Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Часть II. Общие контуры



К

ямронце 70-х годов в этом регионе с новой силой проявилась вера в -оддовство. Как в Швеции, так и в Экваториальной провинции конг-вегации господствующей церкви должны вступить на путь внутреннего

роста

и наведения мостов. Они должны также обеспечить возникнове-

до новых конгрегации в бурно растущих городах, пока они не будут созданы в каждом соседнем городе — по крайней мере одна на тысячу человек всего населения. Если этого не сделает господствующая цер-доь, то мы можем быть уверены, что Господь пошлет людей из других утвей Церкви, например пятидесятников или католиков, чтобы они сделали повиновение Евангелию реальной возможностью выбора для каждого.

.%: Что же касается тех частей мира, где христиане составляют незна­чительную долю населения (от 5 до 1% и менее), то там основные усилия должны быть связаны с экспансией и расширением. Когда в Церкви пребывает явное меньшинство, внутренний рост почти всегда 1ЮЛИЦО, а навести мосты очень трудно. В качестве ближайших задач адесь стоят экспансия и расширение, и они должны составлять основ­ную часть церковной работы. По отношению к географически близким, НО культурно далеким группам населения наведение мостов должно быть обычным делом здоровых конгрегации.

Число крещений

*; Если все крещения — верующих и младенцев, внутри христианской Общины и из мира — отразить в виде одной цифры, то она вряд ли «кажется полезной. Но если зафиксировать отдельно крещение детей Членов церкви и приходящих извне, верующих взрослых и маленьких &етей, то эти цифры будут достойны изучения. Они добавят новое Измерение в закономерности роста Церкви.

Например, некая большая азиатская церковь докладывает о 4 тыся­чах крещений взрослых за один год. На первый взгляд это производит Юечатление. Но если мы знаем, что эта церковь насчитывает 200 тысяч членов, то при условии воспитания ими в вере всех своих детей количество крещений в сознательном возрасте должно быть больше 4 тысяч, и тогда эта цифра отнюдь не вызывает восхищения. Мы должны Сделать вывод, что данная церковь статична. Она крестит большинство Детей верующих и небольшое число обращенных. Миссионерское об­щество, опекающее эту церковь, если оно состоит из истинных мисси­онеров, должно сделать все возможное, чтобы помочь ей вновь обрести инициативу и начать распространять христианскую веру систематически и эффективно.

Если фиксируемое ежегодно число крещений «из мира» наложить *а график роста церкви, то мы увидим, что подлинный рост имеет **есто только тогда, когда достаточно велико число крещений «из Кира». Ничто, кроме таких крещений, не приводит к реальному росту Черкви. Нет крещений — нет jxxrra! Эту максиму можно уточнить



107

Необходимые факты

106

Часть П. ОБЩИЕ КОНТУРЫ

следующим образом: «Ничто не приводит к росту, кроме крещений людей, пришедших извне, при условии, что крещеные будут соответ­ствующим образом пасомы и руководимы и станут подлинными хри­стианами!» Разумеется, опека и пастырство после крещения жизненно необходимы; но это уточнение не отменяет максимы: «Нет крещений — нет роста». Сначала церковь должна через крещение приобрести новых христиан, прежде чем она станет их опекать. Поэтому верно и такое утверждение: «Нет крещений — нет опеки!».

Этот схематический рисунок, основанный на многих реальных фак­тах, иллюстрирует тесную связь между ростом Церкви и числом крещений. Обратите внимание на круто восходящую линию, соответ­ствующую трем периодам, в продолжение которых церковь X росла нормально. В каждый из них количество ежегодных крещений (пока­занное на верхней диаграмме) было довольно значительным. Когда крещения новообращенных прекращались, хотя индивидуальное обра­щение время от времени имело место, церковь X росла медленно, затем рост останавливался и начиналось сокращение численности.

