Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Оценка творческих способностей



В настоящее время для оценки творческих способностей, наряду с опросниками, применяются рисуночные методы. Они позволяют исследовать те характеристики творческого мышления, которые проявляются при выполнении испытуемыми визуально-графических задач. К ним, в частности, можно отнести Тест дивергентного мышления из набора креативных тестов Ф. Вильямса (Туник Е. Е. 2003; Williams F., 1980), образную батарею тестов Е. Торренса (Туник Е. Е. 1998), а в последние годы – также графические тесты Сильвер.

Креативность, то есть творческие характеристики мышления и поведения подчас понимается по- разному. В то же время, разные авторы едины в том, что креативность – это, прежде всего, способность порождать новые идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем и быстро решать проблемные ситуации. В данном разделе мы покажем некоторые проявления творческих способностей в рисунках детей, подростков и взрослых. Хотя эти рисунки были созданы при выполнении графических тестов Сильвер, проявленные в них характеристики творческого мышления могут также присутствовать в спонтанных рисунках, а потому, также быть оценены, с использованием набора описанных ниже критериев.

Каковы же признаки творческого мышления, проявляемые при создании рисунков? Можно признать, что они связаны с определенными формальными и содержательными особенностями рисунков. Для правильной же оценки содержания рисунков иногда необходимо бывает его обсудить с автором. В графических тестах Сильвер творческие способности выявляются, в основном, с использованием задания на воображение с последующей оценкой рисунков с точки зрения способности испытуемого представлять и передавать историю (то есть, на основе применения третьей когнитивной шкалы).

Р. Сильвер разделяет несколько уровней развития данной способности: уровень имитации, уровень реконструкции и уровень трансформации. Чем более оригинальными и художественно выразительными являются рисунок и рассказ испытуемого, чем больше изменений он внес в стимульные образы при создании собственного рисунка, и чем больше проявлено игровое начало, тем более высоко оценивается его способность представлять. Принимается во внимание также наличие в рисунке скрытого смысла (метафорический характер рисунка) или его многозначность, а также проявление чувства юмора.

Используя данные критерии, Р. Сильвер исходила из известных представлений о том, что творческое мышление имеет высоко оригинальный, дивергентный характер и предполагает способность к установлению необычных связей между явлениями, а также способность «играть» с идеями и понятиями (Torrance, 1962, 1980).

Особенностью задания на воображение графических тестов Сильвер является использование набора стимульных рисунков, поэтому вполне логичным является оценка того, в какой степени испытуемый изменил стимульные образы или их дополнил своими элементами, создавая собственный рисунок. Возникает вопрос: можно ли оценить различные уровни развития способности представлять и передавать историю в рисунке (уровень имитации, уровень реконструкции и уровень трансформации), если рисунок имеет, например, спонтанный характер, отражая фантазии автора? В этом случае оценка данной способности может производиться, с учетом того, воспроизводит ли автор в рисунке привычные схемы мышления и представления, либо вносит в них те или иные изменения. Большое значение будет также иметь формальные особенности рисунка, например, насколько шаблонным и схематичным или, наоборот, оригинальным и неповторимым является созданный образ.

Естественно, что адекватная оценка проявленных в рисунке и истории творческих характеристик мышления возможна лишь, с учетом возраста автора, определяющего, в том числе, уровень развития его изобразительных навыков. Можно также признать, что оценка творческих способностей будет неотделима от оценки общей продуктивности деятельности.

Креативность – это творческое выражение самого себя, проявляющееся спонтанно в определенных продуктивных актах, в обстановке социального взаимодействия. Человек может, например, видеть необычное в обычном или связывать на первый взгляд несовместимые явления, но если он не способен при этом создавать изобразительную или иную продукцию, отражающую особенности его восприятия мира, оценить его творческие способности будет сложно.

Ниже представлены несколько рисунков, характерных для детей и взрослых с высоким уровнем развития творческих способностей.

Рис. 14 Рисунки, созданные при выполнении задания на воображения РТС девочкой 13 лет.

В задании на воображение РТС она создала серию из семи рисунков. Она назвала всю серию «Новогодние хлопоты» и сделала под рисунками подписи. Подпись под первым рисунком: «Мышка увидела, что кот есть сосиски из холодильника». Подпись под вторым рисунком: «Мышка рассказала, что кот есть сосиски собаке». Подпись под третьим рисунком: «Собачка с мышкой прибежали к коту и сказали, что если к следующему 2001 году кошка не подарит мышке жука, а собачке – змейку, то они все скажут хозяевам». Подпись под четвертым рисунком: «Мама докрашивает последнюю морковку к праздничному столу». Подпись под пятым рисунком: «Папа уже смотрит новогоднее поздравление президента». Подпись под шестым рисунком: «Старшая сестра собирается к другу». Подпись под седьмым рисунком: «Младший брат и сестра спорят из-за стакана «Кока-колы»».

Умение передавать историю (творческие способности, проявленные в форме и содержании рисунка и сочинении истории) можно оценить в 5 баллов (рисунок высоко оригинален, выразителен, внесены значительные изменения в стимульные образы, проявлено игровое начало, чувство юмора, ирония). Рисунок отражает характерные особенности так называемого дивергентного мышления – способность порождать новые идеи, предлагать сразу несколько вариантов решения, видеть одно и то же явление с разных сторон, видеть необычное в обычном, устанавливать парадоксальные связи между явлениями. Можно также высокую активность и продуктивность девочки: она создала целую серию рисунков и повествований.

Следующая серия при выполнении задания на воображение РТС была создана девочкой 13 лет (Рис. 15).

Рис. 15 Рисунок, созданный при выполнении РТС девочкой 13 лет.

Рисунок называется «Террористы наступают». Автор, по-видимому, воспринимает рисунок как сценку из мультфильма. Главные роли исполняют два кота (Мяу и Мур), они воюют с наглыми мышами.

Умение передавать историю (творческие способности, проявленные в форме и содержании рисунка и сочинении истории) – 5 баллов (рисунок высоко оригинален, выразителен, внесены значительные изменения в стимульные образы, проявлено игровое начало, чувство юмора).

Рис. 16 Рисунок, созданный при выполнении теста «Нарисуй историю» женщиной 22 лет.

Рисунок называется «Дядя Федор» и сопровождается таким текстом: «Жил-был человек, и звали его Федор. Он очень много курил, и еще у него были коричневые ботинки, но речь совсем не об этом. Он был чрезвычайно умным и уважаемым всеми его коллегами. В свое время он получил три высших образования – математика, океанолога и филолога. Он работал в лаборатории и придумывал новые теории, искал доказательства старых и постоянно курил. Однажды он ушел гулять в лес и решил остаться там. Он поселился на дереве со ртом и превратился в белку. Рядом росло дерево с глазами, чьи листья он курил, а планета смотрела».

Умение передавать историю (творческие способности, проявленные в форме и содержании рисунка и сочинении истории) -- 5 баллов (рисунок высоко оригинален, выразителен, внесены значительные изменения в стимульные образы, проявлено игровое начало, чувство юмора).





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 931 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...