Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Византийский чин Божественной Литургии. Изменяемые части Литургии



Евхаристия не входит в круг богослужения времени, она находится над ним: в ее ходе совершается выход из времени. Евхаристия есть центр церковной жизни, это таинство таинств, таинство Церкви по преимуществу – ведь оно созидает Церковь, которая есть Тело Христово.У литургии есть некая твердая основа, некое ядро – неизменный Евхаристический канон, к которому изменяемые части литургии подходят максимально близко. Различие чина Василия Великого и чина Иоанна Златоуста при этом несущественно.

Изменяемые части чина Божественной литургии. Антифоны (песнопение, исполняемое попеременно двумя ликами): будничные (или вседневные), праздничные и изобразительные. В любом виде антифонов ко второму присоединяется песнь Единородный Сыне. После третьего совершается малый вход. Будничные антифоны по Уставу поются в седмичные дни, когда нет двунадесятого Господского праздника и когда нет Блаженн, то есть, когда в Типиконе не указаны Блаженны – тропари, поемые на третьем из изобразительных антифонов (малый святой без знака). Все три антифона (находятся в Ирмологии) представляют собой избранные стихи из псалмов, и к каждому стиху полагается припев. К первому антифону припев «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму – «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас», а к третьему – «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: Аллилуйя». Везде стихи псалмов, но разные припевы. Праздничные антифоны. Их тоже три. Первые два праздничных антифона похожи на будничные: они представляют собой избранные стихи псалма, к которым припевается припев. К первому антифону припевается «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», ко второму антифону – «Спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя» (вместо многоточия у каждого праздника тут свои слова, например: «плотию Распныйся», «во Иордане Крестивыйся», «Рождейся от Девы» и т. д.). Третий антифон это избранные стихи псалма, к каждому из которых припевается не припев, а тропарь праздника. Антифоны праздничные находятся, во-первых, в Типиконе на соответствующий день (это может быть глава месяцеслова или глава, посвященная Триоди – 49-я или 50-я), а во-вторых, в соответствующих богослужебных книгах – Минее или Триоди. Они назначаются только на двунадесятые Господские праздники и Пасху

Изобразительные антифоны. Они состоят из следующих частей: 102-го псалма (Благослови душе моя…), 145-го псалма (Хвали …) и Блаженны (Во Царствии Твоем помяни нас… - с чередованием тропарей на Блаженнах (находятся в Октоихе на каждый день и в Минее особо, но как правило тропари канона для Блаженн берутся из 3-ей и 6-ой песней, в дни попразднства могут братья и из других песен). Блаженны бывают, конечно, на все праздники с красными знаками в месяцеслове и при шестеричном святом, в субботу и воскресенье.

Песнопения на малом входе. Входное (стих на малом входе). При входе в алтарь, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает «Премудрость, прости», хор должен спеть входное. В большинство дней года употребляется входное песнопение «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий... поющия Ти: Аллилуйя». Здесь после слов «Сыне Божий» всегда следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка - устная традиция. Самая распространенная вставка – это «во святых дивен Сый», она употребляется в седмичные и субботние дни, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, если нет двунадесятого Господского праздника, поется «Воскресый из мертвых» (как на Пасху); на Богородичные праздники – «молитвами Богородицы». Другие: «Рождейся от Девы», «во Иордане Крестивыйся», «плотию Распныйся». Они поются на литургии во все попразднство.

входный стих – это избранный псаломский стих, назначенный для этого праздника. Совершается в Пасху и Пасхальную седмицу, Господские двунадесятый праздники и в Сретение (Господская и Богородичная тема) и Духов день. После того, как возглашен входный стих, Приидите, поклонимся уже не поется. Что-нибудь одно.

тропари и кондаки (концентрация всех богослужебных текстов). Основные правила пения тропарей и кондаков на малом входе: 1. Сначала поются все тропари, потом все кондаки. Обычно тропарей и кондаков бывает равное количество. 2.Тропари поются в иерархическом порядке: Господские, Богородичные, Ангелам, Предтече и святым в нисходящей иерархии ликов. Кондаки поются в том же порядке, кроме одного – Господского или Богородичного (либо дополнительный кондак Предстательство),, вынесенного на заключительное место (на И ныне или на Славу, и ныне). 3. Перед последним кондаком поется И ныне, перед предпоследним – Слава. Устав пения тропарей и кондаков различается по дням седмицы: один устав для воскресного дня, другой для седмичных дней, суббота как правило примыкает к седмичным дням.

Трисвятое: оно поется не всегда. Трисвятое заменяется на Елицы во Христа крестистеся в следующие праздники: Рождество и Богоявление, в Лазареву и Великую Субботы, в Пасху и Пасхальную седмицу и Пятидесятницу. В эти дни не поется Трисвятое, поется Елицы во Христа крестистеся. На Крестовоздвижение и Крестопоклонную вместо Трисвятого поется «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко...». Следующая изменяемая часть Божественной литургии – это прокимен (воскресные, дней седмицы, праздников и святых), Апостол, Аллилуарий и Евангелие. Прокимнов и аллилуиариев на литургии может быть только один или два. Апостол и Евангелие на литургии бывают рядовые и особые. Порядок пения тропарей и кондаков на малом входе в Господском храме. * В субботу не поется.

Херувимскую песнь два раза в году на литургии не поется. Это Великий Четверг, когда поется «Вечери Твоея тайныя...», и Великая Суббота, когда поется «Да молчит всякая плоть...».

Достойно или О Тебе радуется. На литургии Иоанна Златоуста поется Достойно, на литургии Василия Великого – О Тебе радуется. Но в двунадесятые праздники и их попразднство, а также в некоторые особые дни поется песнопение, называемое «задостойник» – т.е. «вместо Достойно». Задостойник состоит из припева и ирмоса 9-й песни праздничного канона. Запев и ирмос вместе образуют задостойник. На двунадесятые праздники 9-я песнь должна идти не с библейскими стихами и не с припевами, которые в нашей практике заменили библейские песни, а с особыми запевами, которые свои на каждый праздник; количество их различно: от одного до двенадцати.

После возгласа «Святая святым» и ответа хора «Един Свят...» поется особый текст – причастный стих, или киноник. Причастные стихи практически всегда скоординированы с прокимнами, поэтому к ним относится все то, что мы сказали о прокимнах. Последняя изменяемая часть Божественной литургии – это отпуст.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 373 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...