап. Павла.

[Кассиан] В связи с постановлением собора по основному вопросу, разделения сфер служения (Иаков, Петр, Иоанн – пределы обрезанных, Павел и Варнава – среди язычников) надо понимать в том смысле, что соблюдение з-на Моисеева, от которого были освобождены язычники, было признано обязательным для христиан из иудеев. Именно это имел ввиду председательствовавший на соборе Иаков, когда оправдывал предлагаемое им решение тем, что «закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его, будучи читаем в синагогах каждую субботу» (Деян. 15, 21). Он, конечно, имел ввиду иудеохристиан. От соблюдения з-на, обязательного для христиан из иудеев, не был свободен, по букве иерусалимского решения, и ап. Павел. Обязательностью з-на для христиан из иудеев объясняются и те действия ап. Петра, которые вскоре после собора вызвали суровое обличение со стороны ап. Павла (Гал. 2, 11 и сл.). В Антиохии Петр был увлечен общим подъемом и, в нарушении з-на, стал есть вместе с язычниками. Но прибыли люди, посланные Иаковом, и он «стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных» (ст. 12). То же делали и прочие иудеи, даже Варнава (ст. 13). Павел был возмущен их поведением и определял его как лицемерие. Поведение Павла в Антиохии говорит о том, что для него, в глубине совести, уже тогда не существовало обязательности з-на. Поднявшись до свободы над з-ном, он готов был ее требовать и для других – для Петра и для Варнавы (ср. Гал 2, 14 и сл.). Он не считал себя связанным формальным долгом. Уступая по любви иудеям, он хотел, чтобы Петр, тоже по любви отнесся к язычникам. Несомненно одно: согласившись на иерусалимское постановление, Павел в тайниках свого сердца уже отрицал обязательность з-на.

Постановление собора об обязательности з-на для христиан из иудеев имело временное значение. Оно предполагало известное равновесие иудейского и языческого элементов в Церкви. С распространением христианства среди язычников это равновесие все более и более нарушается в пользу христиан языческого происхождения. Во-вторых, – и это еще важнее – исполнение з-на иудеохристианами было ограничено существованием храмового строя. Неизбежным последствием для иудеохристиан разрушение храма было освобождение от з-на.

Выполнение решений собора в жизни ранней Церкви. В среде «верных» (Деян. 16, 4) решения Иерусалимского собора восприняты были «с радостью» (Деян. 15, 31). Однако конфликт с иудействующими внутри Церкви усиливался (Гал. 1, 7-9), и ко времени св. Иустина их перестали считать принадлежащими к христианскому обществу. Иудеохристиан, желающих «продолжить в христианстве традиции ветхозаветной праведности», живым воплощением которой был ап. Иаков, всячески поддерживали в жизни ранней Церкви (Деян. 21, 17-23).

10. Второе миссионерское путешествие ап. Павла (Деян. 15, 36-18, 22): география, Послания написанные в этот период, нарастание конфликта с иудеями.

Намерения путешествующих. Первоначальной целью второго миссионерского путешествия ап. Павла было посещение уже созданных во время первого путешествия христианских общин в Малой Азии. Во время прохождения Сирии и Киликии апостолом были утверждаемы ранее созданные Церкви.

Действие Духа. Но в путешествии с особой явственностью явилось действие Св. Духа в деле распространения благовестия: Св. Дух не допустил ап. Павла ни в Вифинию, ни в Асию (Асия явилась объектом апостольской проповеди в 3-е миссионерское путешествие), а направил их в Европу, через Македонию. В том, что Дух Святой не допустил апостолов проповедовать в Асии нельзя не видеть глубокого смысла. Жатва в Асии была столь велика, что Павел там неизбежно задержался бы. Это доказывается опытом его 3-го путешествия, когда его работа была исключительно сосредоточена в Асии. Но все же в малой Азии Павел положил основание Церкви в Троаде (16, 6-9 и сл.) и, м.б., в Галатии (ср. 16, 8), если мы придерживаемся Северо-Галатийской теории.

Но главная работа благовестников была сосредоточена в Европе, на Балканском п-ве. Они проповедовали в Македонских городах: Филиппах, Фессалонике и некоторых других, менее значительных, – и оттуда перешли в Ахаию. Некоторое время Павел провел в Афинах и не менее полутора лет (ср. 17:11) – в Корин­фе. В Рим. 15:19 он свидетельствовал, что «благовествование Хри­стово» было им распространено «от Иерусалима и окрестности до Иллирика». На обратном пути ап. Павел основал Церковь Ефесскую в Асии, которая и была главным поприщем его деятельности во вре­мя его третьего путешествия. В Деян. 18:22 упоминается возвраще­ние апостола в Антиохию. Ап. Павел и после своего второго путешест­вия посетил Иерусалим, очевидно, с отчетом матери-Церкви о своих трудах. Мы помним, что после первого путешествия Павел был в Ие­русалиме на соборе. Мы увидим, что после третьего путешествия апостол снова посетил Иерусалим для того, чтобы передать матери-Церкви суммы, собранные для нее среди Церквей из язычников.

