Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

УП хамураппи и суд.процесс



Уголовное право Законника отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью.
В основе уголовно-правовых представлений авторов Законника находится идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть "равным" преступлению. Эта доктрина обычно выражается афоризмом: "око за око, зуб за зуб".
В древнееврейском Второзаконии идея талиона выражена так: "И да не сжалится глаз твой: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб, рука за руку".

Мы часто усматриваем в талионе одну жестокость. Между тем для древних это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того что сделано тебе. Выросшее на основе первобытных представлений о справедливости, оно питалось понятным стремлением ослабить врага настолько, насколько он ослабил тебя, твое племя, твой род. Первоначальный счет был очень простым. Одно из племен Новой Гвинеи вело свои войн до тех пор, пока число убитых не сравняется с обеих сторон. Каждая новая жертва включалась в счет, который противник должен был оплатить. То же наблюдается у некоторых североамериканских индейцев: пока число убитых не сравняется, мира нет.

Прямолинейное применение принципа "равным за равное" исключает установление субъективной стороны действия- умысла, неосторожности, случайности.
"Если, - говорится в Законнике, - строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить". Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. Но вот ее окончание: "Если же он причинит смерть сыну домохозяина- должно убить сына строителя". Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь. В современном праве такого рода ответственность без вины называется объективным вменением.

Широкое распространение объективное вменение получает в древнем китайском праве. Одним из указов Ханьских императоров (III век до н. э.) предписывалось истребление 3 поколений родственников виновного. При этом они, гласил указ, должны быть сначала татуированы клеймом, затем должныбыть отрезаны их носы и ноги; после этого они будут забиты до смерти палками. Их головы будут сняты, их кости и мясо будут разрублены на части на базарной площади и т. д. наказание распространялось на отца, мать, детей, братьев, сестер виновного, причем независимо от возраста. Мучительной казне придавались малые дети и дряхлые старики. В иных случаях понятие трех поколений толковалось расширительно, и тогда наказанию подвергались также родственники по линии жены виновного.
Не следует думать, что объективное вменение похоронено вместе с режимами, которые его породили. Непревзойденные в своем роде образцы объективного вменения показали гитлеровские полицейские и генералы (уничтожение гОрадура, расстрелы заложников, уничтожение тысяч людей в отместку за действие партизан и т. д.).

Своеобразным выражением талиона в Законнике Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель
\ клеветник \ должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам.
Когда по характеру преступления применение принципа "равным за равное" в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо: сыну, оскорбившему отца, отрезали язык: врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим.
Талион также древен, как кровная месть. Но сохраняется он дольше. В Законнике Хаммурапи кровной мести уже нет.
Безраздельное господство кровной мести - этого поистине всемирно-исторического института, возникшего вместе с самим человеком,
- продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла служить жизнь другого человека. Появление избыточного продукта меняло дело. На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф.

На самой ранней стадии развития классового общества выбор между местью и выкупом был делом пострадавшего или его семьи или рода.. Об этом можно судить по хеттскому законнику, разрешавшему "хозяину крови" определить, должен ли виновный умереть или заплатить. " Царю же до этого дела нет" То же самое можно сказать и о размере выкупа. О нем договаривались в каждом отдельном случае, пока обычай или закон не установили общие нормы \ и даже после этого \.
Законник Хаммурапи знает только денежный штраф в строго определенных размерах. Величина штрафа может быть большей или меньшей. Она зависит как от тяжести преступления, так и от социального положения сторон.

Вот соответствующий пример: " Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его... 60 раз плетью из воловьей кожи. Если авилум ударит по щеке равного себе... он должен отвесить одну мину серебра \500 граммов \: если мушкенум ударит по щеке мушкенума - он должен отвесить 10 сиклей серебра \ в 6 раз меньше \.
Старый обычай искупительного штрафа вплетается здесь в общую ткань правовой системы Вавилона \но в каком виде1\. Другой пример дают ст. 23-24 Законника. Первая из них обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступление совершено на территории общины, а виновный не найден, вторая устанавливает, что будет дополнительный штраф, " если при этом загублена жизнь". Обычай этот, напоминающий " дикую виру" Русской правды, гораздо древнее Законника Хаммурапи, но сохранен в целях установления круговой ответственности членов общины.
Классовое содержание Законника не вызывает сомнения. Достаточно ознакомления с теми его статьями, которые угрожают смертной казнью за оказание помощи бежавшему рабу, за покушение на священный принцип собственности.
Кража скота или лодки каралась огромным штрафом \ в 10-30 раз больше стоимости украденного \ "Если же вору нечем отдать - его должно убить". Если управитель станет расточать имущество хозяина, " должно разорвать его на этом поле с помощью скота" и т. д.
Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях, но в одном из вавилонских литературных памятников (Диалог между господином и рабом) мы читаем: " Не поднимай восстания. Человека, поднявшего восстание, или убивают, или ослепляют, или схватывают, кидая в темницу.

