Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла. 8 страница



В итоге смысл жизни, по Камю, находится не во внешнем мире (успехах, неудачах, взаимоотношениях), а в самом существовании человека.

8. Мартин Хайдеггер (1889 — 1976) занимался разработкой самих основ экзистенционалистического понимания предмета и задач философии.

Экзистенция, по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире (именуется философом "бытие в мире"). В свою очередь, "бытие в мире" состоит из:

• "бытия с другими";

• "бытия самого себя".

"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".

"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Отстоять свою идентичность в поглощающем человека окружающем мире — главная проблема и забота человека.

9. Философия экзистенциализма очень популярна в современной Западной Европе и актуальна для нее.

В настоящее время наблюдается тенденция смешения центра тяжести философских исследований на проблемы человека, его жизни в окружающем мире, поиска самого себя, сохранение уникальности, смысла жизни.

Данная проблематика (жизнь человека, его проблемы) может стать основным вопросом философии в будущем, отодвинув на второй план проблему первичности и отношений материи и сознания.

Вопрос 28 Психоанализ

1. Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Основателем психоанализа считается австрийский ученый -психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом:

• бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание;

• реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты.

Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, поступков, оговорок, описок, "странностей".

Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — это реализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности.

2. Фрейдом выделяются две схемы психики:

• топографическая;

• динамическая.

При топографическом подходе бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа разнообразные мысли, желания, эмоции человека. Сознание — небольшой кабинет, куда периодически "вызываются" посетители: мысли и желания человека. Между прихожей и кабинетом стоит страж, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли. Иногда страж уходит, засыпает, и часть "ненужных посетителей" прорывается в кабинет — в сознание. Но затем они снова изгоняются вернувшимся (проснувшимся) стражем в прихожую.

При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я.

• "Оно" — мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека.

• "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики.

• "Сверх-Я" — давящая и влияющая на личность внешняя реальность, "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, культурные традиции.

"Я" пытается подчинить себе "Оно". Это редко удается сделать. Обычно "Оно" в скрытых или открытых формах подчиняет "Я". Фрейд сравнивает "Я" со всадником и лошадью: всадник ("Я") с первого взгляда контролирует лошадь, дает ей команды, но лошадь ("Оно") — сильнее всадника и в действительности несет всадника на себе. В некоторых случаях всадник вообще теряет контроль над лошадью и вынужден скакать вместе с ней, куда она его повезет. Также "Сверх-Я" — нормы и запреты - часто подчиняет "Я".

Таким образом, "Я" человека (по Фрейду - "несчастное человеческое Я") испытывает мощное давление с трех сторон:

• бессознательного - "Оно";

• внешнего мира;

• норм, запретов - "Сверх-Я"; и чаще всего подавляется чем-нибудь из них.

3. Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направляют психикой человека, являются:

• удовольствия — психика подобно компасу так или иначе ищет пути к удовольствию;

• вытеснение — психика вытесняет в бессознательное неприемлемые, запрещенные желания и идеи (асоциальные, сексуальные). Вытесненные в бессознательное, не прошедшие "цензуру" желания, мысли подвергаются сублимации — преобразованию в другие "разрешенные" типы социальной деятельности и культурного творчества.

4. Что является "ядром" бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую "первую психоаналитическую систему", которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года — "вторую психоаналитическую систему".

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит "либидо" — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

• в сексуальных действиях;

• в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в. несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

• "выпущен на свободу" через непосредственные действия, как сексуальные, так и несексуальные;

• вытеснен в бессознательное;

• подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мораль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превращений его сексуального инстинкта. Данная теория вызвала протест в Европе.

5. В 20-е гг. ХХ в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессознательного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Танатос.

Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения человека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной деятельности, разрушению всего того, что кажется ему "чужим" и опасным.

Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

6. Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, человеческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влечений, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал — коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:

• к массовым психозам, всенародной депрессии;

• к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

7. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и направляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификации каждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы.

Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в "бессознательном" толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности.

Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

8. На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 - 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе "великих" действий человека, гиперактивности, сверхстремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.

Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в "тисках" культуры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям — это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я", самости.

Единственный способ спасти человека — полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифрованная" история человечества, высшие истины.

Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования:

• патриархат и матриархат;

• гуманистическое и авторитарное сознание;

• власть и подчинение;

• стремление к обладанию и просто жизнь;

• личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);

• "свобода от" и "свобода для" — негативная и позитивная свободы. Цель философии, по Фромму, - помочь человеку решить эти противоречия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы "желание жизни" повсеместно вытесняло "желание смерти", разрушительные истины.

Одним из популярных на Западе направлений неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898 — 1979).

Главное произведение Маркузе — "Одномерный Человек". Суть его в том, что современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, то есть себя.

Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сексуальной революции.

