Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные миграционные процессы в современной России



2.1.1 Незаконная миграция

Особую озабоченность вызывает незаконная иммиграция в Российскую Федерацию, которая, по разным оценкам, составляет сегодня от 1 до 1,5 млн. человек.[1] Масштабный приток различных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства оказывает все большее воздействие на внутриполитическую ситуацию в России, существенно сказывается на социальной сфере, влияет на национальный рынок труда, усугубляет криминогенную обстановку.

Основная масса нелегальных иммигрантов прибывает в Российскую Федера-цию из государств дальнего зарубежья (Афганистан, Иран, Пакистан, страны Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии) и государств - участников СНГ (Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Казахстан).

Проблема незаконной миграции во многом возникла из-за отсутствия должного внимания со стороны государства, несоответствия правовой базы по регулированию иммиграции и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны потребностям реальной обстановки в России (до недавнего времени основным документом, регулирующим правовое положение иностранцев в России, оставался Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР», принятый в 1981 г.); открытости значительной части государственной границы России с государствами, ранее входившими в состав СССР, при отсутствии единообразия национальных законодательств по борьбе с незаконной миграцией.

За последние пять лет за нарушение установленных правил пребывания привлечено к административной ответственности около 1 млн. иностранцев, выдворено с территории Российской Федерации более 90 тыс. человек.[2]

Несмотря на то, что большая часть граждан бывшего СССР определилась с получением российского либо иного гражданства, вопросы документирования и регистрации их решаются трудно. Основной проблемой в практическом урегулировании данного вопроса является отсутствие законодательно установленных критериев определения на постоянное жительство.

Многие иммигранты, проникнув несколько лет назад на территорию России с целью транзита, последующего выезда в государства Запада, остаются в стране, где их экономическая адаптация, в том числе на основании незаконной занятости, происходит достаточно успешно. В то же время есть значительное количество иностранцев (более 250 тыс. человек), действительно нуждающихся в предоставлении убежища в соответствии с международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией.[3]

Причинами неэффективной деятельности российских структур по недопущению незаконной миграции являются неоправданно длительная разработка стратегии и тактики борьбы с ней, узковедомственный подход ряда федеральных органов исполнительной власти при решении этих вопросов и их стремление подменить организационно сложную работу по укреплению взаимодействия простым перераспределением функций.

Помимо разработки и проведения мероприятий по недопущению въезда в Россию отдельных категорий иностранных граждан и выдворению лиц, занимающихся противоправной и криминальной деятельностью, необходимо проводить меры по легализации некоторых групп мигрантов. Прежде всего это касается той категории иностранных граждан, которая за длительное время пребывания в Российской Федерации, не нарушая законов страны, сумела адаптироваться (имеет законный источник дохода, жилье). Кроме того, следует дополнить государственную систему предупреждения и пресечения незаконного въезда и пребывания иностранных граждан организационно-практическими мерами, включающими: изменение системы учета иностранцев в органах внутренних дел, а также создание единой системы обмена информацией по незаконной миграции; формирование сети центров временного содержания для осуществления проверки правомерности въезда и пребывания иностранцев; создание системы единого иммиграционного контроля на территории Российской Федерации, развитие и совершенствование органов, осуществляющих эту деятельность, наделение их соответствующими полномочиями; образование в системе органов внутренних дел специализированных подразделений по борьбе с правонарушениями в области миграции, особенно по пресечению деятельности преступных группировок.


2.1.2 Проблема вынужденных переселенцев

В стране насчитывается примерно 300 тыс. вынужденных переселенцев, имеющих российское гражданство и право на государственную поддержку. Две трети из них стоят в очереди на получение жилья, одна треть - беспроцентной возвратной ссуды для его приобретения. Нерешенность проблем обустройства вынужденных переселенцев связана с тем, что Федеральная миграционная программа финансируется неудовлетворительно. Поэтому ежегодно помощь на обустройство получают менее 40 тыс. человек вместо 120 тыс.[4]

Образовавшиеся долги по обустройству вынужденных переселенцев во многом связаны с необходимостью практически ежегодного отвлечения средств Федеральной миграционной программы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов, размер которых доходил до 60% выделяемого объема финансирования.

