Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крещение Руси и его значение



Существует три течения христианства: католицизм, протестантизм, православие.

История русской культуры начинается с Крещения Руси. В период, предшествовавший принятию христианства, господствовали племенные культы. С образованием единого государства была предпринята попытка превратить Киев в религиозный центр восточных славян. Игорь попытался поставить Перуна поставить выше всех богов, но он был убит древлянами за это. После этого Киевские власти стали осторожны в области религии. Но уже в 980 году Владимир предпринял новую религиозную реформу – «Постановление кумиров». Это была фактически попытка перейти к единобожию, но она была неудачной, т.к. верховенство Перуна навязывалось силой союзным племенам. Единобожие нужно было для укрепления государства. В IX в. наиболее важным и злободневным был вопрос взаимоотношения христианского мира с исламским Востоком. Мусульманство, восторжествовав на Востоке и Африке, утверждалось в Европе. Создавалась угроза флангового охвата Европы исламом, поэтому славянский мир приобретал первостепенное значение, как для Запада, так и Востока. При выборе веры князь Владимир, представителей разных религий остановил свой выбор на христианской, учитывая то, что христианство могло осуществляться с ориентацией как на Рим, так и на Византию. Но свой выбор Владимир сделал в пользу православия, т.к. Римская церковь признавала богослужебным языком только латынь, что не подходило для Руси, и то, что Папа Римский требовал полного подчинения себе королей и императоров, тем самым, возвышаясь над ними в политическом смысле. А константинопольская православная церковь не ставила церковную власть выше государственной и службу разрешала вести на любых других языках. Еще и Русь имела территориальную близость с Византией, а также то, что болгары приняли православие – все подталкивало Русь принять православие. Летом 988 года было проведено крещение киевлян. Что явилось официальным началом христианизации Древней Руси. Принятие христианства имело важные последствия. Князь и его окружение получили идейную основу для единства древнерусского государства. Также крещение укрепило связи Руси с Европой. Принятие христианство способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Вместе с богослужебными книгами из Болгарии проник и первый межславянский язык – старославянский.

Долгое время на Руси имело место такое явление, как двоеверие (синтез язычества и христианства). Искоренение язычества (христианизация) длилось около пятисот лет.

С принятием восточного христианства обусловлена непохожесть, цивилизационная специфика России.

Билет №9

Удельная Русь: причины, проявления и последствия раздробленности

Причины феодальной раздробленности:

· экономические – рост производительных сил в ремесле и сельском хозяйстве на местах.

· В конце XI-XII в. везде стали распространятся двуполье и трехполье.

· Росло число городов (в X в. – 60, к началу XIII в. – 230).

· В то же время рост производительных сил происходил в условиях господства натурального хозяйства, отсутствия экономических связей между русскими землями;

· социальные – определялись развитием феодальных отношений на местах. В IX-X вв. между Киевом и его окраинами существовали довольно заметные различия в уровне развития общества.

· «Повесть временных лет», сравнивая полян и древлян, отмечала, что поляне «имеют нрав кроток и тих», а древляне «живут скотски, звериным обычаем, едят все нечисто, имеют срамословие перед женами», а также обычай умыкания невесты.

· Это свидетельствовало об отсталости древлян и слабом распространении у них христианства, так как они не знали постов.

· В конце XI-начале XII в. окраины уже не отставали от Киева по уровню социального развития. Везде началось социальное расслоение.

· В таких условиях местная знать стала стремиться к тому, чтобы иметь у себя аппарат власти, способный справиться с социальными столкновениями;

· политические – определялись заинтересованностью местной знати в закреплении за своими феодальными центрами собственных княжеских династий.

· Пребывание князей на местных княжеских столах при лествичном порядке восхождения к власти было временным.

· Поэтому на местные дела они не обращали особого внимания.

· Такое положение устраивало местную знать. Вместе с тем уже в Киевский период стала складываться традиция, по которой в отдельных феодальных центрах стали закрепляться определенные династии.

· Так, Чернигов, Тмутаракань и Рязань стали числиться за потомками Святослава Ярославича; Переславль на Днепре, Ростов и Суздаль – за потомками Всеволода и Владимира Мономаха и т.д.

· идеологические – связаны с распространением традиций сюзеренитета – вассалитета и идеи самостоятельности каждого князя в своей вотчине.

· Последствия раздробленности:

· после смерти сына Владимира Мономаха, Мстислава Великого, Русь в 1132 г. распалась примерно на 20 княжеств и земель разной величины. В дальнейшем дробление продолжалось. Наряду с подъемом хозяйства и культуры в этом процессе имелись и отрицательные последствия: междоусобицы и ослабление обороны страны.

· Это было чувствительно для Руси, находившейся на границе со степью;

· усилились половецкий натиск. Русское население вынуждено было покинуть Белую Вежу на Дону, Тмутаракань, оставить земли в Нижнем Поднепровье;

· постепенно стала складываться система обороны, при которой каждый князь отвечал за свой участок границы Руси. Поэтому поражение князя Игоря Святославовича Новгород - Северского и его брата Буй-Тур Всеволода Курского в 1185 г., описанное в «Слове о полку Игореве», имело для Руси тяжелые последствия, образовав в русской обороне брешь, в которую вторглись половцы ханов Боняка и Кончака. С большим трудом удалось отбросить их в степь. Автор «Слова» призвал князей к объединению военных сил для обороны Руси. Накануне нашествия монголов этот призыв был очень актуален, но князья в целом так и не сумели преодолеть местные интересы, возвыситься до понимания общерусских задач.

Тем не менее, можно отметить социальные явления положительного порядка. Например, в удельных обособившихся княжествах успешнее, чем раньше, развивались ремесла, города, множились вотчины, ставшие в то время наиболее прогрессивной формой организации крупного хозяйства на земле. Формировались новые центры летописания, строились замечательные архитектурные сооружения, расцветала древнерусская литература, публицистика, богаче и разнообразнее становилась культура.

Билет №10





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 621 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...