Число крещений внутри христианской общины и крещений людей извне ее отдельно большинством людей и миссий обычно не указыва­ется. Чтобы сделать доступным этот важный для понимания роста аспект, в ежегодных статистических отчетах должны отражаться лю­бые, даже самые незначительные изменения в этой области.

Пути в Церковь и из Церкви

Есть только три пути в Церковь — крещение, перемещение (перемена местожительства) и восстановление (restoration). (Если Церковь опре­деляется как сообщество крещеных верующих, то для деноминаций, предусматривающих крещение младенцев, следует добавить четвертый путь — конфирмацию.) Во многих церквах восстановление — редкий путь, но в некоторых экскоммуникации, или отлучению (disfellowship),

Рис. 6.2. Рост церкви и число крещений в церкви X


подвергается значительное число тех, кто был крещен, и это положи­тельно влияет на церковную дисциплину. Многие из подвергшихся наказанию раскаиваются, просят прощения и восстанавливаются в цер­кви. Епископ Азария в Дорнакале*, прибыв в свой диоцез, отлучил Йолее 600 человек, главным образом за явную супружескую неверность. Доскольку там насчитывались тысячи англикан и рост не прекращался, подобное дисциплинарное воздействие оказало благоприятное дейст-■' вие. Многие отлученные раскаялись и были восстановлены.

Служители, миссионеры и церковные лидеры должны знать, каким из этих трех путей пришли в церковь ее нынешние члены; это позволит йм прогнозировать пути приобретения будущих членов. На приводи-•<мом ниже рисунке показана доля тех, которые пришли в церковь X и 1в церковь У путем крещения (К), перемещения (П) и восстановления ЫВ). В церкви У необходим совершенно иной способ действий, нежели |«В церкви X

Существует четыре пути из Церкви: смерть, перемещение, экском-|муникация и отпадение. Лица, ответственные за конгрегацию, должны {Знать, через какую дверь выходили ее члены. В Индии, например, где иеют место экскоммуникации и наблюдается нестойкость некоторых |верующих, в индуизм отпадают немногие. С другой стороны, в Японии, [где мало экскоммуникации, многие возвращаются в мир буддизма. (Некоторые служители Церкви отмечают, что здесь половина крещеных |уже через несколько лет перестает считать себя христианами. Одна из {причин подобного различия в том, что в Индии большинство крестится Г вместе со своими семьями и родственниками. Они остаются «хри-|стианами», даже если их энтузиазм гаснет; в то же время в Японии ||>олы11инство обращенных принимает крещение индивидуально, и, когда ервоначальный огонь веры угасает, они возвращаются на нехристиан-кую орбиту.

Анализ семей

В Америке, как, впрочем, и в других странах, анализ семей (family | analysis) дает факты, весьма ценные для понимания моделей роста е Церкви. В Таиланде анализ показал, что в маленькой конгрегации из 149 членов 44 были женщины, имеющие мужей-буддистов. На материале

Индия, штат Андхра-Прадеш.Прим. пере».



 

108

Часть II. ОБЩИЕ КОНТУРЫ

другой конгрегации в этой стране — среди таиландских китайцев — стало ясно, что если христианство исповедует только мать, то с большой вероятностью все дети станут христианами, если же христи­анин только отец, то ни один из детей, скорее всего, не будет христи­анином.

Анализ семей в составе конгрегации показывает число полных семей (где оба супруга христиане), неполных семей (half families) (где только один супруг христианин) и одиночек (singles). Очевидно, что конгрегация из 34 человек, в которую входят 4 полные семьи, 17 неполных и 9 одиночек, слабее конгрегации той же численности, куда входят 12 полных семей и 10 их верующих детей. Теоретически первая конгрегация имеет более широкий контакт с «внешним миром», но на практике такой контакт лишь способствует эрозии. Очень важно прос­ледить, как меняется состояние в неполных семьях. Иногда они возни­кают вследствие того, что становится христианином один из супругов; в других случаях христиане вступают в брак с нехристианами. При одних обстоятельствах неполные семьи приносят Церкви ущерб, при других — верующий супруг убеждает неверующего. Многое зависит от силы веры, а многое от других факторов.