Разделения среди апостолов. Второе путешествие ап. Павла началось с размолвки между Павлом и Варнавой из-за Иоанна-Марка, которого Варнава хотел взять с собой, а Павел, по опыту 1-го путешествия считал его непригодным для благовестнических трудов. Варнава и Марк отправились на Кипр, а Павел и Сила – в Сирию и Киликию.

Призвание Тимофея. Находясь в Дервии и Листре, Павел знакомится с Тимофеем, и с тех пор Тимофей становится ближайшим сотрудником ап. Павла.

Присоединение Луки. С момента описания нахождения путешествующих в Троаде, когда Павлу было откровение идти в Македонию, в Деяниях начинают встречаться «мы» отрывки. В них путешествие описывается от первого лица множественного числа, что свидетельствует о присоединении к Павлу дееписателя Луки.

Особенности событий в Европе. Как и ранее, проповедь была обращена в первую очередь к иудеям. Но здесь приходилось все чаще общаться с языческим миром. Приходилось общаться с властями. В реакции властей на апостолов видна настороженность. Римские власти, однако, не предпринимали против благовестников особенно враждебных действий, и после выяснения причин предоставляли самим разбираться в своем учении.

Мятежи против апостолов. В Филиппах, и в Фессалониках (и в Верии) происходили волнения, переходящие в политические. Поводом к началу волнения в Филиппах было недовольство хозяев служанки – прорицательницы на прекращение доходов. В Фессалониках же и Верии поводом было недовольство иудеев.

Однако во всех городах, когда дело доходило до начальства, возмутители представляли политически-религиозные причины возмущения. Так, в Филиппах было заявлено о том, что апостолы проповедают обычаи, которых не следует держаться римлянам, а в Фессалониках иудеи заявили, что апостолы выступают против повеления кесаря и проповедают царем Христа.

Афины. Следующим городом, где побывал апостол, были Афины. В Афинах проповедь ап. Павла была двоякого рода: перед иудеями и перед язычниками. В проповеди перед эллинскими мудрецами (в Ареопаге) апостол прибег к аргументам, содержащимся в естественном откровении. План проповеди можно предложить такой:

1. Указание особенной набожности афинян, т.к. у них есть жертвенник «неведомому Богу».

2. Бог не требует служения рук человеческих и не в рукотворенных храмах живет.

3. Он произвел весь род человеческий и заботится о нем, чтобы люди искали Его.

4. Люди, будучи родом Божиим не должны почитать Бога подобным серебру, золоту и делам рук человеческих.

5. Бог повелевает всем покаяться, и назначил день суда.

6. Судить Он будет посредством Мужа, которого во удостоверение воскресил из мертвых.

Проповедника слушали до тех пор, пока он не заговорил о воскресении из мертвых, что было встречено насмешками, хотя были и уверовавшие: женщина Дамарь и Дионисий Ареопагит. Особенность этой проповеди такова, что к язычникам апостол обращается на языке язычников, но в тоже время умудряется высказать догматические истины.

Утверждение Церкви в Коринфе. Из Афин ап. Павел отправился в Коринф, где пробыл полтора года, с дерзновением проповедуя слово Божие. Столько времени он не посвятил ни одной малоазийской общине.

В Коринфе Павел поселился у Акиллы и Прискиллы – супружеской пары, которая прибыла в Коринф из Рима, исполняя повеление Клавдия. Это историческое свидетельство дает возможность датировки. Повеление относится к... году.

В Коринфе апостол все более обращает свое внимание на язычников. Так, он вначале проповедует слово в синагоге, но там его не принимают. Так что иудеям он вынужден был сказать: «кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам» (Деян. 18, 6).

В Коринфе также произошло возмущение народа (преимущественно иудеями) против ап. Павла. Но как и ранее, римская власть в лице проконсула Галлиона не предприняла активных действий, как против благовестников, так и против их оппонентов. Рассказ о суде Галлиона (он был братом философа Сенеки) дает точку опоры для хронологии истории апостольского века. Имя Юния Галлиона, упоминаемое в Дельфийской надписи Клавдия, позволило современным исследователям отнести пребывание Павла в Коринфе ко времени от половины 51 до конца 52 г. н.э.