Другой литературный памятник Вавилона, так называемая Исповедь-заклинание, указывает и на другие преступления: на оскорбление богов, согрешение против предков и др. Автор вопрошает: " Не обвешивал ли, не обсчитывал ли фальшивыми деньгами, не лишал ли законного сына наследства и отдал незаконному, не проводил ли неверной межи... " и т. д.
Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях и это при умолчании о государственных преступлениях и много других. Была она, как правило, мучительной: это сожжение, утопление, посажение на кол и т. п.
В Древнем Египте способы смертной казни были не менее мучительными: сожжение, посажение на кол. Очень широко применялись палочные удары, отрезание носа и ушей, нанесение разных ран.
Различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями) Законник Хаммурапи не знает. Не различаются и стадии развития умышленного преступления, то есть приготовление, покушение. Вместе с тем Законнику не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить. Здесь зародыш столь существенного для современного уголовного права различения умышленного и неумышленного преступления.
Следует, впрочем, оговориться, что шумерийские законы уже различают выкидыш от нечаянного удара и выкидыш от злостного избиения, назначая за эти преступления разные наказания.
О судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало. Судоговорение происходило публично на паперти храма. Судебные функции осуществлялись, как правило, спец. чиновником, но были и какие-то судебные коллегии, составленные из " старейших и именитых людей города". Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей.
В затруднительных случаях судьи прибегали - как и в других странах - к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука).
Высшей судебной инстанцией был царь.
Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона.
В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

Судебный процесс был устным и состязательным, а также еди­ным по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответ­чика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые нахо­дились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось разбирательство с учетом алиби и вещественных доказательств. Большое значение придавалось клятвам свидетелей и судебным ис­пытаниям с участием местных богов (ордалии). Отсрочка в представ­лении свидетельских показаний могла предоставляться до шести ме­сяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.

Суды были нескольких уровней и разных юрисдикции: На уровне общины, храмовые И Царские Суды. Часть разбирательств начиналась принесением клятвы в стенах храма, здесь же заверялись некоторые свидетельства для предъявления в суде. Богиней справедливости считалась Китту, дочь бога Солнца, справедливости и предсказаний Шамаша. Китту посвящались многие храмы на территории царства. Верховные судебные полномочия принадлежали суду царя. Царские суды разбирали дела в отношении авилумов и «царских людей» (мушкенумов), осуществляли помилование по некоторым категори­ям дел, в том числе могли помиловать любовника жены, если согре­шившая жена была прощена своим мужем. В противном случае обо­их ожидала смертная казнь через утопление.

Очень важную роль в судебном разбирательстве играли пись­менные свидетельства. Письменная фиксация документов, в том числе юридических (торговых, брачных и др.), имела большое зна­чение в сохранении и воспроизводстве политической и правовой культуры древнего общества. По замечанию известного востоковеда Дж. Брестеда, широкое распространение письменности в государст­венном делопроизводстве, в религии и коммерции создавало во все времена классовое различие между неграмотными и образованны­ми — различие, которое создает проблему и в современном обще­стве.

Таким образом, сборник Законов Хаммурапи в целом был про­дуктом зрелой стадии эволюции древнего общества, в котором сло­жились устойчивая классовая структура, упорядоченные отношения между социальными группами жрецов, воинов и земледельцев. Рабы воспринимались интегральной частью социальной структуры, и зна­чительная часть законов регулировала их правовой статус, который исключал конкретные права, но предполагал возможность женитьбы раба на свободной, что было его относительной свободой.