Анализ, проведенный в 1958 году на Ямайке, показал, что большин­ству членов конгрегации, состоящих из представителей широких масс народа, больше 40 лет; это пожилые семьи и пожилые одинокие женщины. Молодые люди из низших классов не могли стать членами Церкви, потому что жили во «временных союзах», хотя некоторым образом они считали себя христианами и приносили в церковь своих детей для крещения и благословения. Конгрегации среди высших клас­сов, напротив, состояли из нормального числа молодых, зрелых и пожилых людей.

Анализ семей вскрывает запутанный клубок кровных и супруже­ских связей, которые сплачивают общину и имеют огромное значение для внутренней жизни каждой конгрегации. Сеть отношений указывает на возможные пути роста. Все это необходимо знать, чтобы оценить реальные возможности распространения данной церкви.

Община или приобщенные

В вопросе расширения и экспансии Церкви самая большая путаница связана с неопределенностью категорий, по которым ведется учет членов. Например, в 1966 году епископальная церковь Соединенных Штатов сообщила, что она насчитывает 3.410.657 человек, церкви Христа указали численность 2.35O.OOO, католики — 46.246.175, проте­станты — 69.088.183 (Jacquet, 1976: 209, 201, 196). Однако, поскольку епископальная и католическая церкви указали всех крещеных, вклю­чая маленьких детей, а церкви Христа и большинство других проте­стантских церквей — только взрослых крещеных верующих, цифры оказались несопоставимыми и общая картина — ложной. «Ежегод­ник американских церквей» (Yearbook of American Churches) приводит подобные недостоверные данные из года в год. Ошибочные выводы,


109

Необходимые факты

основанные на мнимо авторитетных данных Национального совета церквей Христа (National Council of the Churches of Christ), каждый год распространяются средствами массовой информации.

Если бы епископальная церковь указывала только тех своих членов, которые находятся в хорошем духовном состоянии, их число было бы меньше 3 миллионов и меньше числа приверженцев церквей Христа; и если бы протестанты исходили из тех же социологических постулатов, что и католики, то их численность составила бы больше 120 миллионов человек. Ответственная статистика не должна представлять в одной и той же графе число членов общин (community) и количество приоб­щенных к церкви (communicant).

Вот пример из другого региона. Когда методисты на островах фиджи и Тонга в южной части Тихого океана сообщают, что на таком-то острове они имеют общину из 20 тысяч человек, то можно быть уверенным, что все эти люди сознательно называют себя христи­анами, что они разрушили языческие капища и почитают Библию как свою Книгу. Но когда в Латинской Америке церковный деятель утвер­ждает, что пятидесятнические деноминации увеличили свою числен­ность в 5 раз, а пресвитериане в 2 раза, то здесь мы сталкиваемся с принципиально различными определениями общины. В последних двух случаях община означает «номинальных и активных католиков, кото­рые настолько близки к евангельским христианам, что они готовы слушать и исполнять Евангелие».

Когда в 1954 году Уганду по случаю открытия плотины Джинджа посетила королева Елизавета, специально прибывший на церемонию с участием королевы англиканский епископ Руанды сказал ей, что анг­ликанская церковь в Руанде насчитывает «100 тысяч душ». В то время число приобщенных составляло примерно 16 тысяч. «Души» на этом жаргоне означали «всех крещеных (взрослых и детей) плюс всех кате-хизуемых и их детей».

