Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Болконские. 11 страница



В стихотворении «В деревне» главная героиня - крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела, и, «кабы только не грех», она готова наложить на себя руки. В стихотворении «Орина, мать солдатская» поэт продолжает рассказ о тяжелой доле женщи­ны-крестьянки. В основе стихотворения - быль. Некрасов вспоми­нал: «Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь. Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфаль­шивить». Горе женщины в том, что ее единственный сын, замучен­ный солдатчиной, вернулся домой совсем больным и вскоре умер:

Девять дней хворал Иванушка,

На десятый день преставился.

…………………………………

Богатырского сложения,

Здоровенный был детинушка!

Жестокая казарменная жизнь, бессмысленная муштра сгубила, довела до чахотки богатыря. Даже в бреду умирающий не может преодолеть страх, который поселился в его сердце от жестокого, бесчеловечного отношения к солдатам:

Вдруг метнулся... смотрит жалобно...

Повалился - плачет, кается,

Крякнул: «Ваше благородие!

Ваше!...» Вижу - задыхается...

………………………………………...

Мало слов, а горя реченька,

Горя реченька бездонная!..

Такими словами заключает автор рассказ Орины.

Нашли отражение в творчестве Некрасова и детские впечатле­ния, связанные с.увиденным на Волге тяжелым трудом бурлаков. Жизнь и труд бурлаков Некрасов видел с детства', ребенком он слы­шал их Песни-стоны, и услышанное и увиденное оставило неизгла­димый след в его душе. В стихотворении «На Волге» Некрасов опи­сывает то, что не смог забыть:

Почти пригнувши головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки...

Труд бурлака был настолько тяжелым, что смерть им казалась желанной избавительницей:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть -

Так лучше было бы еще.

Не меньшее сострадание испытывает Некрасов к судьбе детей. В стихотворении «Плач детей» поэт показывает тяжелый труд детей на фабрике. Эти маленькие каторжники не знают отдыха и счастья. Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа:

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит,

Хоть умри - проклятое вертится,

Хоть умри - гудит-гудит-гудит!

Образы «деревенских русских людей» входят также в известное стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Стихотворение написано на основе реальных событий, очевидцем которых случайно стал поэт. Частной истории поэт придает обоб­щенное значение. Мужики, стоящие у парадного подъезда, - это собирательный образ всего русского крестьянства, всей деревенской Руси, которая пришла искать правды и справедливости, но пред ними захлопнулись двери «пышного подъезда»

Очень ярко представлен контраст между теми, кто пришел про­сить, и тем, кто не захотел принять, выслушать и помочь. Противо­поставление деревенских мужиков и вельможи, человеческого стра­дания и бездушной роскоши, трудовой жизни и паразитического существования составляют основную часть стихотворения. Поэт не скрывает своего сочувствия мужикам. Не случайно стихотворение заканчивается риторическим вопросом:

............Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню подобную стону

И духовно навеки почил?...

Некрасов очень точно назвал свою музу «Музой мести и печа­ли». Все произведения поэта о народе - это поэзия «мести и печа­ли». В «Элегии» 1847 г. Некрасов пишет:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Можно сказать, что Некрасов в своих произведениях обращает­ся к самым разным темам, но главной в его творчестве остается на­родная тема.

Вариант 2

Глубокая любовь к почве звучит в произведениях

Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь...

Одинаково любит он эту почву и тогда,

когда говорит о ней с искренним лиризмом,

и тогда, когда рисует мрачные или грустные

картины.

А Григорьев

Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении "Родина" он не может найти ничего положительного в крестьянской жизни из-за "глухого и вечного гула подавленных страданий":

И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор -

В томящий летний зной защита и прохлада.