Основание ефесской Церкви. На обратном пути апостол сделал краткую остановку в Ефесе. А после отправился в Иерусалим, куда стремился попасть к «приближающемуся празднику». Павел оставил вместо себя в Ефесе своих коринфских сотрудников, Акилу и Прискилу (18, 21). В Иерусалиме, как сказано в Деяниях, апостол «приветствовал церковь».

Послания ап. Павла. Ко времени 2 путешествия относятся 1 и 2 послания ап. Павла к Фессалоникийцам. Они были написаны из Коринфа. К этому нас приводит то, что в посланиях сказано, что Павел послал Тимофея в Фессалонику из Афин. Тимофей имел возможность придти на вызов апостола, и сходить в Фессалонику и принести оттуда добрые вести, на которые откликнулся Павел первым посланием.

[Послания Павла по всем путешествиям] Из первого миссионерского путешествия до нас не дошло ни одного послания апостола Павла. Из второго миссионерского путешествия до нас дошли: I и II к Солунянам. Из III, самого длинного, дошло 4 больших догматических послания: два к Коринфянам, к Римлянам и к Галатам. Дальше – период уз, из которых дошли четыре послания Павла – к Филлипийцам, к Колоссянам и сопроводительная записка к Филимону, послание к Ефесянам. Из уз были написаны I и II Тимофею и к Евреям. Три пастырских послания – два Тимофею и Титу. И Послание к Евреям – вот 14 Павловых посланий.

11. Третье миссионерское путешествие: география, Послания написанные в этот период, переход проповеди к язычникам.

Источники. О третьем путешествии дееписатель повествует в отрывке 18,23-21,17. Книга Деяний допускает восполнение на основании посланий апостола, написанных им во время этого путешествия, а их было 4. Особое значение имеют послания к Коринфянам.

География путешествия. Через некоторое время после возвращения из своего второго путешествия, апостол Павел отправляется из Антиохии в третье (18:23).

Двигаясь по Асии, он шел не южной, а северной дорогой (19:1), ведущей через Галатию и Фригию. По пути он утверждал учеников.

Прибыв в Ефес он живет и трудится в течение двух лет (ср. Деян. 19, 10), и даже, вероятно, более продолжительного срока (ср. Деян. 20, 31). Из Ефеса он написал первое послание к коринфянам.

После мятежа, поднятого против него серебренником Димитрием, он идет в город Троаду. Здесь, не имея покоя духу без вести от коринфян, апостол решает идти в Македонию, для чего направляется в город Филиппы, где через Тита апостол получает утешительные известия из Коринфа.

О пребывании апостола в Македонии сказано в (20:1-2). Там же было написано его второе послание к коринфянам.

Из Македонии Павел отправляется в Елладу и поселяется в Коринфе, и живет там в течение трех месяцев. Отсюда написано послание к римлянам.

После этого он отправляется по суше в обратный путь через Македонию опять в Филиппы, откуда после «дней опресночных» (20:6) отплывает в Троаду. К этому моменту относится эпизод с воскресением заснувшего и упавшего юноши именем Евтих на евхаристическом собрании.

В Троаде Павел встречается со своими спутниками и идет пешком в портовый город Асс. Погрузившись на корабль, Павел едет через Митилину, Трогиллию, Милит, куда призывает к себе ефесских пресвитеров и беседует с ними.

Далее – Кос, Родос, Патара, где пересаживаются на другой корабль и плывут далее через Кипр в Тир. В Тире апостол семь дней проводит с учениками (им была открыта участь Павла, и они просили его, чтобы тот не ходил в Иерусалим), после чего отплывает в Птолемаиду. Далее пешком из Птолемаиды апостол идет в Кесарию и оттуда в Иерусалим.

Спутники апостола. Этот вопрос тесно связан со сбором денег в пользу Иерусалимской Церкви. Во время путешествия апостол брал с собой представителей Церквей, которые должны были осуществлять контрольные функции в Иерусалиме. Возможно, именно они упомянуты в 20:4: Сосипатр Пирров, Вериянин; Аристарх и Секунд из Фессалоники; Гаий Дервиянин и Тимофей; Асийцы Тихик и Трофим. Поскольку в тексте деяний встречаются местоимения первого лица множественного числа, то к спутникам апостола следует причислить и Луку.

Деятельность апостола во время путешествия. В отличие от своих первых двух путешествий апостол не проповедовал в этот раз в новых областях, где еще не звучало благовестие о Христе. Он думал не о создании новых Церквей, а об устроении уже основанных.

Ефес. Эта работа была сосредоточена в Ефесе. Основав в конце второго путешествия Церковь в Ефесе, Павел оставил вместо себя помощников – Акиллу и Прискиллу.