Некоторые консервативные латиноамериканские миссии сообщают о числе верующих, в которое они включают крещеных верующих, некрещеных верующих и верующих, которых невозможно крестить (unbaptizable believers). К последней категории относится довольно распространенная в Латинской Америке группа лиц, состоящая из верующих мужчин и женщин, которые в молодости обвенчались в римско-католической церкви, но чьи браки распались; к тому времени, как они уверовали в Евангелие, они жили с человеком, с которым не состояли в официальном браке. Развод для них крайне сложен. Если каждый из бывших супругов долго живет с другим человеком и имеет от него (от нее) детей, то восстановление первоначального брака не­мыслимо. Однако, пока новый брак «не оформлен», миссии не желают крестить таких верующих. В то же время их побуждают посещать Церковь, молиться, давать подаяние, читать Библию, вести христиан­скую жизнь и приводить других ко Христу. Они — «некрещаемые верующие», второсортные христиане. Как свидетельствует опыт, неко­торые евангелические церкви сильно выросли, когда, освобожденные


110

Часть П. ОБЩИЕ КОНТУРЫ

от строгого надзора евангелического клира, они приняли таких веру­ющих в свои ряды и предоставили им полный статус членов конгрега­ции. (Разумеется, при условии, что они сохранят верность супругу, вместе с которым стали евангельскими христианами. Ни одна еванге­лическая церковь не позволяет своим членам открыто преступать седь­мую заповедь и оставаться в Церкви.)

Широко используются и две другие категории — приверженцы (adherents) и симпатизирующие (sympathizers). Xopac Андервуд (Underwood) писал в 1888 году из Чундо в Корее, когда там вообще не было христиан, что некоторые просят о крещении и что в той местности насчитывается 70 приверженцев. Он имел в виду, что эти 70 человек живо интересуются христианством. В других случаях этим словом обозначают некрещеных членов неинституционализированной христианской общины, в которой имеется много крещеных членов. Термин симпатизирующие распространен в Латинской Америке, где он означает несколько групп людей: (1) тех, кто посещает занятия по евангелизации и богослужению, но не присоединяется к Церкви; (2) — антиклерикально настроенных людей, близких к протестантизму; (3) тех, кто как-то связан с евангельскими христианами и помогает им в периоды притеснений.

Община, приобщенные, полные члены, члены, верующие, креще­ные верующие, приверженцы, симпатизирующие — точное измере­ние роста Церкви будет невозможно, пока среди этой неразберихи социологических понятий и единиц не будут найдены категории, од­нозначные для всех деноминаций и стран. К счастью, одна такая категория есть: это — ответственное членство крещеных (baptized responsible membership). Это подлинное ядро Церкви одни называют «членами», другие — «приобщенными», «полными членами» или «кре­щеными верующими». Только цифры, касающиеся этой категории, позволяют проводить надежные сопоставимые оценки.

Строго говоря, различия существуют даже внутри этой категории. В небольшом числе деноминаций не всех «полных членов» допускают к причастию: оно предназначено только для внутренней элиты, которая обладает опытом спасения, признанным всей Церковью. Некоторые деноминации фиксируют не всех «приобщенных», а только «активных». Однако в общем случае полные члены или приобщенные, которые определяются как имеющие право, приходя в церковь, причащаться, представляют собой категорию, пригодную для сопоставления по всему массиву протестантских церквей.

Составители всемирной миссионерской статистики (см. в библиог­рафии раздел «World-Wide Mission Statistics») в томах за 1856, 1891, 1901, 1911, 1925, 1938, 1949, 1952, 1957, 1962 и 1968 годы указывают только количество приобщенных или полных членов. Это издание — бесценный инструмент для изучения роста и развития Церкви. Нигде больше невозможно найти такое единообразное и лаконичное описание на столь богатой фактической базе. По нему можно легко увидеть многоразличные судьбы Церкви в отдельных странах. Здесь становится


Необходимые факты

пной информация о множестве аспектов жизни миссий — тствах, направляющих миссионеров, о самих миссионерах, об о ращенных, крещеных, о денежных поступлениях, воскресных и обыч-ных^школах, профессиональных училищах, больницах, амбулаториях, количестве работников и множестве других характеристик.