Поэт понимает, что народ сам не может выбрать правильный путь борьбы за счастье и справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы, несправедливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло. И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической форме. В стихотворении "В дороге" он опирается на собственную основу, немыслимую для поэтического произведения, показывает характерную крестьянскую речь: "слышь ты"; "зна-мо-де"; "девка"... Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько привык жить в рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в добре, так и в зле. Но трагедия народа не только в этом непонимании.

В стихотворении "Забытая деревня" поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни. В менталитете русского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность.

Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, "Школьник", в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком:

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь...

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездонна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, -

Сколько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

В стихотворении "Размышления у парадного подъезда" Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит "скорбь народная". Поэт показывает презрение вельмож к народу: "Гони! Наш не любит оборванной черни!" Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить этого барина.

С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки:

И со славой умрешь!

Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания:

Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме "Кому на Руси жить хорошо". Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин - главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов - групповых и индивидуальных. Самый типичный портрет русского крестьянина - это Яким Нагой:

Грудь впалая, как вдавленный

Живот, у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука - кора древесная,

А волосы - песок.

Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Зап-латово, Дырявино, Разутово, Знобишино, - характеризуют условия жизни в них.

В поисках счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.

В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6)

Вариант 1

Не позднее 1863 года Н. А. Некрасов начал работу над глав­ным творением своей жизни, поэмой «Кому на Руси жить хорошо?», и продолжал её вплоть до трагической кончины в 1877 году. Сестра поэта А. А. Буткевич в одном из писем в 1878 году писала: «Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» была любимым детищем брата; он часто во время болезни вспоминал о ней и ещё незадолго до смерти сказал: «Одно, о чем сожалею глубоко, это - что не кончил свою по­эму». Почему автор так переживал тот факт, что не успеет закончить свою поэму? Ответ можно найти только в том случае, если понять, какую сверхзадачу ставил Некрасов перед собой.

Знание народной жизни, умение проникнуть в народный харак­тер, отразить мироощущение и мировоззрение простого человека, способность передать народное видение мира и осмыслить происхо­дящее народным языком - всё это подталкивало Некрасова к написа­нию эпического произведения, охватывающего все многообразие социального и нравственного бытия народа. Главный вопрос, выне­сенный в заголовок поэмы: кому на Руси жить хорошо, может быть перефразирован и переосмыслен по-другому - кого можно назвать счастливым или есть ли счастливые среди русских людей, то есть существует ли возможность счастья на Руси.

Автор поэмы следует фольклорным традициям: здесь можно най­ти и сказочный зачин, и многократность повторения одного и того же действия, вопроса и т. п. Читатель увидит в поэме и говорящую пташку, и скатерть-самобранку, и богатыря. Да и главная проблема поэмы, в принципе, ни что иное, как вечный вопрос всех сказок -вопрос о торжестве справедливости, победе добра над злом.

Именно поэтому семеро мужиков, герои поэмы, отправляются в странствие по просторам земли русской в поисках счастливых лю­дей. Поскольку сами мужики всегда жили впроголодь, работали от зари до зари на барина и практически ничего не имели, их представ­ление о счастье сводятся к следующему: «покой, богатство, честь». Как рефрен повторяются эти слова в поэме перед встречей героев с представителями различных социальных слоев: поп, помещик. Разве могут быть какие-нибудь другие понятия у жителей деревень - Зал-латаво, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неур-жайка? Счастливо, по мнению мужиков, должны жить помещики и чиновники, попы и купцы, вельможные бояре и цари, но, странствуя по Руси, они открывают для себя нечто новое, о чем даже и думать не могли: оказывается, «покой, богатство, честь» вовсе не являются ос­новой для счастливой жизни.

Поп, который первым встречается мужикам, очень убедительно доказывает им, что его жизнь нельзя назвать счастливой. В самом деле, какой попу покой, если в любое время дня и ночи он вынужден идти к умирающему или больному, на крещение или венчание. И уважение к попу у прихожан не так много, а уж о достатке поп и говорить не хочет - не стало житья привольного попу после отмены крепостного права, поскольку богатые помещики перевелись, а «кре­стьянин сам нуждается и рад бы дать да нечего».

