Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Все билеты составлены по Настольной книге священнослужителя 1, 4 том

Чтец

Хвалите Господа с небес… и Слава Тебе показавшему нам свет,,, Сподоби

Господи…

свящ Просительная ектения

хор Стихиры на стиховне

чтец Благо есть… Трисвятое по Отче наш...

хор Тропари

свящ Сугубая ектения

свящ Премудрость

хор Благослови

свящ Сый благословен…

хор Аминь. Утверди Боже…

чтец Приидите поклонимся (трижды) и 1-й час

хор Взбранной Воеводе…

свящ Слава Тебе Христе Боже…

хор Слава и ныне… Господи помилуй (3) Благослови

свящ Отпуст

хор Многолетие

хор Утверждение на Тя надеющихся…

Билет № 26

1. Богослужебные одежды диакона и иерея.

2. Структура всенощного бдения: вечерни.

Пение Предначинательнаго псалма. Великая Ектения. Кафизма. Малая Ектения. Пение стихов "Господи, воззвах" и стихир. Вечерний вход. Прокимен и "чтения," или Паремии. Ектении и "Сподоби, Господи." Лития. Стихиры на Стиховне. "Ныне отпущаеши," благословение хлебов и конец Вечерни.

Билет № 27

1. Богослужебные одежды архиерея.

2. Структура всенощного бдения: утрени.

Шестопсалмие. Великая ектения. "Бог Господь" и Тропари. Полиелей, Воскресные Тропари, Величание. Ипакои и Степенны Антифоны. Прокимен, чтение Евангелия. Канон. Ексапостиларий, или Светилен. Хвалительные псалмы и Стихиры на Хвалитех. Великое Славословие. Ектении и Отпуст Утрени. 3. Первый Час и окончание Всенощного бдения. 4. Служба Полиелейная. 5. Служба Славословная. 6. Служба Шестиричная. 7. Пять разрядов праздников. 8. Вседневная Вечерня. 9. Малое Повечерие. 10. Полунощница. 11. Вседневная Утреня. 12. Часы и Изобразительные. 13. Круг Вседневного Богослужения. 14. Служба Субботняя.

Билет № 28

1. Цвета богослужебных облачений. Их символическое значение.

2. Седмичный круг богослужения.

Кроме неизменяемых для каждого дня молитвословий суточного круга, в состав богослужения вводятся еще изменяемые молитвословия, находящиеся в связи с воспоминаниями, которые Церковь связывает с каждым днем седмицы.

В первый день седмицы св. Церковь вспоминает и торжественно прославляет Воскресение Христово, почему он называется воскресным, или воскресеньем. В Церковном Уставе воскресный день называется по-славянски "неделею," то есть днем, в который "не делают," не работают.

В понедельник прославляются бесплотные, ангельские силы, которые, после Божией Матери, ублажаемой в богослужении ежедневно, занимают в лике святых первое место.

Во вторник прославляется величайший из всех рожденных женами Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

В среду вспоминается предательство Иуды, отдавшего своего Господа и Учителя на смерть иудейских начальникам. Поэтому этот день, кроме некоторых периодов года, отмечается постом.

В четверток прославляются Святые Апостолы Христовы и Святитель Николай, архиепископ Мир Ливийских чудотворец.

В пятницу вспоминается распятие и крестная смерть Господа Иисуса Христа, почему этот день, подобно среде, отмечается постом.

Суббота, как день покоя, посвящена особому чествованию Божией Матери, святых мучеников и всех святых, достигших упокоения в Господе, а равно поминовение всех усопших, скончавшихся в вере и надежде жизни вечной.

Билет № 29

1. Сведения о постах Православной Церкви.

Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Цель поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе 5-ти из 8-ми основных страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание.

Пост есть также средство выявления страстей, и стяжания добродетелей, в первую очередь добродетели воздержания.

2. Годичный круг богослужения.

Каждый день в году, каждое число, каждого из 12 месяцев года, посвящен воспоминанию или каких-либо священных событий, дорогих сердцу христианина, или памяти различных святых.

