Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Стихи о назначении поэта и поэзии занимают в творчестве Пушкина значительное место. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина тесно связана с темой свободы в аспекте свободы творчества. Вслед за Ломоносовым, Державиным и Радищевым Пушкин продолжает искать ответ на вопрос о предназначении поэта и о высокой роли творчества. Этой теме посвящены стихотворения: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Памятник» (1836).
Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин пишет в 1826 году. В основу стихотворения автором положена библейская легенда. Но содержание легенды Пушкин переосмысляет и излагает по-своему.
Стихотворение начинается с чуда оживления одинокого усталого путника:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился...
И если путник опустошен и лишен определенной цели (он «на перепутье»), он бессилен («влачился»), то серафим в своем желании преобразовательной деятельности стремителен и энергичен («явился»). Явление шестикрылого серафима на перепутье можно рассматривать как спасение путника от незнания, куда идти. Действия серафима поначалу носят осторожный бережный характер:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он...
…………………………….
Моих ушей коснулся он...
Путник приобретает новые ощущения, у него рождается новое мировосприятие. Его зрение становится зорким, а слух сверхчувствительным. Герой стихотворения начинает испытывать страдания, так как «принимает» в себя весь мир, многозвучный и многогранный:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Процесс превращения человека в поэта-пророка продолжается. Но теперь действия серафима становятся более решительными и беспощадными:
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
С какой же целью производит все эти болезненные превращения серафим? Какими качествами он хочет наделить будущего поэта? Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей...». Но за получение способности осуществлять столь важную миссию путнику придется отрешиться от трепетного чувства:
И он мне грудь рассек мечом
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Все эти преобразования должны привести к достижению цели: поэт становится пророком. Назначение
пророка - не быть равнодушным, учить других быть неравнодушными. Строки стихотворения «глаголом жги сердца людей» можно истолковать именно так: очищать мир " от скверны, лжи, предательства, низменных желаний. Слово поэта должно служить добру, пробуждать лучшие чувства в душах людей.
Стихотворение «Эхо» написано А. С. Пушкиным в 1831 году и занимает особое место.
В основу этого стихотворения положен миф о гневной богине Гере, которая велела нимфе Эхо молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов.
Поэт переосмыслил содержание мифа. Стихотворение построено как развернутое сравнение: поэт - эхо. Поэту и эху доступна связь с миром: легкость отклика, влюбленность во все голоса жизни. Нет предметов презираемых, отброшенных, все - поэзия. Способность поэта к восприятию многоликости мира объясняется любовью к миру, отзывчивостью. Поэт готов принять мир во всех его проявлениях:
Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом…
……………………………
Ты внемлешь грохоту громов,
И гласу бури и валов,
И крику сельских петухов...
Сочетания звуков контрастны, но все они открыты и доступны поэту и обнаруживают его могущество, всеведение. Но связь с миром оказывается односторонней, так как мир не шлет отзыва на поэтическое эхо:
Тебе ж нет отзыва... Таков
И ты, поэт!
Трагедия поэта состоит в том, что поэт влюблен в мир, открыт каждому его движению, но мир к нему равнодушен.
Пушкин приходит к выводу, что поэзия - трудное и ответственное дело, поэт отличается от простых людей тем, что ему дано видеть, слышать, понимать, предчувствовать и предвидеть то, что не может простой смертный. Своим даром поэт воздействует на простых людей, поэтому велика его ответственность перед обществом за то, о чем он будет писать и как будет воздействовать на умы и души своих читателей.
В сонете «Поэт» (1827) Пушкин высказал парадоксальное мнение о природе поэта: душа поэта не чужда ничему человеческому, он может быть погружен в суету мира. Но могучая сила вдохновения, действию которой подчиняется поэт, переводит его жизнь в другое русло, отрывает поэта от суеты. Само начало творческого процесса вдохновлено божеством, сопровождается пробуждением спавшей души поэта:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел....
Еще одно условие для творчества - одиночество. В своем стремлении к одиночеству поэт не случайно выбирает «берега пустынных волн» - там легче претворять в стихи звуки и чувства, которые переполняют поэта.
В стихотворении «Поэт, и толпа» А. С. Пушкин поднимает проблему взаимоотношений: поэт - толпа. Поэтому для этого стихотворения выбрана диалогическая форма. В стихотворении вновь звучит тема творческой свободы. «Толпа» в стихотворении названа поэтом «чернью». Но это не «простонародье», не «черный народ», это светская чернь - петербургское окружение поэта в 1827-1837 годах. Именно они пытаются диктовать свою волю поэту, пытаются его заставить «петь» под их диктовку. «Чернь» ждет от поэта «смелых уроков»:
Мы малодушны, мы коварны,
Бесстыдны, злы, неблагодарны,
Мы сердцем хладные скопцы,
Клеветники, рабы, глупцы;
Гнездятся клубом в нас пороки.
Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки...
Но толпа готова принимать «смелые уроки» не с целью меняться:
А мы послушаем тебя...
Поэт не берет на себя миссию исправления. К концу стихотворения цель поэзии, назначение поэта становятся очевидными:
Не для житейского волненья
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Утверждение красоты, божественного смысла, своего служения - так определяет свою позицию по вопросу о назначении поэта и поэзии А. С. Пушкин в 1828 году.
В 1830 году А. С. Пушкин вновь обращается к теме поэта и поэзии. Он пишет сонет «Поэту». Поэт становится «царем», он должен жить один и ни от кого не зависеть:
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
«Свободный ум» - гарантия верности пути поэта, он не должен обращать внимание на оценку его творчества.
В 1836 году А. С. Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», который принято называть «Памятником».
В конце жизни А. С. Пушкин осознает себя народным поэтом. Его «Памятник» в некоторой степени продолжает традиции Горация «Exigi monumentum» (то есть «Я воздвиг памятник»), Ломоносова и Державина.
Пушкин начинает свое стихотворение со сравнения: поэзия, нерукотворный памятник - и памятник, воздвигнутый в честь Александра I - Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Различие не только в том, что созданное поэтом является нерукотворным творением в отличие от созданного монумента, но и в том, что поэзия является «непокорной» чьей-либо воле, она обладает независимостью, свободолюбием:
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Кроме этого автор стихотворения берется утверждать, что настоящая поэзия приносит бессмертие, она преодолевает смерть:
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит...
В то же время Пушкин дает конкретные характеристики настоящему творчеству, свою поэзию он называет «заветная лира», придавая ей тем самым любовь и задушевность. Не менее важным становится и мотив бессмертия поэтического наследия. Главную причину своей долгой жизни в памяти народа Пушкин видит в добре «…чувства добрые я лирой пробуждал». Другим источником посмертной славы поэта становится прославление свободы: «восславил я свободу». И совершенно особое место занимает тема милосердия. Это милосердие к согрешившим, оступившимся, падшим.
Последняя строфа стихотворения подводит итог раскрытию темы поэта и поэзии во всем творчестве А. С. Пушкина. В конце стихотворения есть призыв поэта к его музе. Он просит ее быть послушной «веленью Божию», научиться не реагировать ни на обиды, ни на десть, ни на несправедливый суд. Таким образом, в конце своего творческого пути поэту удалось сформулировать основные требования к подлинной поэзии: свобода, независимость от мнения толпы, исполнение воли Бога.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А.С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит,, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».
8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4)
Вариант 1
Особое место в лирике Пушкина занимает тема любви.
«И жизнь, и слезы, и любовь...» Так разнообразны чувства, о которых пишет А. С. Пушкин в своих стихотворениях о любви. Действительно, понимание и отношение к этому удивительному состоянию человеческой души у поэта в разные периоды его жизни было неодинаковым. Да, наверное, это можно и понять, и объяснить.
В лицейской лирике Пушкина любовь предстает как одухотворяющее страдание. В стихотворении «Желание» он пишет:
Мне дорого любви моей мученье –
Пускай умру, но пусть умру любя?
Мотив любовных радостей и утех, нескромных желаний сменяется в 1816 - 1817 годах мотивами разочарования, любовной печали, уныния.
В период южной ссылки любовь ассоциируется у поэта со стихией жизни, природы, уподобляется вдохновению творчества. В 1820 году на юге была написана элегия «Погасло дневное светило...». В этом стихотворении романтическое разочарование наполнено гуманным содержанием. Прекрасная человеческая душа под влиянием воспоминаний о прошлом волнуется, «кипит» и «замирает», бросается от движения к мертвому покою, а затем вновь к движению. Волнению моря вторит состояние души лирического героя. Это волнение передается своеобразным повторением строки-рефрена:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А. С. Пушкин говорит о том, что «глубоких ран любви ничто не излечило» - всегда будет помниться то, что по-настоящему истинно, что будет ранить, но жить в воспоминаниях.
Замечательное послание «К морю» написано в 1824 году. На первый взгляд, это стихотворение о свободе. Но, оказывается, что свобода - не самая главная человеческая ценность. Любовь сильнее: Могучей страстью очарован, У берегов остался я...
Чары этой любви лишают героя возможности ответить на «зов» моря-друга. Это стихотворение о могучей привязанности одного человека к другому, о близкой душе, которую не могут заменить все блага мира.
1825 год ознаменован написанием двух прекрасных стихотворений о любви - «Сожженное письмо» и «К***» («Я помню чудное мгновенье»). Оба эти произведения представляют любовь как неискоренимое никакими враждебными обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.
