Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 18. 1. Научные открытия эпохи Ренессанса



1. Научные открытия эпохи Ренессанса. Н. Коперник. Д. Бруно. Г. Галилей.

2. Основные проблемы русской философии. Славянофилы и западники.

. Эпоха Ренессанса (Возрождения) означала в культуре Европы отказ от старого средневекового понимания человека и мира. Человек освобождался от многих религиозных догм, он становился в центре всей системы ценностей, все должно было быть направлено на благо человека. Такой образ мыслей называют гуманизмом. Человек становится мерой всех вещей, он сам решает, что ему полезно, а что следует отвергнуть. Личность начинает осознавать себя как неповторимую ценность. Поэтому человек заново открывает для себя окружающий мир: красоту природы, совершенство естественных форм, включая свое собственное тело, многообразие жизненных ситуаций и человеческих взаимоотношений. Эмоциональную основу ренессансного человека составляет радость, счастье открытия себя и мира. Средства для этого предоставили науки, называемые гуманитарными, так как они изучают то, что связано с деятельностью человека, с его культурой: история, филология, философия. Особенное значение приобрели занятия филологией: изучение грамматики,красноречия, древних языков. Такие занятия стали называть гуманистическими, а людей, ими занимающихся — гуманистами. Так новый, гуманистический, стиль мышления совпадал с формой занятий, что придавало цельность культуре гуманизма. Ренессанс открыл, точнее говоря, вспомнил, культурное наследие античного мира. Красота, совершенство форм древнегреческой и древнеримской архитектуры, скульптуры, литературы вновь привлекли к себе внимание. Новая культура стала создаваться в подражание древним культурам, возрождать их традиции и охватила все общество. Родившись в Италии, Ренессанс распространился почти на всю Европу. Иногда это было глубоким и своеобразным освоением новых идей, иногда просто модой. В эпоху Ренессанса высшего расцвета достигли литература, живопись, скульптура, архитектура. Также по-новому развивались многие науки, освобождавшиеся от средневековых представлений. Ренессанс оказал существенное влияние на культуру славянских стран «латинского» круга. Из Италии и Германии идеи гуманизма и новые формы культуры, благодаря интенсивным контактам, распространялись в Хорватии и Далмации, в Словении, Польше и Чехии. В XVI в. наряду с сохраняющим свои позиции церковным искусством бурно развивается искусство светское, главным заказчиком которого были государи, дворяне и горожане. Даже церковь не устояла под натиском этого жизнерадостного искусства. В религиозной жизни Западной Европы произошел раскол, называемый Реформацией. Возник протестантизм, резко критиковавший устои католицизма и провозглашавший обновление христианских ценностей. Первые протестанты были гуманистами, однако их критика «развращенного мира» накладывала новые путы на освобождавшуюся человеческую личность. На распространение лютеранства и кальвинизма — главных течений протестантизма — католическая церковь ответила рядом внутренних реформ, консолидацией, очищением от устаревших форм и мощным наступлением, получившим название Контрреформации. Такова была общественная обстановка, существенно влиявшая на развитие культуры. В польской литературе Ренессанса развивались жанры поэзии, исторической прозы, церковной публицистики. Еще до того, как в Польшу проникла гуманистическая филология, новое направление мысли проявилось в среде краковских ученых: математиков, астрономов, географов. Польский Ренессанс дал миру Коперника, открытие которого буквально перевернуло все миросозерцание средневекового человека. Европейскую известность приобрел Мацей Меховский, историк и географ, открывший Восточную Европу для западного читателя. Писатель-публицист Анджей Фрыч Моджевский высказывал радикальные демократические идеи. В своих исторических и публицистических сочинениях он критиковал общественный строй, выступал за крепкую королевскую власть и сильное государство, против светских и церковных магнатов. Он требовал равенства всех сословий перед законом и обличал нравственные пороки знати, защищал интересы горожан и крестьян. Как настоящий гуманист, он клал в основу идеального государственного устройства требования человеческой природы, которую должно облагораживать христианство. Большой вклад в развитие польского языка внес перевод Библии, сделанный Шимоном Будным — протестантским богословом и публицистом, опровергавшим многие доктрины католицизма. Вершина польского Ренессанса—поэзия Яна Кохановского (1530—1584). Высокая гуманистическая образованность позволила ему воспринять все культурные богатства своей эпохи, а незаурядный талант, чувство языка дали возможность выразить в звучных стихах то, что волновало людей его времени. У Кохановского много патриотических сочинений, юмористически-бытовых зарисовок нравов, сочного польского быта. Очень значительно в его творчестве влияние польского фольклора. Такое гармоничное единство европейской образованности и народности сделало Кохановского поэтом в высшей степени польским и вместе с тем европейским по уровню мастерства и приобщенности к идеям эпохи. Польская литература оставалась двуязычной, сохраняя на обоих языках национальный колорит. В латинских стихах поэтов Польши, как и в стихах на родном языке, звучали общие мотивы. В творчестве Кохановского, успешно сочинявшего на двух языках, произошла решительная победа родного языка.В целом культура Ренессанса в славянских странах вводила национальные особенности культур в русло общеевропейского художественного развития. Гуманизм ставил человека в центр мироздания, способствуя развитию личности. Однако в славянских странах Ренессанс во многом накладывался на старую средневековую культуру, образуя интересный сплав традиционного и нового. Поэтому искусство XVI в. в славянских землях не достигло такого расцвета, как в Западной Европе. Очевидно, причину этого следует искать в исторических особенностях славян, у которых отсутствовали глубокие исторические корни для возникновения гуманистической культуры ренессансного типа.