Возвратившись на подготовленную почву и проработав в Ефесе более двух лет, апостол последний раз обратился к Ефесской Церкви на обратном пути через ее пресвитеров, вызванных им в Милит (20:17-34). По прибытии в Ефес Павел нашел учеников Иоанновых, вероятно иудеев, крещенных только крещением Иоанновым, т.е. лишь подготовительным крещением покаяния, и крестил их крещением христианским, после чего возложил на них руки, и они исполнились благодатных даров Св. Духа: стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около 12. По свидетельству дееписателя, работа Павла в Ефесе сопровождалась обильными излияниями даров Духа (19:1-20). Вследствие этого ефесская Церковь очень скоро приобрела особое значение в христианском мире, и четвертый период Апостольского века связан именно с ней.

Первым местом проповеди Павла тут, как и везде, была синагога, где он проповедовал 3 м-ца по субботам. Но после этого среди слушателей нашлись противники Павла (шутки и насмешки по поводу проповеди). Павел разрывает с синагогой и начинает проповедовать ежедневно в училище некоего Тиранна. Здесь Павел проповедовал 2 года. В подкрепление проповеди Бог творил руками Павла «немало чудес»: 1) исцеление разных болезней от вещей, употреблявшихся Павлом (от платков и опоясаний); 2) изгнание бесов из бесноватых.

Здесь также произошел случай с семерыми сыновьями первосвященника Скевы промышлявших заклинательством. Молва об этом событии разнеслась по всему Ефесу и на всех напал страх перед таинственной всемогущей силой Иисуса Христа. Многие под впечатлением этого чуда уверовали. Занимавшиеся чародейством, собрав свои книги, сожгли их. Стоимость их была, как они сами вычислили, 50000 драхм.

Коринфская церковь. Другой важной стороной работы апостола Павла по устроению уже созданных Церквей было уврачевание отпавшей Коринфской Церкви. К ней было написано четыре послания. Возможно между коринфянами и Павлом была переписка. Первое послание до нас не дошло, оно упоминается в нашем Первом послании к коринфянам, которое является по существу вторым павловым письмом. Третье также не сохранилось. Его апостол называет «строгим», и, видимо, служило к вразумлению отпавших учеников. Четвертое письмо известно нам под названием Второе послание к коринфянам.

Прощальная речь в Мелите к пресвитерам Ефесским (20, 18-38), которым он говорит: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (20, 28). Им не нужно было утверждать, что Иисус есть Христос, как иудеям (ср. 13 гл.). Им не нужно говорить о естественном богопознании, как язычникам (ср. 17 гл.) – здесь апостол обращается к ним как к христианам: 1) обозревая дело, которое он совершил в Ефесе (какова была его ревность в проповеди Слова Божия); 2) предсказывает о судьбе, ожидающей его в Иерусалиме (Он отправляется в Иерусалим по влечению Духа, «связан Духом», хотя и знает, какие скорби и даже узы ждут его там); 3) возбуждает пастырей к бдительности ввиду появления еретиков; 4) предает их Богу с указанием на свое бескорыстное служение в Ефесе (Павел благословляет их и предает их Богу и слову и благодати Его и увещевает их подражать его бескорыстию) [Аверкий].

Три проповеди (Деян. 13, 17, 20) – различные подходы к разной аудитории, каждая из которых имеет свою специфику. Подвести итог в их сравнении между собой, можно словами самого же апостола Павла как он говорит о себе в 1-ом Послании к Коринфянам: с иудеями я был как иудей, с язычниками как язычник, с беззаконными как беззаконный, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (ср. 1 Кор. 9, 19-22).

Павел в Кесарии и пророчество о предстоящих ему узах (21, 10-14). В Кесарии Павел остановился у Филиппа, названного «благовестником». Из Иудеи пришел прор. Ахав, тот самый, который будучи в Антиохии, предсказал о голоде, вследствие чего через Варнаву и Савла послано было Антиохийской Церковью пособие церквам в Иудее. Ахав взял пояс Павла и, связав себе руки и ноги, предрек, что так свяжут Павла в Иерусалиме иудеи и предадут его в руки язычников. Спутники Павла и кесарийские христиане стали умолять Павла не ходить в Иерусалим. Но Павел, повинуясь внушениям Духа, заявил, что он не только хочет быть узником, но готов даже умереть за имя Господа Иисуса Христа в том самом Иерусалиме где он с такой яростью гнал прежде исповедников этого имени, и где пострадал и умер Сам Господь.

Новые Церкви. Во время работы апостола возникли и новые общины. К таковым, вероятно, относятся три Церкви долины Лика – Колосская, Лаодикийская и Иерапольская. Основание новых Церквей было неизбежным следствием работы Павла в Ефесе и тех личных связей, которые завязались у него и его сотрудников. Замечательно, что даже в пределах долины Лика, не очень далеко отстоявших от Ефеса Павел никогда не был (Кол. 2:1).