Справедливость в суде гарантировалась ордалиями на взаимной основе для истца и ответчика, а также дифференцированной систе­мой штрафов. Самое тщательное регулирование торговли свидетель­ствует о большом хозяйственном значении городского населения страны, заинтересованного в товарах и торговом обмене со всем ок­ружающим миром. Характерно также, что по некоторым преступле­ниям высшие классы подвергались более суровому наказанию, чем низшие (например, тамкары по отношению к шаммалумам, коман­диры по отношению к солдатам, авилум по отношению к не равно­му себе по статусу и др.).

10- Итальянская Конституция была принята в 1947 г. после проведения референдума о форме правления. С 1 января 1948 г. Демократическая Конституция Италии вступила в законную силу. Итальянская Конституция представляет собой вводный раздел «Основные принципы», в этом разделе прописаны основы конституционного строя Итальянской Республики. После вводного раздела – две основные части, которые объединяют 139 статей. Характерным отличием от других конституций мира является отсутствие преамбулы. В основных частях конституции Итальянской Республики закреплены основные принципы суверенитета итальянского народа.

В понятие суверенитет народа входят социально-экономические права граждан Италии, право голоса, право на труд и отдых, право на защиту государства от внешней опасности, а также право на получение государственной медицинской помощи.

Конституция Италии включает в себя очень обширный круг прав и свобод граждан. В Конституции Италии также прописана особенная часть, суть которой заключатся в том, что официальной идеологией признается антифашистская идеология государства. Италия является классической парламентской республикой с унитарным политико-территориальным устройством. Конституция Италии устанавливает очень жесткие условия и порядок внесения изменений в ее основные части конституции. Для того чтобы изменить статьи основных частей Конституции, необходимо провести процедуру, состоящую из двух стадий. На первой стадии внесения изменений обе палаты парламента должны поддержать и одобрить закон об изменении Конституции Италии. На второй стадии, после принятия закона об изменениях, ратифицируется сам закон о внесении изменений в Конституцию. Проводится голосование в обеих палатах парламента с перерывом не менее чем в 3 месяца между голосованиями (между первым и вторым голосованием). Обязательным условием является одобрение закона абсолютным большинством голосов в каждой палате при втором голосовании. Закон может быть вынесен на общенародный референдум в случае, если в течение 3 месяцев после второго голосования определенная часть (пятая часть) депутатов любой из палат парламента (или 500 тыс. избирателей страны) или же пять областных советов потребуют проведения этого референдума, на котором следует обсудить данный закон. Если этот закон рассматривается на референдуме и за его одобрение проголосовало большинство действительных голосов избирателей, то закон считается принятым. Но если во втором голосовании закон об изменении Конституции был принят большинством в 2/3 голосов, то результаты могут считаться недействительными. Республиканская форма правления Италии не может быть предметом голосования. Итальянская Конституция считается одной из самых стабильных в мире, так как со времени ее принятия было принято всего 10 поправок. И все эти поправки были приняты относительно организации высших органов государственной власти: обязанностей и границ полномочий Президента, Парламента и Конституционного суда.

11- Образование варн. С разложением первобытнообщинного строя и развитием

общественного и имущественного неравенства связано появление сословий -

варн. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на

группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С течением времени сословия-варны все больше становились замкнутыми.

Утверждается строгая эндогамность (заключение браков между представителями

одной варны); определенная, наследственно закрепленная профессия, таким

образом, с течением времени варны претерпели некоторые качественные

изменения, превратившись в крайне замкнутые формы (касты). Различные

факторы социального, экономического и идеологического характера

способствовали укреплению и сохранению в Индии такой своеобразной

социальной организации.

Индийские источники, в частности Законы Ману, дают описание индийских

варн. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую

вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная

знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников,

составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление

имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого

количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами.

Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками

прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не

участвовали в племенном собрании; они не проходили обряда посвящения

"второго рождения", на которое имели право только свободные члены общины,

называвшиеся "дважды рожденными". Шудры, составлявшие четвертую, низшую

варну, являлись "единожды рожденными".

С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех

свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и

освящено религией. По наиболее распространенной богословской версии, бог -

творец всего существующего - Брахма сотворил брахманов из своих уст,

кшатриев - из рук, вайшьев - из бедер и шудр - из ступней.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа

жизни.