Мужики с надеждой ждут ответа помещика, счастлив ли он? Но ответ помещика Оболта-Оболдуева, жалующегося мужикам на свою разбитую жизнь, не оставляет никаких сомнений. В прошлом его род был известен, знатен и богат. «...Жили мы, как у Христа за пазухой. И знали мы почет», - вспоминает помещик. Но после отмены крепо­стного права, всё рухнуло: «разобран по кирпичику красивый дом помещичий», «обширный сад помещичий... под топором крестья­нина весь лег», «поля - недоработаны, посевы - недосеяны, порядку нет следа!» -от такого описания возникает только уныние и грусть, и никакого счастья.

После двух неудачных встреч мужики, разочарованные отрица­тельными ответами, отправляются на «ярмонку» с надеждой там встретить человека, который может назвать себя счастливым. И дей­ствительно, здесь, на сельской ярмарке, у людей уже совсем другие представления о счастье - для уволенного дьячка - это «благодуше-ство»; старая старуха всем готова рассказать о своем счастье - нео­быкновенно крупной брюкве; солдат называет себя счастливым, по­тому что остался жив после двадцати сражений; а каменотес гордит­ся своей огромной силой, и даже слуга князя Шереметьева хвалится своим счастьем - он любимый раб своего господина. За рассказ о счастье мужики-правдоискатели наливают по стаканчику, только выслушав рассказы, наливают они не всем, потому что мери­лом счастья теперь для них становятся совсем другие критерии: тяга к жизни, к родной земле, умение трудиться, но только добровольно.

И все-таки мужики, а вслед за ними и читатель, понимают, что это ещё не есть счастье, и по-настоящему счастливых людей они ещё не встретили.

Имена «счастливчиков» называют мужикам такие же крестьяне, как и они сами. Люди все видят и многое понимают, они считают счастливыми тех, кто умеет выстоять под тяготами жизни, не сло­маться, не потерять свое человеческое достоинство.

Савелий-богатырь - «клейменый, да не раб» - его представляет Матрена Тимофеевна, да и она сама, прозванная в народе «губерна­торшей» тоже стоит в ряду счастливых. А счастливыми их называют потому, что они не сломались под ударами судьбы. Матрена Тимофе­евна выносит всё: попреки мужниной родни, страшную смерть ре­бенка, неурожайные годы, голод, холод, рекрутчину мужа. И несмот­ря ни на что, сумела эта женщина сохранить чуткое сердце и отзыв­чивую душу. Не в этом ли счастье?

Ещё счастливым называют Ермилу Гирина. Этот человек, спо­собный воспринимать чужую боль, как свою собственную, человек, имеющий обостренное чувство справедливости, любящий и пони­мающий людей. Однажды он оступился — пошел против своей сове­сти, чтобы уберечь своего брата от призыва на военную службу. Но не смог он жить с этим грехом, едва не повесился. Просил прощения перед всем миром. Люди поняли, простили, потому что поверили в искренность раскаяния, потому что поняли, что Гирин - редкий че­ловек..Один замечательный случай подтверждает необычность это­го человека. Это история о том, как Ермил покупал мельницу. В труд­ную минуту помогли Ермиле простые люди, а Ермил никого не об­манул - всем вернул долг, копеечка в копеечку. И счастье Ермила в том величайшем доверии, которое оказал ему народ. Только не смог­ли мужики встретиться с Ермилой, так как в данный момент он нахо­дится в остроге. Видимо, место для счастливых на Руси - в тюрьме.

А заканчивается поэма рассказом о Грише Добросклонове. И здесь мы уже видим позицию автора, его представление о счастье. Гриша Добросклонов, человек, готовый всю свою жизнь посвятить людям. Счастье «родной вахлачйны», взрастившей его, - вот цель его жизни: «...лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, что будет жить для счастия убогого и темного родного уголка». Трудный путь выбрал для себя Добросклонов. На этом пути его ждут «чахотка и Сибирь», но это дорога честная, одолеть её может только чело­век с сильной, «любвеобильной» душой.