Вопрос 30

. Позитивизм и неопозитивизм (основные принципы и эволюция). Позитивизм и наука. Позитивизм в XX веке.}

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понимали умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм объявил ложными и лишенными смысла. П предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать - чтобы предвидеть, предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание умозрения, феноменализм --- оказались слишком уморительными, метафизическими.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной фило Основные идеи этой работы, три закона: 1) трех стадий;2) постоянного подчинения воображения наблюдению^З) энциклопедический закон, классификация наук.

1.Попытка классиф наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология) математике отводится главная роль как основе количественных методов исследования. Логика отсутствует напрочь.

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.

3 В обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и

технической. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы

мировоззрения, а)Теологическая когда поведение чел определяется буйством

фантазии, верой в богов...--- традиционное общество б)Метафизическая -

бог становится субстанцией...Абстрактные метафизические сущности,

идеи абсолютного знания --- доиндустриальное общество в) Позитивная стадия

- это стадия становления научного взгляда на вещи, позитивизм --- индустриальное общество. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

Развитие науки представлял как накопление полученных знаний и законов, знания --- описательные.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: "Система логики силлогистической и индуктивной". Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо их взаимоподкрепление.

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Много посвятил развитию методов позитивизма там всеиндуктивизма. Отрицая дедукцию, как метод получения новых знаний, преувеличивал роль индукции. Рассмотрел 4 метода: согласия, различия, остатков и сопутствующих изменений.

Герберт Спенсер (1820-1903) Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это вся фил, но без метафизики. (т.к. метаф - это попытка судить о мире вещей, кот непознаваемы). Философия есть научное знание и методология, но не сумма наук. Фил ---знание вполне объединенное, а другие науки --- отчасти объединенное. Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает

возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека. Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., & затем это новое усиливается и передается как априорное. При этом наука основывается лишь на ограниченном опыте индивида, то есть ее основа ложна. Непознаваемое лежит и в основе религии, то есть говорит о близости науки и религии.

Перенес эволюцию со всех живых существ на все предметы и явления, понимал ее чисто механистически как перераспределение веществ и движения, при этом стирая грани между разными областями материального мира. это легло в основу его социологических взглядов --— органическая теория общества, где общ рассматривается как биологический'организм, и все кап формы неизбежны и естественны.

Классификация наук - абстр(мат, лог), абст-конкретные (механика, физиак, химия) и конкретные (биология, психология, социология)

Общие плюсы позитивизма --- философия не имеет исключительные права на истину, логико-математические исследования имеют большое значение, при исследовании необходимо удерживаться от оценочной стороны вопроса, быть беспристрастным, проблема позит --- научная методология в рамках логики развития науки, описание и анализ этапов научного исследования, язык науки, исследов принципы, рамки и сферы применимости отдельных процедур и методов.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непосредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

- субъективный идеализм, учение о принципиальной координации,

неразрывной связи субъекта и объекта.

Неопозитивизм, или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали "биолого -экономическую" теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как "логический анализ языка."

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире. Неопозитивизм как логический позитивизм говорит о том, что фил обязана исследовать язык науки для пояснения проблем и задач науки. Это направление --- аналитическая философия, в свою очередь распадается на два: логический анализ философии(исп мат методов и формальной логики, создание единого научного метаязыка для единой формализации науки) и лингвистическая философия (исследование обыденного языка, оттенков значений и устранение двусмысленности при использовании в науке против вольного обращения с языком). Карнап -- семантическая философия, унифицированный язык науки.

Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот-воспользовался при этом достиж матем логики. Попытавшись дать строгие определ матем понятий он пришел к выводу, что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р придал более шир значение методу лог анализа и объявил, что "логика - это сущность фил". Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.

Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех коч лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения.логики и матем (не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, необходимы для формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения "значение предложения закл в методе его проверки" Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения же типа "душа чел бессмертна" бессмысленны т.к. не могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживания, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт, что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже". Значит в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или переживаний. Оказалось,что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа "все люди смертны" не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъективизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, произвол вериф. Поэтому было предложено считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг предложениями. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на согласованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания

Неопозитивизм имел большое влияниеЗО-50 гг. Исследования по формальной логике и вопросам методологии науки.

\newpage

§ Философия позитивизма Огюста Конта

1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.

3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

• три стадии интеллектуального развития;

• три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

• теологическая (мировоззрение основано на религии);

• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

• позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

• традиционное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

• теологическая — традиционному обществу;

• метафизическая - доиндустриальному обществу;

• позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

§ Основные направления современной позитивистской философии

1. Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).

2. В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

• махизм;

• неопозитивизм;

• постпозитивизм.

Классический позитивизм О. Конта рассмотрен в вопросе 43 "Философия позитивизма Огюста Конта".

3. Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в основе философии должен лежать

критический опыт (в связи с этим данное направление имеет и еще одно название — эмпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;

• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 321 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...