В ближайшей перспективе при адекватном финансировании можно в течение трех лет ликвидировать задолженность перед внеочередниками и первоочередниками по жилищному обустройству. Для этого, по расчетам, потребуется выделить 3,96 млрд. руб. на приобретение жилья для 50 тыс. человек и 2,7 млрд. руб. - ссуд для 35 тыс. семей (с учетом прироста очереди за 2002-2004 гг.).

Однако и компактное, и дисперсное расселение нуждаются в обустройстве, государственной поддержке путем предоставления долговременных беспроцентных возвратных ссуд, развития иных кредитных механизмов, учета реально складывающейся ситуации на рынке труда в различных регионах. Размер ссуд должен быть приближен к реальной стоимости жилья.

Очевидно, что в решении вопросов обустройства вынужденных мигрантов должны участвовать органы как федеральной власти, так и субъектов Федерации. Но без повышения меры ответственности органов всех уровней (федерального, регионального и местного) и без создания заинтересованности субъектов Федерации в обустройстве вынужденных переселенцев, расселяемых на их территории, невозможно кардинальное решение этой проблемы. Россия обладает уникальным опытом (дореволюционнный период и 20-е гг. советского времени) поощрения регионов, расселяющих переселенцев.

Особого внимания требует решение затянувшихся вопросов возвращения перемещенных лиц из Чеченской Республики и некоторых других зон конфликтов на Северном Кавказе. В настоящее время численность перемещенных лиц, покинувших места постоянного жительства в Чеченской Республике, составляет 425 тыс. человек, из которых 235 тыс. разместились на ее территории. Остальные проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставрополье и других регионах России. Именно эта часть вынужденных переселенцев находится в особенно трудных условиях: нет условий для их безопасного возвращения, неудовлетворительно осуществляются выплаты за утраченное жилье и имущество, люди проживают во временных, лишенных удобств жилищах, не имеют работы и т.д.

2.1.3 Трудовая миграция

Постепенное вхождение России в международный рынок труда положило начало развитию процессов внешней (международной) трудовой миграции, которая протекает в виде привлечения и использования в стране труда иностранных граждан и лиц без гражданства и выезда российских граждан за границу с целью работы по найму.

В начале 90-х гг. эмиграция из России (преимущественно в Германию и Израиль) носила формально этнический, а по сути – социально-экономический характер и регулировалась иммиграционными квотами принимающих стран, количественно не превышала 100 тыс. человек ежегодно.

В настоящее время эмиграция, как и прежде, имеет социально-экономический, но уже открытый характер, масштабы ее увеличились, изменился и качественный состав эмигрантов, что вызывает большую тревогу. По данным экспертов, а также проводимых исследований, возрастают объемы безвозвратной эмиграции молодежи – подготовленных инженеров, программистов, специалистов в области экономики и гуманитарных дисциплин в экономически развитые страны. Это связано с низкими возможностями самореализации способностей и знаний молодых специалистов в стране, получения достойного вознаграждения за интеллектуальный и высокопрофессиональный труд.

Наблюдается устойчивая тенденция роста трудовой эмиграции российских граждан по контролируемым государством каналам. С 1994 по 2000 г. она увеличилась в 5 раз и достигает 40 тыс. человек в год.[5] В некоторой части она имеет возвратный характер, снижает напряженность на внутреннем рынке труда, позволяет сгладить негативные последствия структурных диспропорций в его развитии, в какой-то степени способствует повышению квалификации работников и в перспективе может стать источником валютных поступлений в страну. Но зачастую деятельность организаций по найму работников для осуществления трудовой деятельности за рубежом сопряжена с нарушениями прав граждан России.

Вместе с тем можно отметить и другую тенденцию – приток иностранной рабочей силы в Россию. По официальным данным, среднегодовая численность привлеченных на основе трудовых договоров (контрактов) иностранных работников в период с 1996 по 2000 г. составила около 240 тыс. человек. Подавляющее большинство их (около 70%) используется в отраслях материального производства. Однако официально зарегистрированных иностранных работников не более 0,4% совокупной численности занятых в экономике страны. В перспективе с ростом масштабов производства, а также в связи со складывающейся демографической ситуацией потребность в иностранной рабочей силе может возрасти. Но нередко процессы привлечения иностранных рабочих сопровождаются незаконным трудоустройствомих в России, нарушением трудовых и социальных прав. В то же время законодательно не урегулирован вопрос трудовой деятельности иностранных граждан. Число их, преимущественно из государств - участников СНГ, работающих на основе гражданско-правовых договоров (т.е. вне рамок трудовых правоотношений), по экспертным оценкам, составляет до 2 млн. человек. Их неконтролируемая деятельность оказывает существенное влияние на состояние рынка труда и платных услуг, сопровождается уходом от налогообложения.[6]