Глеб Успенский знакомит читателей с планами Некрасова о том, чем должна была закончиться поэма: «Не найдя на Руси счастливо-. го, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням. Деревни эти смежны, стоят близко друг от друга, и от каждой идет дорожка к кабаку. Вот у этого-то кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним за чаркой узнают, кому жить хорошо... Пьяному». В сущности, это был бы не только приговор тем, кто довел народ до такого состояния, но и неизбежное согласие с ещё одним героем поэмы Павлушей Веретенниковым, ко­торый сказал:

Умны крестьяне русские;

Одно нехорошо,

Что пьют до одурения,

Во рвы, канавы валятся -

Обидно поглядеть!

С точкой зрения своего героя не согласен автор. Н. А. Некрасов считал, что счастье должно быть. А народ' обретет его тогда, когда научиться «быть гражданином».

Вариант 2

"Кому на Руси жить хорошо" - поэма-эпопея. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии "Кому на Руси жить хорошо" - это проблема счастья. Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопроса: "В каком году - рассчитывай, в какой земле - угадывай". Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет в виду реформу 1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого "тоска-беда измучила" звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым "Голодная". Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту. Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. "Мужицкое счастье, - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатами, горбатое с мозолями!" Как и прежде, крестьяне - люди "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что "теперь их вместо барина драть будет волостной". С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием.

В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина "искать правду", но все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно, весело На всей святой Руси! В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского "праведника". Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственною достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова: У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна - и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям, А все вином кончается. Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства. Но лишь в главе "Савелий - богатырь святорусский" крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений. Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, "богатырь святорусский", Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждении сознания крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить "искру сокрытую" могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой: Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая. Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и "счастливую" крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение "губернаторшею", и людей холопского звания, например, "холопа примерного Якова верного", который

сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы "Последыш", которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.

Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.

33. Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9)

Вариант 1

Поэма «Кому на Руси жить хорошо? - вершина творчества Н. А. Некрасова. Ее можно назвать энциклопедией русской дорефор­менной и пореформенной жизни. Широта замысла грандиозна глу­биной проникновения в психологию различных классов тогдашней России, правдивости, яркости и многообразию типов.

Сюжет поэмы очень близок к народному сказу о поисках доли человеческой, о поисках счастья и правды, справедливости.

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ, крестьянство. Правдиво изображая тягост­ное положение, думы и чаяния народных масс, Некрасов искал ре­шение важнейших вопросов своего времени: кто виноват в народном горе и что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым.

На многих страницах поэмы изображена безрадостная, бесправ­ная, голодная жизнь народа. Мужицкое счастье, по определению Некрасова, «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Счастли­вых среди крестьян нет.

Тяжелый изнурительный труд не спасает крестьян от вечной нище­ты, от угрозы голодной смерти. Поэтому с нескрываемым сочувствием относится поэт к крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием. Некрасов находит оправдание жестоким расправам крестьян над помещиками в бесчеловечности существующих порядков. Образцами борцов за народное дело в поэме можно назвать Ермила Гирина, Савелия - богатыря, непокорного Агапа.

Особое место в поэме занимает притча «О двух великих грешниках».

Господу Богу помолимся,

Древнюю быль возвестим...

Так начинает рассказ о двух грешниках Некрасов. Разбойник Кудеяр был атаманом. Жил в дремучем лесу и промышлял грабежом. На его совести было не одно убийство. Но «Вдруг у разбойника лю­того \\ Совесть Господь пробудил». Кудеяр отказывается от прежнего образа жизни и, чтобы успокоить свою совесть, обращается к церкви, становится монахом. Только грехи его столь тяжкие, что совесть не находит успокоения. Единственное, о чем молит старец Бога, -«Дай только душу спасти». Во имя искупления грехов Кудеяр дает обет спилить ножом, которым он совершал убийства, огромный, в три обхвата, дуб. И трудиться бы ему до скончания века, если бы не встреча с паном Глуховским:

Много жестокого, страшного

Старец о пане слыхал...

