Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принятие христианства и его историческое значение



Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили жертвы.

Владимир отправил за границу послов. Когда они вернулись, то с особенным восторгом рассказывали о православном богослужении в константинопольском кафедральном храме Святой Софии. Под впечатлением от рассказа Владимир решил принять греческое христианство (988 г.). Его брак в 989 г. с греческой царевной Анной окончательно утвердил христианство в роли господствующей религии Русского государства.

Христианство первоначально было принято только теми племенами, что жили по линии Днепра — Волхова. В других областях новая вера встретила упорное сопротивление со стороны населения, язычество, соединившись с новой религией, образовали двоеверие.

Христианство произвело в древнерусском обществе глубокую нравственную перемену.

Принятие христианства на Руси повлияло на политическое устройство Руси. На киевского князя греческое духовенство перенесло византийское понятие «государь», который был поставлен Богом не только для внешней защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка.

Русская церковь возглавлялась киевским митрополитом, который одновременно был и патриархом всея Руси. Его назначал Патриарх Константинопольский, от которого зависела вся русская митрополия. В наиболее важные русские города киевский митрополит ставил епископов. Был образован Киево-Печерский монастырь. Руководством для церковных судей служил сборник церковных законов «Кормчая книга». Церковному управлению и юрисдикции были подчинены так называемые церковные люди:

— монахи; — белое духовенство с их семьями; — вдовы-попадьи и взрослые поповичи; — церковнослужители; — просвирни;— странники; — люди, находящиеся в больницах и странноприемницах, и те, кто обслуживал их; — «задутные люди», изгои, нищие, население, жившее на церковных землях.

Церковная власть вершила суд над всеми христианами, которые совершали преступления против религии и нравственности, и разбирала все дела, касающиеся семейных отношений.Христианство принесло славянам письменность, основанную на церковнославянском алфавите, составленном братьями-просветителями Кириллом и Мефодием во второй половине IX в.

Центром древнерусского просвещения стали монастыри, в частности знаменитый Киево-Печерский монастырь, основанный Святым Антонием и Святым Феодосием во второй половине XI в. Первым летописцем был преподобный Нестор. В монастырях и при епископских кафедрах были собраны большие библиотеки рукописных книг.

В Киевскую эпоху наиболее выдающимися были митрополиты Илларион и Кирилл Туровский, игумен Даниил.

6. Письменность, просвещение и литература Древней Руси (IX–первая треть XII в.). Принятие христианства придало значительный толчок развитию культуры. Братья-миссионеры Кирилл и Мефодий во второй половине IX в. создали глаголический алфавит (глаголицу), а потом, несколько переработав ее, — кириллицу, которая используется до сих пор. Грамотность была достаточно широко распространена в Древней Руси, что подтверждают археологические находки (берестяные грамоты) в Новгороде и других городах, надписи на стенах и на различных ремесленных изделиях.Центральным жанром древнерусской литературы была летопись — описание событий жизни на Руси по годам (летам). Большое распространение летописание получило в период феодальной раздробленности (после первой трети XII в.), так как многие удельные князья хотели остаться в истории и прославить свое княжество. В начале XII в., предположительно монахом Нестором, была создана «Повесть временных лет» — летопись, описывающая историю Руси. Другим распространенным жанром стало описание жизни русских святых — житие. В публицистическом жанре было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона 1040-е гг.

Письменность на Руси появилась до принятия христианства. Сохранились упоминания о том, что древляне славяне пользовались письменностью, но в силу своей сложности она была доступна лишь избранным.

Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина и Мефодия, создав­ших первую славянскую азбуку для распространения христианских

священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Они использовались для переводов с греческого на древнеболгарский, распространившийся как письменный славянский. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей.

О распространении грамотности среди различных (в том числе низких) социальных слоев древнерусского общества свидетельству­ют новгородские берестяные грамоты XI в., содержащие бытовые и хозяйственные записи, частные письма, обращения к посадникам, ученические упражнения и т.д., а также многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий — граффити.

Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), по­словицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духов­ные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исто­рические события. Героями многих былин стали «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.

Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специ­ально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным. Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.

1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской националь­ной культуры, способствовал ее своеобразному развитию.

2. Несмотря на то, что Русь позже некоторых европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII в. она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.

3. XII—XIII вв. характеризуются расцветом, местных школ летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национал ной культуры.

7. Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси (IX–первая треть XII в.) Принятие христианства способствовало росту числа каменных построек и в первую очередь церквей и монастырей. В 1037 г. был построен Софийский собор в Киеве, по аналогии с Софийским собором в Константинополе. Были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Получило распространение и писание икон. Первые фрески, мозаики и иконы были созданы греческими мастерами. На рубеже XI-XII вв. неизвестным греческим живописцем была создана икона, впоследствии получившая название «Владимирская Богоматерь». Эта икона стала самой почитаемой на Руси, ей приписывают различные чудесные явления.АРХИТЕКТУРАСохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тон ком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев. Деревянное зодчество. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.С конца X в. начинается широкое строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Каменное строительство начинается в конце X в. Первые каменные сооружения были построены под руководством в византийских мастеров, что в значительной степени обусловило выбор типа культовых зданий и принципов строительства храмов. • Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. • В конце XII — начале XIII в. наиболее интенсивным было строительство в Смоленске, который по количеству памятников домонгольского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на Смоленщину черниговских мастеров, организовавших местную строительную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась церковь Петра и Павла. Монументальная скульптура не получила распространения в средневековой Руси. Отдельные деревянные скульптурные изображения святых носили случайный характер и преследовались православной церковью, так как напоминали о языческих идолах. Широко распространена была лишь резьба по дереву и камню, использовавшаяся в украшении стен храмов. Первые светские скульптурные памятники были воздвигнуты в России только в XVIII в. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато ук­рашались фресками, мозаиками, иконами. Первые фрески были выполнены греческими мастерами. Изуче­ние сохранившихся фрагментов фресок Софийского собора в Киеве приводит к выводу о влиянии русских традиций на живопись визан­тийских мастеров. Основная тематика фресок — изображения свя­тых, евангельские сцены.• Мозаика («мерцающая живопись») как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в X—XI вв. Техника мозаики появилась на Руси благодаря византийским мастерам. Изображение набиралось из смальты — специального стекловидного материала. На Руси мозаика употреблялась в основном для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве же разновидности монументального искусства широкого распространения она не получила. После XII в. мозаичная техника в русских храмах почти не использовалась. • Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появились в X в. Они были приведены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Особенно тщательно выписывались лицо и руки, которым уделялось главное внимание. Все это должно было способствовать восприятию иконы как Божественного изображения.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 693 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...