Установленные в честь этих событий и лиц особые молитвословия, песнопения, чтения и обряды образуют собою круг годового богослужения. Некоторые из богослужений годового круга совершаются более торжественным образом, называются праздниками, а богослужения, совершаемые в них, делятся на Господские, Богородичные и святых. Некоторые из праздников совершаются всегда в определенные дни года и называются поэтому неподвижными. Величайший из всех христианских праздников - Пасха, в день которого мы прославляем Воскресение Христово, не приурочена к определенному дню года, а случается в разные дни в промежуток времени между 22 марта и 25 апреля, так как, по церковному установлению, она празднуется в первый воскресный день после весеннего полнолуния, случившегося после дня весеннего равноденствия. Поэтому Пасха является подвижным праздником. В зависимости от дня Пасхи празднуются и некоторые другие праздники, которые поэтому тоже являются подвижными. В зависимости от степени торжественности праздники делятся на великие, средние и малые. Важнейших праздников считается двенадцать, которые поэтому и называются двунадесятыми. В их число не входит Пасха, которая является "Праздником праздников и торжеством торжеств."

Билет № 30

1. Виды праздников, их разделение. Дни предпразнства и попразнства.

Мы должны славить Господа Бога, нашего Творца, Создатели и Благодетеля, “на всякое время и на всякий час”. Каждый день нашей жизни должен быть посвящен прославлению Господа и служению илу: “На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века”... Однако Святая Церковь выделяет специальные дни особого прославления Господа, а также Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божию. Эти дни называются праздниками, или праздничными днями. Праздники установлены, во-первых, для того, чтобы сделать паше общение с горним миром более близким, более крепким (ведь по немощи человеческой мы можем погрузиться в житейские заботы и забыть о Боге, а праздники и являются хорошим напоминанием нам о “едином на потребу”), во-вторых, чтобы дать нам отдых от повседневной работы. Из Священного Писания мы знаем, что праздники Боже установление: “Помни день субботний...” гласят 4-я заповедь Божия.

В праздничные дни, освободившись от обычных житейских занятий, христианин должен проводить время в молитве, в чтении или слушании Слова Божия и душеспасительных книг и в благотворении ближним. Праздники отмечаются также и особо торжественными богослужениями. Праздники можно подразделять по важности воспоминаемых событий, а также по месту и времени празднования. По важности воспоминаемых событий праздники разделяются на великие, средние и малые. Великие праздники в Церковном Уставе отмечаются знаком красного креста в красном круге (+). К этим праздникам принадлежат 12 великих праздников Господних и Богородичных, называемые двунадесятыми; а именно:

1. Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября

3. Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта

4. Рождество Христово 25 декабря

5. Сретение Господне 2 февраля

6. Крещение Господне (Богоявление) 6 января

7. Преображение Господне 6 августа

8. За неделю до Пасхи “Вход Господень во Иерусалим” (эта неделя называется Неделей Ваии, или Вербным Воскресением)

9. В сороковой день по Пасхе (в четверг)? Вознесение Господне.

10. В 50-й день по Пасхе (в Воскресенье) - день Пятидесятницы, или Троицы.

11. Успение Божией Матери 15 августа

12. Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 14 сентября

(Праздники перечислены по порядку празднуемых событий).

Праздник Пасхи это “праздников праздник и торжество торжеств”. Он бывает в различные дни месяца марта или апреля (от 22 марта до 25 апреля по ст.ст. в первый воскресный день после весеннего полнолуния).

Великие недвунадесятые праздники

1. Обрезание Господне и память св. Василия Великого 1 января

2. Покров Пресвятой Богородицы 1 октября

3. Рождество св. Иоанна Предтечи 24 июня

4. Усекновение главы св. Иоанна Предтечи 29 августа

5. Память свв. апостолов Петра и Павла 29 июня

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднества, попразднества и отдания праздника.

Днями предпразднества Св. Церковь приготовляет верующих к встрече дня праздника посредством особых молитв в честь наступающего праздника.

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднеств, за исключением Рождества Христова, предпразднество которого продолжается 5 дней и Крещения Господня - 4 дня. Предпразднества не имеют только праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни попразднества составляют продолжение праздника. В эти дни наряду с песнопениями дневному святому Св. Церковь продолжает вспоминать и прославлять события бывшего праздника. Число дней попразднства неодинаково.

1. Рождество Пресвятой Богородицы 4 дня

2. Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 дня

3. Рождество Христово 6 дней

4. Пятидесятница 6 дней

5. Преображение Господне 7 дней

6. Воздвижение Креста Господня 7 дней

7. Крещение Господне 8 дней

8. Вознесение Господне 8 дней

9. Успение Божией Матери 9 дней

10. Сретение Господне (от 7 до 0 дней) зависит от той или иной близости праздника к Великому посту.

