Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 24. Материалистическая линия в философии французского Просвещения



Крупнейшим произведением французского материализма была книга Гольбаха "Системы природы " ("эта библия материализма" -сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования. Добродетель - деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье - удовольствии. "классическое" определение материи: материя есть все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения). Природа - вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находитс в движении. Движение происходит в пространстве и времени. В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики. Человек продукт среды и воспитания. Человек в своей жизни руководствуется эгоистическим интересом. Интерес - движущая сила. Механика абсолютизировалась, считалась универсальной наукой, способной объяснить ход всех явлений в природе. Наука выступала единственной духовной силой, а всякое другое знание, особенно религия, рассматривалось как ложное. Религия есть плод невежества. Необходимо просветить народ, распространить в обществе научное мировоззрение, и по мере расширения знаний о природе религия будет угасать, когда человек раскроет все тайны природы, религии придет конец. Во Франции Просвещение появилось в пику католической церкви. Этому предшествовала волна религиозных войн. Франция была абсолютной монархией, идеологическое господство церкви было подавляющим. Подготовили почву для Просвещения Бейль (все верующие могут быть порядочными людьми. был верующим, но лояльно относился и к неверующим, лишая церковь монополии на нравственность, за общества -состоящего из атеистов) и Мелье (пастор, который оставил завещание с описанием католической церкви изнутри(невежество, распутство священников, воровство изнутри). На смертном одре не лгут–и Мелье поверили. Авторитет церкви был подорван).

Для П характерен девиз: все должно предстать перед судом разума! Обретающее широкий размах раз­витие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей,– духовная атмосфера этого времени. Такого рода умонастроения возникали уже в конце 17 в. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк–родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвеще­ния–культ науки(а следовательно, Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его свето­носной силы, пронизывающей мглу и хаос. Имей мужество мыслить самостоятельно! Францию 18 в. характеризуют ог­ромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотря­сающих общество политических событий. (Вольтер (безраздельно властвовал над умами - чародей слова, дьявольски умен и остроумен, кругозор его на редкость велик, трудолюбие неиссякаемо, темперамент вулканичен. Писал о событиях, волновавших всех. требовали свободы мысли, устного и печатного слова. "Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!" “Религия – опиум для народа”. В не допускал самой возможности существования общества вне веры в Бога, и возражал против идеи Бейля относительно общества, состоящего только из атеистов-"это было бы просто страшно!" "если бы не было идеи о Боге, ее бы следовало измыслить; но она начертана перед нами во всей природе!"), Ж.Ж. Руссо (сентиментализм, главной особенностью которого была новая культурная струя, источником которой было чувство. Оно преобразило культурного человека, его отношение к самому себе, к людям, к природе и к культуре. Веря в существование Бога и признавая бессмертие души, Р утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала), Д. Дидро (выраженный демократизм. "Мысли об объяснении природы", "Физиологические очерки", "Письма о слепых в назидание зрячим"), П. Гольбах, Ж. Д'Аламбер.) Духовное содержание человека не столь автономно, как это утверждали предыдущие мыслители. Оно зависит от воспитания, образования, т.е. от той социальной среды, в которой живет индивид. Чтобы улучшить духовную жизнь людей, нужно изменить условия их жизни, что можно сделать, если во главе государства станет просвещенный монарх. Любое социальное явление зависит от воли, желаний и намерений человека власти. В Англии разработаны проблемы личности («теория разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества, иначе–с обществом что–то не так). Индивидуализм в крайнем проявлении опасен,-правила поведения человека в обществе(уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других). Развивалось под сенью англиканской церкви.




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...