Коперник. Основная статья: Гелиоцентрическая система мира. Небесные сферы в рукописи Коперника. Размышляя о Птолемеевой системе мира, Коперник поражался её сложности и искусственности, и, изучая сочинения древних философов, особенно Никиты Сиракузского и Филолая, он пришел к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной. Исходя из этого положения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет, но, не зная ещё истинных путей планет и считая их окружностями, он был ещё вынужден сохранить эпициклы и деференты древних для объяснения неравномерности движений. Главное и почти единственное сочинение Коперника, плод более чем 40-летней его работы, — De revolutionibus orbium coelestium («Об обращении небесных сфер»). Сочинение издано в Нюрнберге в 1543 году; оно разделено на 6 частей (книг) и печаталось под наблюдением лучшего ученика Коперника, Ретика.В предисловии к книге Коперник пишет: Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцов и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания.По структуре главный труд Коперника почти повторяет «Альмагест» в несколько сокращённом виде (6 книг вместо 13). В первой части говорится о шарообразности мира и Земли, а вместо положения о неподвижности Земли помещена иная аксиома — Земля и другие планеты вращаются вокруг оси и обращаются вокруг Солнца. Эта концепция подробно аргументируется, а «мнение древних» убедительно опровергается. С гелиоцентрических позиций он без труда объясняет возвратное движение планет.Во второй части даются сведения по сферической тригонометрии и правила вычисления видимых положений звезд, планет и Солнца на небесном своде.В третьей говорится о годовом движении Земли и прецессии (предварении равноденствий), причём Коперник правильно объясняет её смещением земной оси, из-за чего перемещается линии пересечения экватора с эклиптикой.В четвертой — о Луне, в пятой о планетах вообще, и в шестой — о причинах изменения широт планет. В книге также содержится звёздный каталог, оценка размеров Солнца и Луны, расстояния до них и до планет (близкие к истинным), теория затмений.Гелиоцентрическая система в варианте Коперника может быть сформулирована в семи утверждениях:Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра. Центр Земли — не центр вселенной, но только центр масс и орбиты Луны. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.Расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами.Суточное движение Солнца — воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе.Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) — не более чем эффект движения Земли.Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.Эти утверждения полностью противоречили господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. Хотя, с современной точки зрения, модель Коперника недостаточно радикальна. Все орбиты в ней круговые, движение по ним равномерное, так что эпициклы пришлось сохранить — правда, их стало меньше, чем у Птолемея. Механизм вращения планет также оставлен прежним — вращение сфер, к которым прикреплены планеты. Но тогда ось Земли в ходе годичного вращения должна поворачиваться, описывая конус; чтобы объяснить смену времён года, Копернику пришлось ввести третье (обратное) вращение Земли вокруг оси, перпендикулярной эклиптике, которое использовал также для объяснения причины предварения равноденствий. На границу мира Коперник поместил сферу неподвижных звёзд. Строго говоря, модель Коперника даже не была гелиоцентрической, так как Солнце он расположил не в центре планетных сфер.Реальное движение планет, особенно Марса, не круговое и не равномерное, и надуманные эпициклы неспособны надолго согласовать модель с наблюдениями. Из-за этого таблицы Коперника, первоначально более точные, чем птолемеевы, вскоре существенно разошлись с наблюдениями, что немало озадачило и охладило восторженных сторонников новой системы. Точные гелиоцентрические (Рудольфовы) таблицы издал позже Иоганн Кеплер, который открыл истинную форму орбит планет (эллипс), а также признал и математически выразил неравномерность их движения.И всё же модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Низведение Земли до уровня рядовой планеты определённо подготавливало (вопреки Аристотелю) ньютоновское совмещение земных и небесных природных законов.Коперник одним из первых высказал мысль о всемирном тяготении. В одном из его писем говорится: Он уверенно предсказал, что Венера и Меркурий имеют фазы, подобные лунным. После изобретения телескопа Галилей подтвердил это предвидение.