Стихотворение «К***» - послание. Многие видят в нем выражение отношений А. С. Пушкина и А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило для поэта своеобразным толчком, поводом для создания произведения, в котором он обобщил свои взгляды на любовь.
Это стихотворение - гимн красоте любви. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии А. С. Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания с духовным обликом человека. Странным кажется на первый взгляд, что у Пушкина образ героини свободен: «голос нежный», «милые» и «небесные черты» - вот она, героиня стихотворения, совершенный образ женской красоты.
Трудно не заметить особенности построения стихотворения: трехчастность произведения. Оно распадается на равные части (каждая по две строфы), соответствующие первому знакомству, годам разлуки и новой встрече с А. П. Керн.
Сравним начальную и заключительную строфы стихотворения. В каждой строке - нежность и восхищение. Через все стихотворение проходит мысль о женском идеале. Если в начале стихотворения это «гений чистой красоты», то в конце, композиционно завершая произведение, звучит:
И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В памяти остаются слова, из которых соткано «чудное мгновение», образ любимой.
Обратимся к сюжету пушкинского стихотворения: в нем жизнь поэта, его судьба, источник вдохновения. «Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты...» (первая встреча А. С. Пушкина с А. Керн), «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суета...»(годы жизни в Петербурге), «шли годы. Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты...» (Южная ссылка), «в глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои...» (Михайловское). Гениальность Пушкина состоит в том, что ему понадобилось всего несколько строк, чтобы сказать о пережитом за многие годы.
Мастерство поэта, как мне кажется, кроется и в создании идеала женственности, которому непременно хочется следовать. А еще нести в себе нежность, тайну, любовь - все то, что дает силу и «вдохновенье».
В 1829 году после неудачного сватовства к Наталье Гончаровой А. С. Пушкин отправляется на Кавказ. Но и здесь все окружающее пронизано памятью об оставленной возлюбленной. Так появляется стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла». В нем печаль поэта не имеет ничего тягостного, мучительного:
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...
Воспоминания рождаются на фоне романтического пейзажа: возвышенная природа Грузии, шум реки. Любовь в этом стихотворении - это потребность и высшее проявление человеческого чувства. Сердце героя «горит» и «любит», потому что это его естественное состояние. Свет этого огня делает звучание стихотворения не только оптимистическим, но и жизнеутверждающим.
Нельзя не остановиться и еще на одном стихотворении поэта, которое называется по первой строчке «Я вас любил». Это стихотворение обращено к Анне Олениной, петербургскому увлечению поэта. В этом стихотворении поэт открывает всю глубину и тайну любви:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Чувство любви еще живет в душе героя, но он не хочет причинять боль и страдание возлюбленной, не найдя ответа на свои чувства в ее сердце. Нет ни упреков, ни мольбы, нет попыток вызвать к себе жалость или сочувствие. Поэт просто прощается со своей возлюбленной:
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В последних строчках этого стихотворения звучит столько душевной силы, так трогательно пожелание испытать настоящую любовь.
Пушкину удалось в таком маленьком стихотворении подняться до огромной высоты понимания истинности любви человеческой, той любви, которая умеет прощать, которая не знает упреков и обвинений, которую отличает благородство и бескорыстие. Это та любовь, о которой мечтает каждый смертный. Это любовь, дающая силы и поднимающая человека.
Вершиной любовной лирики поэта можно считать стихи, посвященные его жене Наталье Гончаровой. В сонете «Мадонна» Пушкин воспевает свою избранницу, называя ее «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт восхищается, прежде всего, чистотой души Натальи Гончаровой. В этом стихотворении поэт говорит о божественном смысле семейного счастья.
На протяжении всего своего творчества Пушкин менял представление о любви, Его лирический герой проходит путь - от любви-страдания до любви - самопожертвования, которая лишь одна способна сделать человека, поистине счастливым.
Все творчество А. С. Пушкина можно назвать солнечным, светлым. Все темы и мотивы, нашедшие отражение в творчестве Пушкина, существуют в гармоничном единстве, создавая богатый художественный мир его лирики. И если после прочтения стихотворений А. С. Пушкина хоть кто-то станет лучше, чище, достойнее, это значит, что «чувства добрые» возобладают над злыми, а душа читателя, как и душа самого поэта, «встрепенется, как пробудившийся орел».
Вариант 2
Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то - горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.
Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.
Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант - умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.
Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.
В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.
Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновенье...", посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.
Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о "мимолетном видении", на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, "тревоги шумной суеты", считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а "голос нежный" все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
И вдруг, "душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...". И дальше - внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.
Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.
Именно эту "песнь торжествующей любви" услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.
Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.
Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение - "Я вас любил".
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки - пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!
Когда, любовию и негой упоенный,
Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я...
Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:
...Но я любим... Наедине со мною
Ты так нежна! Лобзания твои
Так пламенны! Слова твоей любви
Так искренно полны твоей душою!
Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.
Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой - таинственный перстень-талисман:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:
Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова...
Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.
Любовная лирика Пушкина - это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.
Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать "чувства добрые" у многих поколений.
Белинский писал о Пушкине: "...читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства".
В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:
Твоя любовь любому чувству может быть примером,
Хоть не всегда в любви ты постоянен был.
Но ангел в виде милой, чистой девы -
Всю жизнь тебя он бережно хранил!
9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5)
Вариант 1
Размышления о закономерностях бытия, о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, о вере и безверии - эти философские проблемы пронизывают многие лирические произведения А. С. Пушкина. Свобода, любовь, дружба, история, искусство, природа - высшие философские ценности для поэта. Можно просто перечислить наиболее известные стихотворения поэта, посвященные философским размышлениям: «Бесы», «Вакхическая песня», «Безумных лет угасшее веселье...», «Пора, мой друг, пора...», «Осень», «Вновь я посетил...», - чтобы понять, насколько глубоко и многогранно раскрывает поэт эту тему в своем творчестве.
В стихотворении «Безверие», которое было написано в 1817 году к выпускному экзамену, автор рассуждает о том, что страх смерти, ощущение одиночества, беспокойство души - неизбежная плата гордого человека за отказ от веры. Причину этого тягостного состояния души поэт объясняет охлажденностью сердца: «Ум ищет божества, а - 1дце не находит».
В стихотворении «Демон» (1823) анализируются истоки и причины жизненного разочарования, опасности, которые подстерегают молодого человека в период его вступления в жизнь. Стихотворение отличается особым драматизмом, что можно объяснить глубоким душевным кризисом поэта в начале 1820-х годов. Поэт находится в ссылке, и, несмотря на красоту южной природы и близость друзей, он чувствует себя бессильным решать собственную судьбу. Лирический герой стихотворения ощущает, что его душу порабощают, некая злая сила лишает его чувств. «Злобный гений // Стал тайно навещать» поэта и внушать ему мрачные мысли о свободе, любви и дружбе:
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел -
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
Демон, названный в стихотворении «злобным гением» сеет в душе лирического героя сомнения и разочарование, рождает в нем ощущение ничтожности всего окружающего:
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Демон разрушает все идеалы, он не верит в то, что жизнь имеет смысл, не верит в красоту, искусство, вдохновение, любовь, свободу. Но для поэтического мира Пушкина эти ценности имеют большое значение, поэтому он не соглашается с тем, что отрицание этих ценностей может стать истиной, которая открывается человеку, вступающему в жизнь.
Тема Демона получит свое дальнейшее развитие у Лермонтова, Блока.
Ощущением таинственности пронизано стихотворение «Бесы» (1830). Это стихотворение отличает фольклорный, сказочный колорит. Бесы - олицетворение зла и вместе с тем - страдающие существа. В стихотворении поэт связывает существование бесов с первозданным хаосом, который в любой момент может возродиться и уничтожить гармонию и устроенность привычного бытия. Присутствие бесов вызывает страх у лирического героя. А финал стихотворения явно окрашен мистическими красками:
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине.
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») и стихотворение «Воспоминание» имеют сходную форму - лирический монолог-исповедь. Мысль о моральной ответственности человека за свою жизнь, за все, что несет он миру и людям, объединяет содержание этих произведений.
В стихотворении «Воспоминание» лирический герой одинок, мир окружает его тишиной и мраком. Герой подводит итоги собственной жизни Воспоминание, становится суровым судьей, муки совести обрекают героя почти на физические страдания. Пока человек не преодолеет собственные заблуждения, не искупит страданием совершенного греха, его будут преследовать страшные мучения. И все же лирический герой находит в себе силы помнить о совершенных ошибках, чтобы эта память и раскаяние поддержали его на жизненном пути.
В «Элегии» лирический герой принимает жизнь, несмотря на все ее испытания:
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обльюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Поэт верит в возможность счастья, полноту жизни, среди тех испытаний, которые обрушивает мир на человека.
Стихотворение «Пора, мой друг, пора...» написано в 1834 году. В первых строчках поэт констатирует факт необратимости жизненного процесса:
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия...
Но это не терзает душу мудрого поэта. Он сделал открытие, которое заключается в том, что:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Не стоит искать счастья, как удовлетворения всех желаний. Счастье состоит в преодолении метаний души, сосредоточенности на себе самом, собственном внутреннем «я», самых близких людях.
В 1830-е годы в поэзии Пушкина появляется еще один мотив -мотив «дома» души. Размышления о таком «доме души» мы находим в стихотворении «Осень» (1833). Осень в творчестве А. С. Пушкина - совершенно особое время года:
И с каждой осенью я расцветаю вновь...
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!