Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Разработка методологии науки. Ф. Бэкон, Р. Декарт



Родоначальником нового подхода к науке является знаменитый английский политический деятель и фило- соф Фрэнсис Бэкон (1561-—1626). В своей работе «Новый Органон» (1620 г.) Бэкон дал философское обоснование но- вого взгляда на цель и предназначение науки, разработал

основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм «Знание — сила» в течение трех ве- ков является символом науки.

Наука, по мнению Бэкона, не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради зна- ния. Конечная цель науки — изобретения и открытия. Цель же изобретений и открытий — человеческая польза: удов- летворение потребностей и улучшение жизни людей, по- вышение потенциала ее энергии, умножение власти чело- века над природой. Но наука, по Бэкону, в современном ви- де не способна решать позитивные задачи, необходимо перестроить здание науки. Для этого, по его мнению, следу- ет проделать два вида работ: критическую и позитивную.

Критическая, разрушающая часть философской си- стемы Бэкона направлена на выявление причин человече- ских заблуждений и на выработку рекомендаций по их преодолению. Здесь можно выделить два основных на- правления: учение об идолах или призраках и критику схоластического метода познания.

Главным препятствием на пути познания природы Бэкон считал засоренность сознания людей так называе- мыми идолами — искаженными образами действительно- сти, ложными представлениями и понятиями. Он разли- чал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться: 1) идолы рода; 2) идолы пещеры; 3) идолы рынка; 4) идолы театра.

Идолами рода Бэкон считал ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и яв- ляются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявля- ется в антропоморфизации вещей, то есть наделении при- родных явлений человеческими характеристиками, при- мешивание к естественной природе своей собственной че- ловеческой природы. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего ми- ра и тем самым проверять их правильность.

Идолами пещеры Бэкон называл искаженные пред- ставления о действительности, связанные с субъективно- стью восприятия окружающего мира. У каждого челове- ка, считает Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный

Разработка метода научного исследования в философии XVII века 101

внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения о вещах и процессах действительности. Неспо- собность человека выйти за пределы своей субъективнос- ти и есть причина данного вида заблуждений.

К идолам рынка или площади Бэкон относит лож- ные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкла- дывают различный смысл, и это ведет к пустым бесплод- ным спорам из-за слов, увлечении словопрениями, что в, конечном счете, отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка или площади Бэкон их называет потому, что в средневековых городах и во времена Бэкона схоластические словопрения по поводу таких проблем как, например, сколько чертей может разместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей — рынках и площадях.

В категорию идолов театра Бэкон включает ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем. Каждая фи- лософская система, по Бэкону, это сыгранная перед людь- ми драма или комедия. Сколько было создано в истории философских систем, столько было поставлено и сыграно драм и комедий, изображающих вымышленные, искусст- венные миры. Люди же эти постановки воспринимали «за чистую монету», ссылались на них в рассуждениях, брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни. Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания.

Идолы рынка и теат- ра приобретены умом. Они являются следствием господст- ва над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна прохо- дить через преобразования общественного сознания.

В связи с этим важное место в философской системе Бэкона занимает критика господствующей в средние ве- ка схоластической философии, которую он считал глав- ным препятствием на пути изучения природы. Бэкон гово- рил, что схоластическая философия плодотворна на сло- вах, но бесплодна в делах и не дала миру ничего, кроме споров и препирательств. Коренной порок схоластики Бэ- кон усматривал в ее абстрактности, выразившейся, по его

мнению, в сосредоточенности всей мыслительной деятель- ности на силлогизмах, на выведении из общих положений соответствующих частных следствий. Бэкон доказывал, что пользуясь только силлогизмами, нельзя достичь под- линного познания вещей и законов природы. Схоластичес- кой теории силлогизма, как основной формы познания, Бэ- кон противопоставил индуктивный метод (особенности ко- торого мы рассмотрим немного позже).

Для того, чтобы оторвать философию от бесплодных богословских споров и дать философии возможность само- стоятельного развития, Бэкон выдвинул теорию двойст- венной истины. В этой теории он проводил строгое разгра- ничение предмета, функций и способов познания в теоло- гии и философии. Теология изучает Бога — богопознание. Ее функция — обоснование и защита религиозного веро- учения. Предмет философии — природа; цель философии — изучение законов природы, разработка метода позна- ния природы. Поэтому методы у них различны: теология опирается на сверхъестественное откровение — автори- тет Священного писания и церкви, а философия — на сов- падение мысли с действительностью, на истину.

Центральная часть философии Бэкона — учение о методе. Метод для Бэкона имеет глубокое практическое и соци- альное значение. Он — величайшая преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и прак- тическую деятельность человека, максимально поднима- ет ее эффективность. Указывая кратчайший путь к позна- нию, к новым открытиям и изобретениям, метод увеличи- вает власть человека над силами природы, содействует человеческому счастью.