Однако в этой книге мы рассматриваем вопросы роста Церкви, и поэтому следует подчеркнуть, что, хотя в миссионерской статистике фигурируют разнообразные данные о членстве, принимать в расчет следует только данные о числе приобщенных к Церкви. Все прочие характеристики определяются по-разному и непригодны для сравни­тельного изучения деноминаций.

В будущем христианские миссии должны использовать корректные определения и вести тщательный учет численности. Только в этом случае церковная статистика будет точно отражать действительное положение вещей.

Членство в отдельных конгрегациях

Наиболее полезными при описании способа роста каждой деноми- 1 нации оказываются данные о членстве в ее конгрегациях на протяжении | ряда лет. Растут только отдельные конгрегации. Пока исследователь не знает, растут они или нет и, если растут, то как, реальность ускользает от него. В 1955 году в Пуэрто-Рико я делал отчет для индианаполисского Объединенного христианского миссионерского об­щества (United Christian Missionary Society of Indianapolis). За двадцать лет его церковь в Пуэрто-Рико сильно выросла, и меня направили туда проанализировать и описать этот рост. Я не мог ухватить существо дела до тех пор, пока случайно не обнаружил записи о росте каждой конгрегации. И тогда мне стало ясно, что эта церковь состоит из конгрегации четырех типов — большие и малые в относительно боль­ших городах и малые — в маленьких городках и в сельской местности. На протяжении 1948 — 1955 годов весь рост Церкви обеспечивали лишь шесть конгрегации в крупных городах. Индустриализация острова шла спокойно. Деревенские христиане, стекавшиеся в большие города, хо­рошо зарабатывали, а шестью большими городскими церквами руково­дили способные люди, которые обеспечивали рост через перемещения и через обращения. Несколько малочисленных начинающих конгрега-ций в этих городах, напротив, росли слабо. Конгрегации маленьких городков, за одним исключением, были статичны (со средним числом Членов около 40), а все 18 деревенских конгрегации стагнировали или умирали (McGavran, 1956:16 — 20).

Записи о членстве в отдельных конгрегациях наиболее ценны, но, к сожалению, их обычно трудно получить. Конгрегации редко хранят Родовые отчеты, а штаб-квартиры уничтожают их, после того как Добавляют информацию к обобщенным данным, предназначенным для публикации.

Одна из наиболее быстро растущих деноминаций на Филиппинах *охраняет данные по каждой конгрегации, и в силу этого для каждого


           
 
 
   
     
 

из

112 Часть II. ОБЩИЕ КОНТУРЫ

года легко установить, росла ли она и какими темпами. Исполнитель­ный секретарь этой церкви говорил мне, что он опирается непосредст­венно на эти данные при решении вопроса, что необходимо каждой конгрегации для ее более духовной и плодотворной жизни.

Данные по отдельным церквам и конгрегациям нужны для установ­ления причин роста. Например, когда исследователь видит, что устой­чиво растущие протестантские конгрегации существуют в тех филип­пинских общинах, где прежде была сильна церковь аглипаян (Aglipayan) (ныне Независимая филиппинская церковь — Iglesia Filipina Inde-pendiente), он начинает подозревать, что значительный прогресс проте­стантизма наблюдается там, где имел место массовый отход аглипаян от римской церкви. К церкви аглипаян принадлежало немало нацио­нальных лидеров, и она 45 лет бесцельно блуждала в пустыне унита­ризма — теперь, к счастью, эти блуждания закончились.

Имея перед собой данные о каждой конгрегации, исследователь роста Церкви может сосредоточиться на отдельных случаях роста и упадка и выяснить истинные причины того и другого.