Кудеяр пытается в поучение грешнику рассказать свою историю, но пан не собирается изменять свой образ жизни:

Жить надо, старче, по-моему:

Сколько холопов гублю,

Мучу, пытаю и вешаю,

А поглядел бы, как сплю.

Душу Кудеяра переполняет благородное негодование, и он од­ним ударом ножа в сердце убивает пана Глуховского. Автор наделяет героя, ищущего покоя своей исстрадавшейся душе, правом справед­ливого возмездия:

Рухнуло древо, скатилося

С инока бремя грехов!..

Кудеяр в праведном гневе убивает народного врага, жестокого эк­сплуататора Глуховского. Так автор показывает, что высшая народная нравственность, освещенная авторитетом религиозной веры, оправ­дывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт 19 века. Основной темой его творчества является народ. Некрасов пишет о судьбе народа, о его жизни, быте, о радостях и горестях народа.

Таким произведением является поэма «Кому на Руси жить хорошо?». Эта поэма написана о народе и для народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» — это энциклопедия русской жизни. Свое произведение Н.А. Некрасов начал писать в 1863 году. И эта работа продолжалась до конца жизни Некрасова, хотя так и осталась незаконченной.

В этой поэме Некрасов рассказывает о путешествии семи мужиков, о том, как они искали такого человека, которому «живется весело, вольготно на Руси». И вот в главе «Пир на весь мир» мужики встречаются с Григорием Добросклоновым. И эта встреча завершает поиски того, «кто счастлив на Руси», и придает поэме законченный характер.

Гриша Добросклонов родился в семье обнищавшего дьячка. Семья жила бедно и, если бы не крестьяне, Гриша и его брат Савва давно бы умерли с голоду:

… Благо — хлебушком

Вахлак делился с Домною

Давно в земле истлели бы

Ее родные деточки,

Не будь рука вахлацкая

Щедра чем бы послал.

О жизни Гриши в семье нам говорит песня его матери «Соленая». В семье Гриши был хлеб, потому что: «Нет хлеба — у кого–нибудь попросит…», а за соль надо платить деньги, а их нет. Не радостными впечатлениями Гриша вспоминает учебу в семинарии:

Тихонько в семинарии,

Где было темно, холодно,

Угрюмо, строго, голодно…

Там было не лучше, чем в доме. Еще ночью он просыпается от голода и ждет, когда же ему принесут ситник и сбитель, «который им выдавался по утрам». И только после приезда домой Гриша и Савва «отъедались», благодаря «мужикам и Власу — крестному». И Гриша и Савва платили им «по мере сил работаю, по их делишкам хлопоты справлялись в городу». Гриша любит свой народ. Он видит все нужды народа, так как он выходец из народа. Так же Гриша знал возможности своего народа, знает, какие силы есть у народа, Уже с детства он знает, «что будет жить для счастья народа». В главе «Пир на весь мир» автор нам показывает два пути «одна просторная, дорога — торная, страстей раба». По этой дороге идут все, по ней нетрудно идти. Эта дорога ведет к богатству, карьере, власти:

Другая — тесная,

Дорога честная

А по этой дороги идут люди, которые борятся за счастье народа. По ней идти трудно, и ен каждый выберет эту дорогу.

Григорий Добросклонов выбрал именно этот путь. Путь за который:

Судьба ему готовила

Путь славный,

Имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Некрасов хочет показать в истории Добросклонова чистое сердце, любовь к народу, смелость духа и то, что он борется за счастье народа:





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 411 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.022 с)...