Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Акустика студий и комнат прослушивания



Появились в 30е годы XX столетия, как помещения для записи и обработки звука. Появление их диктовалось развитием звукозаписи, радиовещания, кино и телевидения.

Современные студии, как правило состоят из: студийного помещения (зал для записи), контрольной комнаты (с аппаратурой для записи и обработки: микшер, контрольные агрегаты, компьютеры), технической аппаратной (куда выносятся некоторые виды аппаратуры, например усилители).

Студии классифицируются:

 По применению (звукозапись, радиовещательные, теле-, тонателье на киностудиях)

 По виду используемого для записи звукового материала (большие музыкальные, камерные, литературно-драматические, речевые)

По кол-ву исполнителей (по объёму) (большие, средние, малые)

Можно классифицировать и по другим критериям.

Объективные акуст. параметры выбираются исходя из тех же требований, что и для конц. зала. Нужны оптимальные: время реверберации в разных частотных диапазонах, однородная структура звукового поля, опр. время-энергия-направление прихода ранних отражений, заданные уровни энергии поздних отражений, требуемый уровень шумов. Обеспечение необходимых параметров, в первую очередь оптимальное время реверберации, накладывает ограничения на форму и размеры студии.

Объём студии зависит от вида исполняемой музыки и выбирается в зависимости от заданного оптимального времени реверберации и от макс. Числа размещаемых в ней исполнителей (1 человек = 10-18 м3). Запись в студиях малого объёма приводит к искажению тембра из-за резонансов помещения, нарушению пространственной панорамы и баланса громкости. Мин. Объём для записи музыки = 200м3.

Форма имеет значение для обеспечения структуры ранних отражений (в первую очередь боковых) и однородности (диффузности) звукового поля. Поэтому большие студии часто делают непрямоугольными. А средние и малые обычно прямоугольные. Высота потолка должна быть не менее 3м.

Среди объективные параметров, определяющих звуковое поле в студии, важнейшее – оптимальное время реверберации. Оно зависит от вида исполняемых программ и от объёма помещения. Для симф. музыки это 2-2,2с, для эстрадной и джазовой – 0,9-1,1с, для камерной – 1с, для литературно-драматических – 0,5-1с, для речевых – 0,4с.

Зависимость опт. время рев. описывается отношением (пример для конц. студий): Tопт=0,5 lg V — 0,10.

Поскольку в одних и тех же студиях приходится записывать различные муз. и реч. Программы, надо чтобы в них была предусмотрена возможность перестройки акус. Условий для обеспечения различных значений Tопт. С этой целью используют мобильные звукопоглощающие конструкции: резонансные щиты (щиты Бекеши), рассеиватели (диффузоры Шредера, жалюзи), вращающиеся колонны. А также используются устройства искуственной реверберации, как программные так и аппаратные.

Важным параметром является «ясность» (или «чёткость») С80 для музыки и разборчивости речи. Пределы изменения С80 для студии записывающей классическую музыку составляет 4 +/- 2 dB. Разборчивость речи для речевых студий – не менее 90%. Остальные параметры (интимность, пространственность, полнота) – в пределах полученных Беранеком для хороших конц. залов.

Уровень шумов (внешних и внутренних) должен быть равен нормирующей кривой уровня шума NC-25. Студию следует размещать в тихой части здания, применять спец. Меры при строительстве для обеспечения звукоизоляции и виброизоляции: двойные стены/двери, «плавающие» конструкции пола, подвесные стены и потолки, глушители вентиляции.

Требования в контрольным комнатам:

позволять слышать сухой и чистый звук контрольных агрегатов;

не вносить существенных искажений в структуру реверберационного процесса студии, где была произведена запись;

обеспечивать возможность услышать и сформировать пространственный образ, который требуется передать слушателю;

быть звуконепроницаемыми, для низкого уровня шумов;

позволять видеть музыкантов (иметь окно в студию)

Раньше для акустического проектирования контрольных комнат повторяли параметры среднестатистического жилого помещения. Сейчас же следуют концепции «live-dead end», в которой звукорежиссёр работает на границе двух сред – «мёртвой» (без отражений) и «живой» (с большим кол-вом отражений). Одним из важнейших критериев является время прибытия ранних отражений (20-30мс после прямого звука). Если обеспечить это требование, то первые отражения не должны маскировать их, поэтому полезно переднюю часть комнаты сделать заглушенной, а заднюю – отражающей. Такая конструкция позволяет звукорежиссёру ощущать живые отражения, но в месте с ними звук от студ. агрегатов воспринимается без искажений.

В конце 80-х изобрели конструкцию «бессредной» контрольной комнаты. В ней все поверхности, в которые излучают агрегаты (потолок, задняя и боковые стены) делаются звукопоглощающими, а поверхность перед звукорежиссёром и и пол – отражающими. Получается слышен прямой звук от агрегатов, не окрашеный отражениями. Для обеспечения поглощения во всём диапазоне используют т.н. «звуковые ловушки».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...