Последний день праздника называется днем отдания праздника. В этот день святая Церковь вновь сосредотачивает все наше внимание на содержании праздника.

СРЕДНИЕ ПРАЗДНИКИ различаются по двум видам. Одни из них обозначаются в Церковном Устава красным крестом в красном полукруге и имеют, как и великие праздники, всенощное бдение (дни памяти св.ап. и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая и 25 сентября, св. Иоанна Златоуста 13 ноября, св. Николая Мирликийского 6 декабря и 9 мая, свв. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста 30 января, св. Георгия Победоносца 23 апреля и др.). К разряду средних праздников относятся и праздники храмовые, т.е. праздники в честь святых, во имя которых освящен данный храм, а также в честь тех святых, мощи которых в нем покоятся. Последование этих праздников отличается от великих тем, что в эти праздники совершается служба не только празднуемым святым, но в нее включаются и некоторые другие песнопения. Например, на утрени праздничный канон предваряется каноном Богородице.

Другие средние праздники обозначаются знаком красного креста без полукруга +. В эти праздники совершается служба полиелейная. Может быть совершено и бдение, “аще восхощет настоятель совершити” (Типикон). Служба святым, имеющим означенный знак (+), называется “службой святым с полиелеем”.

МАЛЫЕ ПРАЗДНИКИ бывают также двух видов: одни из них обозначаются знаком три красных точки в красной скобке, что означает службу со славословием (на утрени поется великое славословие, и вся утреня получает праздничное окончание).

Второго вида малые праздники обозначаются знаком черной скобки с тремя черными точками в середине, что означает “шестиричную службу”, т.е. также в этот день нужно петь на вечерне 6 стихир святым на “Господи воззвах” из Минеи.

Дни, не отмеченные в богослужебных книгах никаким знаком, к праздникам не причисляются и имеют буднюю (вседневную) службу.

По месту празднования праздники разделяются на общие, отправляемые всею Православной Церковью, каковы праздники великие, средние и малые, местные, т.е. праздники, которые отправляются в какой-либо одной местности, например, в честь той или иной иконы Божией Матери, или в честь какого-либо святого, которые особенно почитаемы именно в данной местности, и храмовые.

По времени празднования праздники разделяются на неподвижные (непереходные), которые бывают всегда в одни и те же числа месяца (например. Рождество Христово 25 декабря) и подвижные, (которые приходятся в разные числа и даже в разные месяцы, но всегда в одни и те же дни недели, в зависимости от праздника Святой Пасхи, например. Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне Пятидесятница).

Так как все вообще праздники совершаются Церковью во славу Божию, или в честь Божией Матери, или в честь святых. то по этому признаку праздники разделяются еще на три разряда: праздники Господни (Рождество Христово, Преображение и др.), праздники Богородичные (Рождество Пресвятой Бога родины. Введение Ее во храм и др.) и в честь святых (апп. Петра и Павла, пророка Илии, святителя Николая и др.).

2. Виды служб и их отличительные черты.

Каждый православный христианин должен молиться Богу. Когда он молится один или со своей семьей, его молитва называется домашней, или частной. Когда же христиане собираются на молитву в храм Божий (т.е. Церковь), их молитва называется церковной, или общественной.

Молитвы и песнопения, совершаемые в храме священнослужителями, церковнослужителями и всем верующим народом, называются церковным Богослужением, или церковной службой. К церковным Богослужениям относится Божественная Литургия и приготовительные к ней службы, составляющие вечерние и утренние Богослужения.

Главное отличие общественного, или церковного, Богослужения от частного состоит в том, что общественное Богослужение совершается в указанное Уставом время для всех вообще христиан, а частное по просьбе отдельных верующих (требы).

Все билеты составлены по Настольной книге священнослужителя 1, 4 том.

Процесс экзамена предполагает практические вопросы по богослужебным книгам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булгаков С. В. «Настольная книга для священно-церковно служителей», К; 1913г.

2. Вениамин, архиепископ «Новая скрижаль», СПб; 1985 г.

3. Иона (Карпухин) архим. «Учебное пособие по литургике для первого класса семинарии», Загорск, 1981 г.

4. «Настольная книга священнослужителя» в восьми томах. Почаев 2003 г.

5. Никольский К. «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», СПб; 1907 г.

6. Субботин К. «Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви». К 2008.

Составил иеромонах Амвросий (Вайнагий)


Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 268 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...