Открытия Галилея в области астрономии

В 1604 году Галилей объявил о том, что он верит в правоту Коперника, однако в

то время у него не было способа доказать это. В 1609 году он узнал об

изобретении телескопа в Голландии. Хотя у него было только описание этого

прибора, он обладал гениальностью такого свойства, которая позволила ему

самому изобрести телескоп. Причем, его телескоп был гораздо совершеннее.

Пользуясь этим новым прибором, он обратил свой талант наблюдателя к небесам и

уже через год сделал целую серию важных открытий.

С помощью сконструированного телескопа Галилей обнаружил кратеры и хребты на

Луне (в его представлении - "горы" и "моря"), разглядел бесчисленные,

скопления звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера. Это было

ясное доказательство того, что астрономическое тело может вращаться не только

вокруг Земли, но вокруг любой другой планеты. Он смотрел на Солнце и видел

там солнечные пятна. В действительности и другие люди наблюдали солнечные

пятна до Галилея, однако ему удалось более широко оповестить общественность о

своих открытиях и привлечь к солнечным пятнам внимание научного мира. Он

заметил, что у Венеры фазы подобны фазам Луны. Все вместе это стало

значительным свидетельством в пользу теории Коперника о том, что Земля и

Другие планеты вращаются вокруг Солнца.

Изобретение телескопа и совершенные с его помощью новые открытия сделали

Галилея знаменитым. Однако, поддерживая теорию Коперника, он встретил

сопротивление в среде влиятельных церковных кругов, и в 1616 году ему было

приказан воздержаться от популяризации учения Коперника. В течение нескольких

лет Галилей роптал против этого ограничения. После смерти папы в 1623 году

его сменил человек, который был почитателем Галилея. В следующем году новый

папа Урбан VII сделал намек (хоть и весьма двусмысленный), что этот запрет

больше не будет действовать.

Следующие шесть лет Галилей посвятил написанию своей самого знаменитого труда

– "Диалог о двух главнейших системах мира". Книга явилась мастерским

изложением свидетельств в защиту теории Коперника. Она была издана в 1632

году с разрешения церковной цензуры. Однако, когда книга появилась в свет,

церковные власти пришли в ярость, и Галилей вскоре предстал перед судом

римской инквизиции по обвинению в нарушении запрета 1616 года.

Но, на его счастье, многие представители церкви были недовольны решением

подвергнуть преследованию знаменитой ученого. Даже по законам церкви того

времени дело, возбужденное против Галилея, было весьма сомнительным, поэтому

он отделался сравнительно мягким приговором. В действительности он не был

заключен в тюрьму, его приговорили лишь к домашнему аресту на его

комфортабельной вилле в Арчетри.

