Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предметом философии истории является изучение предельных оснований, наиболее общих закономерностей социодинамики



Предпосылки философии истории (этот термин был введен в оборот в эпоху Просвещения Ф. Вольтером) как попытки осмысления сути процессов изменения общества, его идеалов и целей возникли еще в античности. Они были связаны с именами Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха. Пристальное внимание проблемам социальной динамики уделял, например, не только историк, но и философ Полибий (ок. 200 – ок. 120 гг. до н.э.). Свое понимание предельных оснований социодинамики он изложил в труде под вполне философским названием «Всеобщая история».

Это понимание было тесно связано с платоновско-аристотелевской социально-политической философией и конкретно-исторической практикой. Сам Полибий явно отдавал приоритет последней, полагая, что для постижения закономерностей исторического процесса сам познающий должен, выражаясь образно, «повариться в котле истории».

Важнейшей закономерностью исторического процесса, согласно Полибию, было шествование римлян по пути к мировому господству. Этот процесс имел определенные причины, выяснение которых, согласно Полибию, помогало установить, «что в каждом деле лучше, и что хуже». Еще не дифференцируя между собой государство и общество, Полибий полагал, что важнейшею причиною успеха или неудачи в каком бы то ни было предприятии должно почитать государственное устройство. Именно оно, по его мнению, является таким источником социодинамики, от которого «исходят все замыслы и планы предприятий, от него же зависит и осуществление их».

Взгляды Полибия на исторический процесс были сформированы под определяющим влиянием идей стоицизма, в особенности, представлений стоиков о цикличности развития мира.

С важнейшей проблемой философии социодинамики был связан и полибиевский интерес к поиску ответов на вопрос о том: «Каким образом, когда и почему все известные земли попали под власть римлян?»

Историю общества творят люди, которые в своих действиях исходят из потребностей. Прежде, чем заниматься, например, философией, люди должны, исходя из своих базовых потребностей, есть, пить одеваться и т.п. Вот почему, несмотря на то, что в своих действиях они руководствуются разными субъективными мотивами, целями, идеями, т.е. действуют сознательно, не сознание определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание. Следовательно, в философии истории еще в. ХIХ в. было выработано представление о том, что развитие общества, или социодинамика имеет свои причины и механизмы, источники и движущие

Согласно диалектическому мировоззрению, причиной и источником социодинамики являются, в конечном итоге, противоречия – внутренние, между различными элементами социального организма и внешние, между социумом и природой





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...