Сбор денег – объединение Церквей. Еще одной важной стороной деятельности апостола в третьем путешествии был денежный сбор в пользу Иерусалимской Церкви. О том, как производился этот сбор, упоминается в 1Кор. 16:1-4, 2Кор. 8-9, Рим. 1:8-15, 15:20-24, 25-28, 30-32. Он был добровольный. Апостол советует делать сбор денег заранее, чтоб при его приезде пожертвование выглядело не как побор, а как благословение. Основанием для сбора апостол называет: (а) вспомощствование в нуждах бедной иерусалимской Церкви, (б) служение в телесном матери-Церкви, к которой язычники приобщились духовно, и (в) совместное участие в благодарении. Апостол ставит пожертвование как участие в евхаристическом действии. Апостол постарался к сбору привлечь все Церкви из язычников, потому что этим сбором деятельно выявлялось единство христианского мира вокруг его единого иерархического центра – Иерусалимской Церкви. Таким образом, в задачу апостола Павла при третьем путешествии входило еще и объединение уже существующих Церквей в единую Вселенскую Церковь.

Особенности исторического момента.

Реакция язычества. Ко времени третьего путешествия апостола в мире вполне начало определятся отношение язычников к христианству. Успех проповеди Павла приводил к материальным убыткам язычников, что, конечно же, не могло их не огорчать и настраивать против христиан. После обращения внимания на христианство, язычество восставало против него религиозно. Здесь также могла сказываться связь христианства с иудаизмом. Все это наблюдается в развитии мятежа в Ефесе. Прежде всего это выступление серебряных дел мастеров (19, 23-27а). Мятеж поднял серебреник Димитрий, который выделывал серебряные изображения храма Артемиды и доставлял художникам немалую прибыл. Затем начинается религиозный спор. Язычники вставали на защиту своих богов (ср. 19, 27б-28, 24-35, 37).

Конфликт с иудеями. Другой особенностью был конфликт с иудействующими как внутри Церкви, так и вне ее. Внутри Церкви те, кто был из иудеев, требовали соблюдения закона Моисеева христианами, обращенных из язычества. Потому и восстает ап. Павел в Послании к Галатам против обрезания (ср. 5, 2 и сл; 6, 12 и сл.). Требования иудаистов сводили на нет достижения Иерусалимского собора. Особенно ярко этот конфликт проявился в Церквах коринфской и галатийской. Иудеи, нарушившие мир церковный были христиане.

Конфликт с иудеями внутри Церкви и конфликт с иудеями вне Церкви были между собой тесно связаны. Эта связь была внутренняя, поскольку иудеи, входившие в Церковь, сохраняли связь с иудеями вне Церкви. Во время 3-го путешествия Павла иудаистическая агитация внутри Церкви и возбуждение против Павла среди иудеев, не входивших в Церковь, были различным выражением одной и то же реакции иудейства [Кассиан].

Возвращаясь в Иерусалим, апостол знал, что его ждет там. Об опасностях, грозящих ему от «неверующих иудеев» он писал к римлянам (15:30-32).

Конфликт с иудеями вне Церкви состоял в том, по слову архидиакона Стефана, что не веровавшие иудеи всегда с ожесточением и упорством противились «Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7, 51). Они всеми силами пытались противостоять успешной проповеди апостолов, в частности о том, что Иисус есть Мессия и обвиняли Церковь, что она учит о Боге противно закону иудейскому. Методами их борьбы с Церковью были «подущение и клевета», с использованием как религиозных мотивов: будто верующие во Христа отступники от закона и других учат отступничеству [Лопухин], а также проповедуют «против народа, закона и храма» [Лопухин] (ср. Деян. 21, 28), так и политических: «все они поступают против повелений кесаря, почитая другого царем, Иисуса» (Деян. 17, 7).

Ереси. Третьей особенностью была нарождающаяся опасность ересей. Об этой опасности Павел предостерегал пресвитеров Ефесской Церкви, прощаясь с ними в Милите. В пользу этого говорят упоминания Павлом идолов, тьмы, Велиара, противостоящим Христу и свету, упоминания о пищевых ограничениях, которым подвергли себя коринфяне. Апостол ставит вопрос о немощных в вере в послании к римлянам. Таким образом, можно говорить не только о реакции иудейства, но и о реакции язычества.

Заключение в узы и путь в Рим ап. Павла.

Путь в Иерусалим. Возвращаясь из своего третьего миссионерского путешествия, апостол Павел проезжал Тир. Там ученики, по действию Св. Духа предостерегали его от посещения Иерусалима, предчувствуя скорби. Также и в Кесарии у Филиппа благовестника пророк Агав предсказал апостолу узы. Но Павел сказал, что он не только хочет быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.