12- К началу XX века США вышли на первое место в мире по основным экономичес­ким показателям, поскольку мировые войны по существу не затронули их территорию. Кроме того, за счет эмигрантов население страны многократно увели­чилось. С 20-х годов XX века в США начался процесс демократизации избирательной систе­мы. Избирательное право в течение XIX века смогли получить только женщины в штатах Кентукки и Вайоминг. В 1920 году согласно XIX Поправке к федеральной конституции все женщины Америки получили право голосовать и быть избран­ными.

Следующим шагом на пути демократизации избирательного права в стране стала XXIV Поправка к Конституции, предложенная 87-м Конгрессом США в сентябре 1962 года и вскоре ратифицированная большинством штатов. Она отменяла ограничения в избирательных правах на федеральных выборах «в связи с неуплатой любого избирательного или другого налога». Поправка коснулась в основном южных штатов США, поскольку в 11 из них применялся избирательный налог, лишавший права голоса бедняков, в основном афроамериканцев. При этом правило «кумулятивного» характера налога, применявшееся в отдельных штатах, значительно увеличивало сумму подобного налога – его следовало уплачивать за все предыдущие годы.

Согласно Поправке XXVI, к Конституции США (1971) избирательные права на федеральных выборах получили все граждане, достигшие 18 летнего возраста. Избирательное пра­во в Соединенных Штатах к концу XX века стало формально равным и всеобщим (хотя в некоторых штатах все же сохра­нились архаические цензы, например, ценз грамотности, ценз оседлости – от 30 дней и выше).

13- Одна из самых древних цивилизаций, можно даже сказать - одна из колыбелей человеческой цивилизации сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро, но археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индоарийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до настоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества Хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытнообщинного строя. В XVIII - XVII вв. до н. э. Хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями.. Приход индоарийских племен в середине II тысячелетия до н. э. завершил упадок главных Хараппских центров.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду. До нас дошли литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса. Ведический период отмечен образованием классового общества и государства, что некоторые историки связывают с продолжавшимся ряд столетий волнообразным проникновением на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества. С усилением общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи идет борьба между представителями знатных и могущесвенных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной. Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением царской власти.

Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником царя. Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати). Народ облагается налогами. Так, бали, который раньше являлся добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратился в обязательный и строго фиксируемый налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников. Так, на базе родоплеменных коллективов возникают примитивные государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев.

Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), где применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая - очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в «кормление». Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств, а общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Наивысшего могущества возникшее государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности) относятся как раз к магадхо-маурийскому периоду

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия. Император Ашока - легендарная личность. По преданию, Ашока, внук Чандрагупты, в молодости себя ничем не прославил, но имел такое намерение - запечатлеть своё имя на скрижалях истории. Он долго размышлял, как это сделать, и наконец решил, что что история особенно хорошо сохраняет в своих летописях страницы, написанные не пером, а мечом, так как кровь выцветает в памяти людской не так быстро, как чернила. Возможно, по этой причине молодой властитель решил для начала включить в состав своей империи соседнее государство Калингу. Императорские войска разгромили соседей, и вечером его величество лично пожаловал на поле брани, чтобы полюбоваться плодами своей победы. Он увидел тысячи и тысячи трупов вперемешку с тысячами умирающих, истекающих кровью людей. Это зрелище глубоко потрясло императора, и он начал задумываться о цене, которую великие мира сего платят за своё непомерное тщеславие. После этого он стал заниматься науками и созидательной деятельностью. Это, кстати, и прославило его имя в истории. Но вернёмся к империи Маурьев.

Её границы простирались от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге, от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского залива на востоке. Империя складывалась не только в результате войн, покорения ряда племен и народов, установления вассальных отношений между Магадхой и отдельными княжествами, но и в результате так называемого морального завоевания - распространения религиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной Индии на другие части страны. Относительная централизация в империи держалась не только на военной силе Маурьев, но и на проводимой ими гибкой политике объединения страны. В пестрый состав империи был включен ряд полуавтономных государств, сохранивших свои органы управления, обычаи.

В империи Маурьев - сложном политическом образовании - не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. Между тем, империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Индия распалась на множество государственных объединений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древнего Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеиндийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя не богом, а «милым богам».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...