Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Множество научных споров вызывал вопрос о единстве и многообразии человеческой истории. Что такое история - единый глобальный поток или множество мелких ручейков, никак не связанных между собой? И та и другая точки зрения имели своих сторонников.
Идея многообразия человеческой истории нашла свое яркое выражение в концепции локальных культур и цивилизации. Ее известные представители - западные мыслители О. Шпенглер и А. Тойнби. Они отрицали единство мировой истории и полагали, что существуют лишь отдельные исторические разновидности (типы) культур и цивилизаций (индийская, египетская, китайская, античная и т. д.). Все они подчинялись своим принципам, признавали лишь свои ценности и законы. Все они имели этапы зарождения, расцвета, упадка и гибели. Влияние друг на друга и взаимосвязь этих культур и цивилизаций считались незначительными.
В этой концепции идея многообразия поглотила идею единства истории. В действительности многообразие не противоречит существованию единого исторического потока, в который включены различные эпохи и народы. Аргументом является единство законов, смысла, направленности и движущих сил истории, а также взаимовлияние культур и цивилизаций друг на друга. Единство истории отстаивали такие видные мыслители, как Гердер, Гегель, Маркс, Конт, Спенсер, Ясперс.
Представление о единстве мировой истории долгое время было сопряжено с европоцентризмом - историко-философской концепцией, в которой развитие общества рассматривалось через призму западной (европейской) цивилизации.
Иным культурам и цивилизациям (индийской, китайской, арабской, российской и т.д.) отводилась третьестепенная историческая роль как периферийным малоразвитым общественным образованиям
В XIX - XX вв. этой точке зрения была противопоставлена концепция культурно-исторического полицентризма, в развитие которой внесли большой вклад русские евразийцы (Н,С. Трубецкой, Л.П. Карсавин, Л.Н. Гумилев), О. Шпенглер, А. Тойнби, К. Ясперс, Е.И. Рерих, Ю.Н. Рерих и другие философы и ученые. Они убедительно показали, что мировая история имела и имеет множество альтернативных центров своего развития как на Востоке, так и на Западе. Современная социально-историческая действительность определенно свидетельствует в пользу этой точки зрения. Сейчас существует, по крайней мере, пять самостоятельных крупных центров культурного развития человечества - Европа, Америка, Россия, Китай, Индия. Постепенно влияние приобретает арабская культура. Укрепляющаяся политическая доктрина многополярного мира напрямую отражает концепцию культурно-исторического полицентризма
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 646 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!