Встреча апостола в Иерусалиме. В Иерусалиме братья радушно встретили путешественников. Но некоторые из обращенных иудеев в христианство питали против него предубеждение, основанное на ложных слухах, будто Павел стремится развратить иудеев рассеяния, проповедуя отмену обрезания и других обрядов Моисеева закона. Очевидно, что слухи распространяли все те же противники Павловы, которые смущали Церковь Антиохийскую и Иерусалимскую, требуя даже от язычников, обращенных ко Христу, обрезания и соблюдения Моисеева закона. Но это обвинение было явной клеветой. Иерусалимский пресвитеры и Апостол Иаков, указывая на многое число христиан из иудеев, которые чтили закон, предложили Павлу совершить обряд очищения вместе с 4-мя людьми, чтобы слухи об оставлении Павлом исполнения закона были тем самым опровергнуты. Присоединяясь к этим 4-ем человекам, давая сам тот же обет на время, которое должно им еще продолжить, и взяв на себя издержки за них, Павел совершил бы такое доброе дело, которое было бы наглядным изобличением клеветы. Из острижения головы для снятия обета видно, что был обет добровольного на время (а не пожизненного) назорейства (согласно Числ. гл. 6). Павел ради икономии выполнил все что требовалось по закону (эту просьбу пресвитеров и Иакова). В Деян. есть также места, где Павел починяется ветхозаветному з-ну ради икономии и мира: Павел сам обрезал свого сотрудника Тимофея «обрезал его ради Иудеев, находившихся тех местах; ибо все знали об отце его, что он был Еллин» (Деян. 16, 1-3). «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету» (18, 18).

Обвинение Павла. По прошествии семи дней очищения апостол был в Храме. Асийские иудеи увидев это, и сопоставив с тем, что апостол перед этим ходил по городу вместе с неким ефесянином, решили, что Павел осквернил храм, введя туда ефесянина.

Клевета мгновенно разнеслась по городу. Весь город пришел в движение. Павла схватили, вывели из храма и хотели убить. Но подоспевшие правительственные войска отняли Павла у толпы. Его сковали цепями, и повели в крепость, т.к. на месте тысяченачальник (Клавдий Лисий) не мог ничего понять, в чем обвиняли апостола.

Узнав по пути, что Павел говорит на греческом, тысяченачальник думал, что Павел тот разбойник, который увел некоторое время назад других разбойников в пустыню. Павел объяснил, кто он и просил говорить к народу.

Речь Павла к иудеям. Услышав, что Павел обращается к ним, шумящая толпа утихла. Речь Павла кратко можно изложить так.

· Я хорошо воспитанный с детства иудей.

· Я в начале гнал последователей Христа, о чем могут засвидетельствовать первосвященник и старейшины.

· Но был обращен Господом через чудесное видение. (Рассказ об обращении).

· Господь в другом видении, которое было в Иерусалиме, поставил меня свидетелем Ему.

· Поскольку в Иерусалиме не примут Павлова свидетельства, Господь послал его к язычникам.

Когда Павел произнес сказанные ему в видении слова Господа: «иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам» иудеи подняли шум: «Ему не должно жить», этим прервали речь Павла.

У тысяченачальника. Так как опять поднялся шум, апостола увели в крепость. Для выяснения вины Павла был приказ сотнику бить его. Павел воспользовался своим гражданством, объяснив, что он римский гражданин, и нет разрешения бичевать римских граждан, т.к. это было наказанием рабов. Павла освободили от оков.

Суд перед синедрионом. На следующий день был суд перед синедрионом. Павла поставили перед всем синедрионом и предоставили слово. Он сказал, что до сего времени всею доброю совестью жил перед Богом до сего дня.

Такое высказывание Павла показалось первосвященнику Анании лицемерием или самохвальством и вызвало гнев у него. За что Павел назвал его стеной подбеленной. Хотя, впрочем при указании Павлу на то что он поносит первосвященника, апостол оправдался незнанием этого факта.

Узнав, что в зале заседания есть одна часть фарисеев, а другая саддукеев, Павел сказал, что он фарисей, сын фарисея и за чаяние воскресение мертвых его судят. Фарисеи с саддукеями подняли из-за этого шум и заседание, по всей видимости, не могло продолжиться дальше.

Этим Павел положил преграду, по крайней мере на время, совокупному действованию против него обоих партий одновременно и расположил в свою пользу фарисеев.

Видение Павлу. Ночью Иисус Христос явился Павлу и укреплял его, говоря, что ему надлежит также свидетельствовать в Риме, как он свидетельствовал в Иерусалиме. И несмотря на многочисленные препятствия, предсказанные о свидетельстве в Риме исполнилось (Деян. 23, 12-22; 25, 10-12; 27, 14, 30 и сл., 42 и сл.; 28, 3 и сл., 27, 23-24) – см. ниже.