Теоретически ему было отказано в праве принимать посетителей, однако этот

пункт приговора не соблюдался. Его единственным наказанием было требование

публично отказаться от своей теории о том, что Земля движется вокруг Солнца.

Шестидесятидевятилетний ученый сделал это во время открытого судебного

заседания. Известна знаменитая, но неподтвержденная фактами история о том,

что, закончив свое отречение, Галилей взглянул вниз на землю и тихо

прошептал: "А все-таки она вертится". В Арчетри он продолжал работать над

проблемами механики.

Другие открытия Галилея

Огромную роль сыграли работы Галилея в области механики. Господствовавшая в

его эпоху схоластическая физика, основавшаяся на поверхностных наблюдениях и

умозрительных выкладках, была засорена представлениями о движении вещей в

соответствии с их "природой" и целью, о естественной тяжести и легкости тел,

о "боязни пустоты", о совершенстве кругового движения и другими ненаучными

домыслами, которые сплелись в запутанный узел с религиозными догматами и

библейскими мифами. Галилей путем ряда блестящих экспериментов постепенно

распутал его и создал важнейшую отрасль механики динамику, т.е. учение о

движении тел.

Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл ряд ее фундаментальных законов:

пропорциональность пути, проходимого падающими телами, квадратам времени их

падения; равенство скоростей падения тел различного веса в безвоздушной среде

(вопреки мнению Аристотеля и схоластиков о пропорциональности скорости

падения тел их весу); сохранение прямолинейного равномерного движения,

сообщенного какому-либо телу, до тех пор, пока какое-либо внешнее воздействие

не прекратит его (что впоследствии получило название закона инерции), и др.

Философское значение законов механики, открытых Галилеем было громадным.

Галилей открыл законы механики в соответствии со строго математической

трактовкой понятия этих законов. Тем самым впервые в истории развития

человеческого познания понятие закона природы приобретало строго научное

содержание.

Законы механики были применены Галилеем и для доказательства теории

Коперника, которая была непонятна большинству людей, незнавших этих законов.

Например, с точки зрения "здравого рассудка" кажется совершенно естественным,

что при движении Земли в мировом пространстве должен возникнуть сильнейший

вихрь, сметающий все с ее поверхности. В этом и состоял один из самых

"сильных" аргументов против теории Коперника. Галилей же установил, что

равномерное движение тела нисколько не отражается на процессах, совершающихся

на его поверхности. Например, на движущемся корабле падение тел происходит

так же, как и на неподвижном.

Славянофилы (славянолюбы) 40-50 годы 19 века. Они обосновывали самобытность развития России, её истории, традиции. Теоретики: Чижов, Беляев, Аксаков. Суть: самобытность России состоит в том, что здесь нет классовой борьбы, а есть поземельная община, артели и единственно истинное христианство. Эти же традиции усматривались даже в русских славянах. Выступали против усвоения, навязывания России форм западной жизни, но необходимо развитие торговли, промышленности с Западом. Выступали за отмену крепостного права сверху за выкуп. Многие (Самарин, Кошелев) были активными деятелями проведения земельной реформы 1861 года. Со времён Петра Первого государство стало над народом, односторонне и внешне усвоив западную культуру, оно оторвалось от жизни. Философское мировоззрение славянофилов весьма рационалистично, патриотично. Западничество —появилось в результате споров 40-50—каким путём идти России, как её развивать. Они считали, что Россия и Западная Европа развиваются по одному пути, в России должен утвердиться парламентарно-буржуазный строй, подчёркивали, что Россия должна избежать революционных переворотов. Западничество было буржуазно-либеральным течением, выражавшим интересы буржуазии и помещиков. Западники критиковали крепостничество, за свободу слова, конституцию, обращались к различным сторонам западной жизни. Государство отражает интересы различных классов. По-разному относились к атеизму. Умеренные западники мечтали о правовом буржуазном государстве. Будущее—государство, обладающее высоким международным авторитетом.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 761 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...