Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологические методы изучения повседневности: специфика качественных методов. Различия стратегий исследования при качественных и количественных подходах



Повседневность выступает как отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности – «реальность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира», ком-плексное исследование этой реальности (жизненного мира) людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на события. При изучении повседневности, которая менее доступна для масштабных выбороч-ных обследований, в социологии чаще всего используют наряду с классическими мето-дами методы, основанные на приближении к нарративности повседневной жизни (case studies, анализ «профанных» текстов, биографический метод или «историю жизни»).

Важным методом познания является понимание и интерпретация личностных смыслов в социологических понятиях. Изучение концентрируется на уровне микроанали-за конкретных ситуаций социального взаимодействия. Язык исследования максимально приближен к практике повседневного общения.

Следовательно, качественный метод как инструмент является составной частью специфической методологии, которую можно назвать качественной или гуманистической.

Качественные методы как способ микроанализа используются для изучения субъективного, индивидуального, локального – там, где необходимо пристальное изуче-ние конкретных людей в конкретных ситуациях. Качественное исследовательское интер-вью направлено на то, чтобы понять мир с точки зрения собеседника, раскрыть смысл переживания человека, увидеть мир, в котором он живет, прежде чем давать ему научное объяснение.

В беседе-интервью исследователь слушает то, что сами люди говорят о мире, в котором живут; слышит, как они выражают свои взгляды и мнения своими собственны-ми словами; узнает об их взглядах на ситуацию на работе и в семье, об их мечтах и надеждах

Социолог, имеющий дело с повседневной жизнью людей, более широко использует их обыденный язык, зачастую приводит большие цитаты из разговорной речи, поэтому описательный язык качественной социологии ближе к обыденному разговорному языку. В нем часто присутствуют метафоры и аналогии, образы, заимствованные из других об-ластей знания.

Таким образом, качественный метод является незаменимым способом сбора, об-работки и анализа информации о конкретных индивидах и их личностных смыслах.

Феноменологический подход очень широко распространен в качественных иссле-дованиях. В социологию феноменология проникла через основанную на идеях Э. Гуссер-ля социологию Шутца, а затем была обоснована П. Бергером и Т. Лукманом в их работе «Социальное конструирование реальности».

Предметами изучения феноменологии сначала были сознание и опыт, затем этот предмет расширился и включил жизненный мир человека (Хайдеггер) и поступок человека (Сартр).

«Феноменология – это изучение структуры (и ее вариаций) сознания, которому яв-лены любая вещь, событие или человек». Феноменология заинтересована в освещении как того, что явлено, и того, как оно явлено. Она изучает взгляды исследуемых на их мир; старается детально описать содержание и структуру сознания субъектов, ухватить каче-ственные различия в их переживаниях и выявить сущностный смысл переживаний. Феноменология пытается проникнуть за пределы непосредственно переживаемого смыс-ла, чтобы сделать незримое зримым.

Основным предметом исследования феноменологической социологии, согласно А. Шюцу, является анализ смысловых структур повседневного мира, или социальной ре-альности. Последнюю он определял как «совокупность всех объектов и явлений социо-культурного мира, каким он представляется обыденному сознанию людей, живущих среди других людей и связанных с ними многообразными отношениями взаимодействия» [3, с. 403]. Изучение смысловых структур социальной реальности означает, таким обра-зом, изучение интерсубъективных значений, конституируемых людьми в процессе их жиз-недеятельности. Получается, что бодрствующий взрослый человек воспринимает интерсубъективный мир повседневной жизни, на которую и в которой он действует как человек среди других людей. Этот мир существовал до нашего рождения, переживался и интерпретировался нашими предшественниками как мир организованный.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1126 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...