Отправка Павла в Кесарию. С наступлением дня некоторые иудеи сговорившись, решили убить Павла, но племянник Павла доложил об этом тысяченачальнику. Клавдий Лисий, дабы выслужиться перед начальством, чтобы не убили Павла, отправил его ночью с отрядом до Кесарии правителю Феликсу. Теперь суд над Павлом должен был совершаться в Кесарии при более мирных обстоятельствах.

У Феликса. Через пять дней в Кесарию пришел Анания – первосвященник с ритором и состоялся суд. Павла обвиняли в том, что он:

· язва общества.

· возбудитель мятежа между иудеями и представителями назорейской ереси.

· сам является представителем назорейской ереси.

· осквернил храм.

Но ни в чем не смогли иудеи доказать вины Павла.

В ответ Павел сказал:

· В том, в чем меня обвиняют, я невиновен.

· Признаюсь в том, что служу Богу так, как это написано в законе.

· После многих лет, я пришел в Иерусалим, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения

· При сем нашли меня в храме, но я ничего неблагопристойного не совершил.

Выслушав, Феликс отсрочил рассмотрение дела, а Павла приказал сотнику стеречь ни в чем не стесняя его.

Феликс, Друзилла и Павел. Через пять дней после суда Феликс слушал Павла вместе со своею женой Друзиллой. Они говорили о правде, воздержании и будущем Суде. Феликс от таких слов пришел в страх и трепет. Он не отпускал Павла и надеялся, что Павел даст ему денег, чтобы тот его отпустил. Видимо, Феликс нечто слышал о сборе пожертвований Павлом на нужды Иерусалимской Церкви. Поэтому Феликс призывал часто Павла и беседовал с ним. Павел денег не давал. Через два года, когда время правления Феликса кончилось, он, желая сделать приятное иудеям оставил Павла в узах.

Фест. Феликса сменил Порций Фест. Во время путешествия своего в Иерусалим старейшины просили судить Павла в Иерусалиме, замышляя убить Павла по дороге. Но суд был назначен в Кесарии.

На суде же иудеи приносили на Павла много тяжких обвинений, которые не могли доказать. Фест, желая угодить иудеям, предложил Павлу ехать в Иерусалим на суд, но Павел указал на то, что он и сейчас находится перед полноправным судом и решение может быть вынесено прямо сейчас. И потребовал Кесарева суда. Видимо, это была юридическая формула, после которой Павел должен был обязательно отправиться в Рим.

Перед царем Агриппой. Через несколько дней к Фесту приехал царь Ирод Агриппа. Он захотел послушать Павла. На следующий по приезде день состоялось слушание Павла в судебной палате со всею пышностью, которая положена по царскому чину. Павел сказал:

· Счастлив я тем, что могу защищаться перед царем, который знает все обычаи иудеев.

· С детства я был хорошим фарисеем.

· Ныне стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога отцам.

· Я также как и вы был прежде противником Иисуса Назорея, и делал немало дел для этого.

· Но Господь обратил меня. (Рассказ об обращении). И послал проповедовать.

· За это меня и схватили.

· Благодаря помощи от Бога и, несмотря на все со мной приключившееся, я невредим, стою здесь.

Слушая Павла, Фест произнес: «Безумствуешь, ты, Павел. Большая ученость доводит тебя до сумасшествия». Павел легко опроверг обвинение в безумии, сославшись на то, что о событиях, о которых он рассказывал, т.е. о Воскресении, знают все. На это царь Агриппа сказал: «Ты не сколько не убеждаешь меня сделаться христианином».

Ответ Павла. Вера Павла была столь горяча, что он выразил желание молить Бога, чтобы все его слушающие сделались такими же, как он, кроме уз.

Решение плыть Рим. Поскольку в действиях Павла не было найдено никакой вины, то его можно было отпустить, но поскольку он потребовал суда кесаря, то должен был плыть в Рим.

Путь св. ап. Павла в Рим.

Причины путешествия. Защитительная речь ап. Павла перед царем Агриппою и правителем Фестом произвела впечатление даже на беспристрастных слушателей. Они признали его не виновным. Но так как Апостол еще ранее потребовал суда кесарева, то правитель решил послать его в Рим.

Спутники апостола. Апостол Павел вместе с некоторыми другими узника­ми был передан сотнику Августова полка по имени Юлий. Из текста Деяний видно, что их автор путешествовал вместе со св. Павлом. Вторым спутни­ком апостола был, Аристарх Македонянин из Фессалоники.

