Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос № 38. Объект и предмет социологии культуры



Общности, институты и культура – структурные элементы общественной системы. Объект и предмет социологии культуры. Функции культуры и ее морфология.

Закономерности и механизмы формирования и развития культуры. Уровни социологического анализа культуры: эмпирический, «нормативный».

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, с другой — содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. Не пред­ставляет исключения и социология. Только в одном из амери­канских справочников по социологии содержится свыше 400 определений понятия «культура».

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura — заботиться, взращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XVII—XVIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания.

Краткое определение культуры сводят к различным результатам дятельности людей, к многообразным формам активности по поддержанию и обновлению своего соцыального бытия: материальных обЪктов, норм деятельности, и взаимодействия людей, их представленеий, оценок.

Культура – явление не биологическое. В определенном смысле она противоположна природе, так как в ее рамках формируется особый мир, отличный от природной стихии. Этот мир представляет совокупность искусственных порядков и объектов, созданных многими поколениями людей в дополнение к природным. А также множество заученных форм человеческого поведения и деятельности, накопленных знаний, символических обозначений окружающего мира, которыми обмениваются люди в процессе коммуникации.

выделяются основные функции культуры:

человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие твор­ческого потенциала человека во всех формах его жизне­деятельности (главная функция);

гносеологическая (познавательная), так как культура явля­ется средством познания и самопознания общества, со­циальной группы и отдельного человека;

информационная — функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен — прошлого, настоящего и будущего;

коммуникативная — функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

ценностно-ориентационная, т.е. культура задает опреде­ленную систему координат, своеобразную «карту жиз­ненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

нормативно-регулирующая (управленческая), которая про­является в том, что культура выступает средством соци­ального контроля за поведением человека.

Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и форм их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, куль­турных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой.

В настоящее время в отечественной и европейской социо­логической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музы­ки, театра, т.е. социология различных видов искусства, пробле­мы межкулътурного понимания, диалога и конфликта различ­ных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зре­ния. Культурное содержание можно выделить в любой целена­правленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т.д. В узком смысле социоло­гия культуры имеет свою относительно самостоятельную пред­метную область, которая локализуется в духовной сфере.

При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного ком­понента, что позволяет объединить элементы культуры в сис­тему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей. При социо­логических исследованиях культуры необходимо решить сле­дующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) уста­новить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движении.

В социологии существуют несколько традиционных плоско­стей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

1. По субъектуносителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демогра­фические, территориальные и пр.) или отдельная личность. От­ношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить сего­дняшние многочисленные конфликты национальных культур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.

2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет. Актуальная куль­тура всегда вариативна, но ее модель задается программой об­щего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в се­бя профессиональную этику и эстетику.

3. По происхождению (генезису) выделяют народную культу­ру, возникающую в определенной мере стихийно и не имею­щую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профес­сионалами; в ней всегда можно четко установить авторство.

4. По видам культуры принято выделять материальную куль­туру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в облас­ти науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т.д.).

Деление на материальную и духовную культуру, несомнен­но, в высшей степени условно, тем более что существует целый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физическая и др.

5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

Нормативный уровень анализа культуры характеризует деятельность человека с точки зрения ее нормированности и обновления этой нормированности в историческом развитии. С ним связаны такие качества культуры, как ее самобытность, устойчивость и изменчивость.

Важнейшим элементом выступает культурная норма, которая является определенным стандартом поведенческой и духовной активности, в соответствии с которым действуют представители конкретной культуры. Этот стандарт закрепляет важнейшие принципы и параметры деятельности, свойственные той или иной культуре, органически включаясь в любой вид человеческой деятельности. Вместе с тем культурная норма допускает широкую меру вариативности поведения, некоторый диапазон ожидаемых действии. Будучи гибкими, нормы в целом поддерживают устойчивость социальных институтов, регулируют массовые и групповые взаимодействия людей.

Культурно-нормативный характер приобретают и явления духовной сферы: жизненные идеалы, духовные ценности, правила, определяющие ту или иную разновидность творческой активности в культуре. В целом, культурные нормы трансформируются постоянно, но скорость их обновления в разных областях практики различна: постепенно, через незаметный отход от традиционных регламентаций или стремительно – через инновационно-внедренческую деятельность, критику существующих привычек. На смену прежним нормам приходят инновации, многие из которых в течении жизни могут стать нормой.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2471 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...