Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы развития письма



Письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей, возникающее на базе языка и служащее для передачи речи на большое расстояние и закрепления ее во времени при помощи начертательных знаков или изображений, письмо появилось на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой.

Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.

Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма1:

пиктографическое;

идеографическое;

слоговое;

буквенно-звуковое.

Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей2:

Фразография – наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;

Логография – последующий тип письма, графические знаки которого передают отдельные слова;

Морфемография – тип письма, возникший на базе логографического для передачи графическими знаками наименьших значимых частей слова – морфем;

Силлабография, или слоговое письмо, знаки которого обозначают отдельные слоги;

фонография, или звуковое письмо, графические знаки которого обозначают обычно фонемы как типовые звуки.

В соответствии с другой классификацией эволюция письма представлена в виде следующей схемы3:

предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;

собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях:

словесно-слоговое письмо;

слоговое письмо;

буквенное письмо.

Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.

18. Знаковый метод фиксирования информации (интернет)

Знаковый метод фиксирования информации используется для создания текстовых, нотных, картографических документов. Знак - это отметка, которой обозначается буква, цифра промежуток, точка, линия. Знак вместе с его значением называют символом. От знаков и способов их нанесения зависит уровень восприятия информации, компактность хранения документов. [ 2, c.16 ] Документ содержит социальную информацию, выраженную в знаковой форме. Знаковость - одна из основных его признаков. Документ - это оформленное в виде совокупности последовательных знаков информационное сообщение. Знаки могут быть в форме букв, отверстий, точек, линий, цифр и т.п. От формы знаков и способов их нанесения во многом зависят уровень представления и восприятия информации, степень использования документов, компактность их хранения. Изучением знаков занимается семиотика. Семиотика (от греч. Semeion - знак, признак) - наука, изучающая общие свойства знаков, их систем и ситуаций в человеческом обществе [ 7, c.134 ]. Семиотика изучается на трех различных уровнях: 1) синтактика; 2) семантика; 3) прагматика. Синтактика рассматривает способы сочетания знаков, ведущие в конечном итоге к формированию текстов. Семантика анализирует понятие значения и смысла. Знак не только обозначает какой-либо предмет или явление, но имеет и свое смысловое (содержательное), и экспрессивное (выразительное) значение. Прагматика занимается отношением «человек - знак». Знаковые системы, как уже говорилось, могут быть естественными (природные или натуральные языки) и искусственными (машинные, информационные языки, языки-посредники при машинном переводе). В широком смысле знак - это любое физическое явление, имеет общепринятую или субъективную интерпретацию, обычно зависит от окружающей среды. [ 14 c.35 ] Основные типы письма: Идеографическое; Словесно- слоговое; силлабического; Буквенно -звуковое; Нотное письмо. [ 2, c.16 ] Знак имеет следующие основные свойства: 1) имеет материальное выражение; 2) имеет значение; 3) информирует о нечто отличное от него; 4) используется для передачи информации; 5) функционирует в определенной знаковой ситуации. [ 14 c.35 ] Знак имеет внешние и внутренние структурные стороны. Внешняя сторона - это материальная оболочка знака. Предмет, который выступает в роли знака, обязательно имеет определенную форму, чтобы быть воспринимаемым, способным фиксировать и передавать информацию в пространстве и времени. Жест, свет светофора, морской код флага, звук речи не могут служить знаками для документа. Документирование связано только с фиксированными знаками, полученными письменным или другим способом. Внутренняя сторона знака - и это его значение. Этим он отличается от других материальных знаков [ 4, c.56 ]. Между знаком и обозначаемым предметом, как правило, нет сходства. Связь между знаком и предметом осуществляет человек. Люди в большинстве случаев договариваются в применении тех или иных знаков и знаковых систем. Знак используется для передачи и хранения информации, служит средством коммуникации. Поэтому значение знаков должны быть понятны всем участникам коммуникационного процесса. Пока знаки не понятны (не расшифрованы) реципиентом, сообщение не может быть воспринято, а значит, документ не может выполнить свою сущностную функцию - быть источником информации и средством коммуникации. [ 14 c.35 ] Знак существует в определенной знаковой системе. Будучи извлеченным из ее, он может потерять или поменять свое значение.

19. Классификация знаков

Классификация знаков — это их группировка по опре­деленным признакам.

Существует множество классификаций знаков, разрабо­танных в семиотике.

Ч.С. Пирс выделил знаки-копии, знаки-признаки и зна­ки-символы.

Знаки-копии — это воспроизведения, репродук­ции, более или менее сходные с обозначаемым (таковы фото­графии, фильмы, картины, знаки пиктографической письмен­ности).

Знаки-признаки связаны с обозначаемыми предме­тами, как действие со своими причинами (то, что иначе назы­вают симптомами, приметами и т. д.).

Знаки-символы в силу заключенного в них наглядного образа используются для выражения некоторого, часто весьма значительного и отвле­ченного содержания (например, изображение древнегречес­кой театральной маски как символ современного театра). Слово «символ» употребляется и просто в смысле «знак».

Различают знаки языковые и неязыковые.

Знак языковой — единица языка (морфема, слово, слово­сочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности, а также отноше­ний между элементами языка в тексте. Знак языковой дву- сторонен, он состоит из обозначающего и обозначаемого.

Неязыковые знаки также способны служить средством обмена документной информацией между людьми.

К неязыковым знакам отнесены символы, товарные зна­ки, музейные экспонаты, фотографии, образцы пород, истори­ческие реликвии, включая орудия труда, архитектурные па­мятники.

Чаще всего среди неязыковых знаков используются зна­ки-изображения существующих или условных объектов, со­держащие их схематичное обозначение. Они делятся на зна­ки- «пикчеры», эмблемные и вещественные.

Знаки-«пикчеры» (англ. ргс^иге — картина, рисунок, ки­нофильм, кадр фильма) — это произведения живописи, в том числе графики, художественной вышивки, художественной резьбы по дереву, металлу, фотографии (включая кинофиль­мы). Их принято называть иконическими (т. е. знаками-изоб­ражениями). К ним, кроме объектов живописи, которые фик­сируются на носителе, можно отнести и скульптуру, хотя она является вещественным знаком.

 

Эмблемные знаки — разнообразная эмблематика (воен­ная, спортивная, торгово-фирменная, геральдическая, мифо­логическая, дорожная и т. п.).

Знаки вещественные (трехмерные) — это скульптура, макеты, модели выставок, музеев и т. п. Среди них — разно­образная (в большинстве — обрядовая) вещественная симво­лика, означающая разные понятия (хлеб и соль — знак при­ветствия и дружбы, кольцо на четвертом пальце — человек женат — ит. п.) Таким образом, функция и значение знака придаются отдельным предметам в конкретной ситуации. Это же относится и к объектам экспозиций музеев, зоопар­ков, ботанических садов, выставок и т. п, Рассмотрение таких объектов как носителей определенного знака-сообщения воз­можно лишь в пределах самой экспозиции. Извлеченный из нее предмет утрачивает свой знаковый статус (хлеб на столе вне обряда встречи дорогих гостей или сельскохозяйствен­ной выставки не фиксирует никакой социальной информа­ции).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2213 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...