Бэкон был родоначальником английского эмпириз- ма. Его метод основывался на признании ведущей роли в познании опыта. Познание, по Бэкону, является ничем иным, как изображением внешнего мира в сознании чело- века. Оно начинается с чувственных познаний, с восприя- тий внешнего мира, но последние, в свою очередь, нужда- Разработка метода научного исследования в философии XVII века 1

Но Бэкон не был сторонником крайнего эмпиризма. Об этом свидетельствует проведенное им разграничение опыта на опыт плодоносный и опыт светоносный. Он при- дает большое значение плодоносным опытам, практичес- кой пользе исследования. «Среди указанных им (то есть опытом) признаков нет более верного и заслуживающего внимания, чем принесенные плоды. Ибо плоды и практи- ческие изобретения суть как бы поручителем и свидете- лем истинности философии», — пишет он в «Новом Орга- ноне». Бэкон не абсолютизирует роль практической поль- зы. В связи с этим он указывает на важность светоносных опытов, непосредственных теоретических исследований в целях более глубокого познания предмета. «Развитию на- уки, — пишет Бэкон, — способствуют только те опыты, ко- торые сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом. Следует заботиться о большом запасе данных опытов» (Там же. — С. 37).

Опыты, по Бэкону, должны ставиться по определен- ному методу. Таким методом в философии Бэкона высту- пает индукция. Бэкон учил, что индукция — это необходи- мая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод по- знания природы. Если в дедукции порядок движения мыс- ли от общего к частному, то в индукции — от частного к об- щему.

Предложенный Бэконом метод, предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследова- ния, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Таким образом, весь объем эмпирического ин- дуктивного исследования, по Бэкону, включает в себя пять таблиц. Среди них: 1) Таблица присутствия (перечисле- ние всех случаев встречающегося явления); 2) Таблица отклонения или отсутствия (сюда заносятся все случаи

отсутствия того или иного признака, показателя в пред- ставленных предметах); 3).Таблица сравнения или степе- ней (сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете); 4) Таблица отбра- сывания (исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типично для него); 5) Таблица «сбора плодов» (формирование вывода на ос- нове того общего, что имеется во всех таблицах).

Бэкон иллюстрирует действенность индуктивного метода на примере анализа тепла. Но этот метод применим ко всему эмпирическому научному исследованию, и с тех пор конкретные науки, прежде всего, науки, опирающиеся на непосредственные эмпирические исследования, широ- ко используют индуктивный метод, разработанный Ф. Бэконом.

Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода Иным, отличным от Бэкона, путем в разработке проблем методологии научного исследования пошел великий фран- цузский мыслитель, ученый и философ Р. Декарт (1596 — 1650). Но поскольку Бэкон и Декарт были людьми одной эпохи, их философские системы имели и много общего. Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработ- ка проблем методологии научного исследования. Как и у Бэкона методология Декарта носила антисхоластическую аправленность. Эта направленность проявлялась, преж- де всего, в стремлении к достижению таких знаний, кото- ' рые усиливали бы власть человека над природой, а не яв- лились бы самоцелью или средством доказательства ре- I лигиозных истин. Другой важной чертой декартовской "методологии, также сближающей ее с бэконовской, явля- этся критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием позна- вательных усилий человека. И Бэкон, и Декарт стреми- пись доказать несостоятельность такого подхода. Оба они отказывались от применения силлогизма как способа эассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Г1о нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может.

Учение Декарта об интеллектуальной интуиции Рационализм Декарта основывается на том, что он попы- тался применить ко всем наукам особенности математи- ческого метода познания. Бэкон прошел мимо такого эф- фективного и могучего способа осмысления опытных дан- ных, каким в его эпоху становилась математика. Декарт же, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного зна- ния. Французский философ при этом истолковывал мате- матику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прий- ти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким вы- водам, по его мнению, не может привести опыт. Рациона- листический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании сле- дует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фун- даментальных истин, или, иначе говоря, в основе позна- ния, по Декарту, должна лежать интеллектуальная инту- иция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здо- ровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомне- ния. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воз- зрений на основе дедукции вывести все необходимые след- ствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем ка- кие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помо- щью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода.

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвест- ное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характер- ные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержаться нечто изве- стное.

Таким образом, дедукция — это определение неиз- вестного через ранее познанное и известное.

После определения основных положений метода пе- ред Декартом встала задача сформировать такой исход- ный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Де- карт должен был осуществить интеллектуальную интуи- цию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг сомнению истинность всех зна- ний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследова- ния, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавить- ся от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэ- кон), от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти иско- мый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под

Бэкон и Декарт положили начало раскола всей дей- ствительности на субъект и объект. Субъект — это носи- тель познавательного действия, объект — это то, на что на- правлено это действие. Субъектом в системе Декарта яв- ляется мыслящая субстанция — мыслящее «Я». Однако Декарт сознавал, что «Я» как особой мыслящей субстан- ции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии — онто- логию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога. Бог является творцом объек- тивного мира. Он же — создатель человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого га- рантирована у Декарта существованием Бога—совершен- ного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Таким образом, самосознание субъекта у Де- карта не замкнуто на себе, а разомкнуто, открыто Богу, вы- ступающему источником объективной значимости чело- веческого мышления. С признанием Бога в качестве источ- ника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях. К ним Де- карт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит». В учении о врожденных идеях по-новому было развито

Вопрос





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2992 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...