Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос № 12 Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт)



Философия Нового времени – исторический тип классической философии XVI–XVII вв. XVII в. – время великих достижений в европейской философии, которая покидает стены университетов (оставляя их в распоряжении неосхоластики) и становится предметом напряжённого интеллектуального поиска философов, политиков, учёных, военных, дипломатов и просто частных лиц.

Бурное развитие естественных наук, подтверждавших свою социальную полезность различными техническими изобретениями, актуализировало гносеологическую проблематику. Средневековому созерцательному идеалу знания все чаще противопоставлялось естественнонаучное познание природы, дающее обоснованное и полезное знание. Основу развития научного знания составляли, прежде всего, открытия в физике (классическая механика И. Ньютона) и математике (Р. Декарт).

XVII в. – это замечательная плеяда выдающихся мыслителей, создателей оригинальных, самобытных и целостных философских систем: Фрэнсис Бэкон (1561–1626), Рене Декарт (Картезий) (1596–1650), Томас Гоббс (1588–1679), Бенедикт Спиноза (1632–1677), Джон Локк (1632–1704), Готфрид Лейбниц (1646–1716), Исаак Ньютон (1642–1727), Пьер Гассенди (1592–1655), Блез Паскаль (1623–1662), Никола Мальбранш (1638–1715).

Образ философской мысли этого времени можно очертить следующими наиболее общими чертами: основной исследовательский интерес направлен на философское обоснование научного познания природы и поиск эффективного научного метода.

В широком смысле слова гносеологическая проблема – есть проблема соотношения опытно-чувственного и рационально-логического познания. Решение этой проблемы привело к формированию в новоевропейской философии двух основных направлений – эмпиризма и рационализма. Являясь выражением крайних точек зрения на природу познания и источник истинного знания, эмпиризм и рационализм отражали основные научные методы, применявшиеся учеными Нового времени. К их числу относятся:

– опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона;

– рационалистический метод Р. Декарта;

– гипотетико-дедуктивный метод Г. Галилея.

Опытно-индуктивный метод Ф. Бэкона заключался в последовательном и правильном обобщении результатов опыта, раскрывающих тайны природы. Ф. Бэкон – родоначальник эмпиризма в европейской философии, представитель материализма в английской философии XVII в., автор методов научной индукции. Назвав свое главное произведение «Новый Органон», Ф. Бэкон противопоставляет таким образом индуктивную методологию дедуктивно-силлогистической, разработанной Аристотелем в его «Органоне». Эмпирический метод в понимании Бэкона нуждается в опоре на разум, законы и правила логики, позволяющее в процессе обобщения получать новое знание.

Рационалистический метод Р. Декарта опирался на дедуктивную логику заключения от общего знания к частному. Родоначальник европейского рационализма Р. Декарта верил в огромную эвристическую силу человеческого разума, соблюдающего сформулированные им четыре правила в работе «Правила для руководства ума». Первое правило было наиболее важным и требовало признавать истинным только то, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью (правило интеллектуальной интуиции). Второе правило требует мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы, выявляя таким образом внутренние связи частей объекта. Третье правило требует выстраивать исследовательскую мысль от самых простых элементов, выявленных на втором этапе, к познанию целого.

Бэкон и Декарт, таким образом, сместили центр философской проблематики в новоевропейской философии из онтологии с её проблемами бытия в область гносеологии, теории познания, в которой четко вычленяется проблематика субъекта и объекта, методов и условий получения объективного знания, исключающего какие-либо субъективные привнесения. При этом каждый из них прокладывал, философски обосновывая, методологический путь одному из двух основных направлений ветвей новоевропейской науки: Бэкон – эмпирическому, опытному естествознанию, Декарт – естествознанию теоретико-математическому.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 930 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...