2.1.4 Внутренняя миграция

С начала 90-х гг. в процессах внутрироссийской миграции стали преобладать негативные тенденции. Последовательно осуществляемое многие десятки и сотни лет заселение слабоосвоенных, но богатых природными ресурсами и занимающих выгодное геополитическое положение районов в результате устранения государства от регулирования миграционными процессами сменилось сокращением численности и плотности населения этих территорий, разрушением их трудового потенциала. Если в прошлом прирост населения Северного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов постоянно был выше, чем в целом в стране (между переписями 1959 и 1979 гг. темпы прироста населения в указанных регионах превышали среднереспубликанские в 1,4 раза, а между 1979 и 1989 гг. -в 2 раза), то в 90-е гг. уже темпы сокращения численности населения этих четырех экономических районов были выше, чем в целом по России, почти в 6 раз. За десятилетие население северных и восточных районов сократилось на 1,1 млн. человек (тогда как во всех остальных районах оно увеличилось на 0,4 млн.), причем не только от естественной убыли, но и в результате отрицательного миграционного сальдо. В течение 1991-2000 гг. Европейский Север нашей страны - покинули 334 тыс. человек, а Северо-Восток - 593 тыс. человек. Все эти годы в Мурманской, Магаданской, Камчатской и других северных субъектах Федерации разрушался демографический и трудовой потенциал, создавшийся из многих поколений мигрантов, которые прошли трудную медико-биологическую адаптацию и приобрели опыт работ в экстремальных условиях Российского Севера. Наиболее тревожная ситуация с заселенностью складывается на Северо-Востоке страны. Так, за истекшие 10 лет население Магаданской области и Чукотского АО в результате миграции сократилось с 543 тыс. человек в 1989 г. до 305 тыс. к началу 2000 г., т.е. в 1,8 раза.[7]

Еще более злободневны миграционные проблемы в приграничных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Свыше 150 лет шло заселение и укрепление российских границ вдоль рек Аргунь, Амур и Уссури. С огромным трудом было создано постоянное население в этой местности. Ныне оно покидает приграничные районы. За последние 10 лет Читинскую, Амурскую области, Хабаровский, Приморский края и Еврейскую Автономную область покинули 200 тыс. человек. Частично эти районы замещаются иммигрантами из соседних стран. Пока этот нерегулируемый процесс находится в начальной стадии, но его возможное завершение может создать серьезные проблемы стране. Однако Россия не имеет демографических ресурсов и необходимых экономических возможностей для масштабного переселения в районы страны с экстремальными условиями жизни.

Процессы формирования населения в важных в геополитическом и геостратегическом отношении регионах должны быть обеспечены государственным регулированием. При этом основное внимание в миграционной политике необходимо уделить не только переселению мигрантов из других областей, но и сохранению численности уже проживающих трудоспособных граждан.

Нельзя не учитывать, что иммиграция из зарубежных стран в эти регионы будет продолжаться, это повлияет на этническую структуру населения.

Потоки как внутренних, так и внешних мигрантов направлены в густонаселенные центральные и южные районы России с благоприятными природными условиями, либо относительно высоким уровнем социально-экономического развития И тем не менее в большинстве областей миграция всего лишь компенсировала естественную убыль населения, рост его отмечен только в нескольких регионах.

Для миграции населения последнего десятилетия характерна этническая избирательность, многие мигранты стремятся в регионы проживания своего этноса. В результате в ряде республик прослеживается этническая концентрация населения, которая выражается в абсолютном и относительном росте численности представителей коренных национальностей. Одновременно происходит рост численности национальных диаспор из зарубежных государств, прежде всего сопредельных, что в ряде регионов Юга России ведет к межэтнической напряженности, обострению криминогенной обстановки.

Отдельной проблемой следует считать уход русского населения из ряда субъектов Российской Федерации, что ведет к их этническому и национально-территориальному обособлению. Одновременно данные процессы обусловливают замедление социально-экономического развития этих территорий, прежде всего республик Северного Кавказа.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1464 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...