Путешествие из Кесарии в Рим: Миры Ликийские, Крит, буря на море, явление Ангела, события на о. Мелит (Мальта).

Так как в Кесарии не было корабля, который бы отправлялся прямо в Рим, то узников отправили на купеческом корабле сначала в Адрамит – приморский город в малоазийской провинции Мисии недалеко от Троады и Асса.

На другой день пристали к Сидону, древнейшему торгово­му городу Финикии. Сотник Юлий позволил Апостолу сходить там к своим друзьям и воспользоваться их усердием, то есть, по-видимому, получить от них что-либо нужное на дорогу. Из-за противных ветров корабль отклонился от своего прямого направления и приплыл в Кипр. Далее пришлось плыть вдоль берегов малоазийских провинций Киликии и Памфилии, чтобы зайти в пристань города Миры Ликийские. Здесь сотник нашел александрийский корабль, готовый поднять якорь, чтобы плыть в Италию. По причине неблагоприятного ветра плыли очень медленно, и поэтому только через несколько дней (вместо одного дня) достигли Книда, города в малоазийской провинции Карий на полуострове Книдии. Ветер помешал пристать к берегу. Оттуда доплыли до мыса Салмона на восточном берегу Крита. Пробравшись с трудом мимо него, корабль обогнул восточную часть острова, и вошел в бухту на южной стороне острова, носившую название Хорошие Пристани, близ города Ласея. Прошло уже много времени от начала путешествия, и «пост уже прошел», без сомнения, важнейший пост для очищения 10 дня месяца Тисри.

Св. апостол Павел, основываясь на своем прежнем опыте морских путешествий, предостерегал от дальнейшего плавания, как опасного не только для груза, но и для самой жизни путешественников. Но сотник более доверял корм­чему и начальнику корабля. Так как подул южный ветер, то решили, что можно попытаться прийти в более безопасную пристань Финика. Но неожиданно из ущелий гор поднялся бурный северо-восточный ветер, называемый «Эвроклидон», который не дозволил им приблизиться к Финику, а понес их прочь в открытое море. Бессильные бороться против урагана, моряки предоставили кораблю носиться по воле волн и ветра.

Положение мореплавателей становилось все более и более тяже­лым, так что исчезала всякая надежда на спасение. Погруженные в отчаяние люди ничего даже не ели, и тогда св. Павел выступил ободрителем всех, вдохнувши в них дух терпения и надежды на спасение. Он ободрил их рассказом о явле­нии ему ангела Божия, который сказал что ради того, что Павел должен предстать перед кесарем, Бог избавляет от гибели и всех, плывущих с ним.

Волны вынесли корабль на остров Мелит (Мальта). Корабль наткнулся на косу и сел на мель: нос увяз в песке, а волны начали разрушать корму. Тогда воины хотели умертвить своих узников, чтобы кто-нибудь из них не убежал вплавь, но сотник, желая спасти ап. Павла, удержал их от этого.

Поселенцы Мальты, вероятно, были пунического происхождения (финикийско-карфагенского). Они оказа­ли теплое гостеприимство потерпевшим кораблекрушение, разло­жив огонь, чтобы согреть их, так как был дождь и холод. Жители острова приняли ап. Павла за бога, после того как он остался невредим в результате укуса ядовитейшей змеи. Апостол также совершил чудо исцеле­ния от лихорадки и кровавого поноса отца начальника острова, после чего к нему стали приводить и других больных на острове, и он также исцелял их.

На Мальте до сих пор существует предание о пребывании там апостола Павла.

Через три месяца по прибытии на Мальту путешественники отплыли на александрийском корабле, называемом «Диоскуры» в Сиракузы. Пробыв в Сиракузах три дня, отплыли Ригию, ныне Реджио, в южной Италии против города Мессины. Отсюда при благоприятном ветре быстро, на другой же день прибыли в Путеолы, ныне Пуццоло. в Путеолах нашлись христиане, которые просили св. Павла и его спутников побыть у них, и они пробыли у них целых семь дней. Затем Павел и его спутники направились в Рим по знаменитой Аппиевой дороге.

Особенности событий. Несмотря на множество событий, угрожающих жизни апостола, он все же благополучно добрался до Рима. Это можно рассматривать как исполнение обетования Павлу Спасителя, что ему надлежит проповедывать в Риме. Ни заключение в узах в Кесарии, ни опасности морских путешествий, ни предательства команды корабля, ни желание стражей умертвить узников, ни ядовитая змея, севшая на руку апостолу не смогли помешать благовестию. Более того, из-за трудностей, приключавшихся с апостолом и для установления доверия к Павлу, Господь укреплял его видениями в Иерусалиме и на корабле.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 850 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.032 с)...