Данные об отдельной работнике

Еще труднее получить и истолковать в свете распространения Еван­гелия данные об отдельном церковном работнике. Люди — это зача­стую самый влиятельный фактор в процессе умножения церквей. В одном и том же месте на протяжении 20 лет два миссионера сменяли друг друга на различных постах. Когда приходил один, церковь мно­жилась, при другом рост останавливался. Один человек словно локо­мотив, другой — словно тормоз. Чтобы крестить, нужна смелость и вера. Робкие люди не решаются создавать новые церкви. Мы изумля­емся решимости апостолов, которые в один день окрестили 3 тысячи человек! Новые члены церкви несут с собой проблемы, которые мучают днем и не дают спать ночью. Когда нет крещений, возникает и мало проблем. Один мой друг повторял, что нет для миссионера более легкой и приятной работы, чем возвещать Евангелие там, где его никто не принимает. День за днем он проповедует, не сталкиваясь с пробле­мами, которые приносят с собой новые христиане. Апостол Павел имел в виду именно эти мучительные проблемы, когда писал молодым галатийским церквам: «Дети мои, для которых я снова в муках рож­дения, доколе не изобразится в вас Христос!».

Конкретный человек (местный житель или миссионер) часто играет ключевую роль, как это можно видеть на примере Джона Клау, прибывшего в 1865 году в Онголу. Его новая политика крещения неприкасаемых, к которым, по его твердому убеждению, его направил Бог, открыла новую эру в истории баптистской миссии в Южной Индии. Меня привел в недоумение внезапный рост церкви в Мексике; я обнаружил, что мы обязаны им одному работнику, которого миссия использовала на протяжении нескольких лет. Он был истинно драго­ценной жемчужиной — человек, через которого Бог создавал новые конгрегации в одном селении за другим, а даже 25 лет спустя никто


Необходимые факты

не\знал' почему он ушел и где он теперь. С тех пор деноминация пребывает в застое, едва сохраняя численность в 800 человек. В Африке, где Ц исследовал причины отсутствия роста в части конгрегации среди бурно растущих групп, мне рассказали, что самым эффективным спо­собом возвещения там Евангелия были ночные собрания, но боязливая жена евангелического миссионера не позволяла ему уходить из дома миссии по вечерам. Убежден, что это упрощение, но так мне вполне серьезно сказал человек, знакомый с проблемами роста Церкви. Кон­кретные люди — это очень важно.

Церковные деятели, стремящиеся понять закономерности роста Цер­кви, должны внимательно изучить данные о людях, которые работали в данной местности, и установить, способствовало ли их поведение и исполнение должности увеличению численности Церкви.

Сосредоточить внимание на росте Церкви Нельзя утверждать, что нам не особенно нужны факты общего характера, касающиеся церковной деятельности. Некоторые недавние исследования Церкви сосредоточены именно на них. Они описывают судьбу обширных церковных программ и содержат разнообразные интересные данные о многих аспектах церковной жизни. В них приво­дится количество воскресных школ, женских и молодежных организа­ций. Дается подробная информация о числе, образовании, квалифика­ции и окладе пасторов, благовестников, катехизаторов и всевозможных сотрудников, а также миссионеров — мужчин и женщин — и харак­теризуются отношения последних с местными церковными руководи­телями. Указываются также характеристики и стоимость церковных зданий, кладбищ, жилищ пасторов и другой собственности. В этих исследованиях предпринята попытка дать моментальную фотографию Всей церковной жизни, не задаваясь вопросом, связаны ли тщательно Изображенные детали с распространением веры.

В противоположность этому исследователь роста Церкви действует крайне избирательно. Он собирает только такие факты, которые важны Для понимания скачков роста и упадка. Отказываясь от изобилия Данных, в большинстве своем нерелевантных с точки зрения увеличения численности христиан, он обрабатывает и представляет лишь ту инфор­мацию, которая непосредственно связана с этой темой. Правда, жизнь — это ткань с такими сложными и плотными переплетениями, что Каждый аспект и вид деятельности Церкви имеет по крайней мере Отдаленное касательство к ее репродуктивным возможностям. Однако, поскольку многие из них все-таки мало связаны с воспроизводством, исследователь роста Церкви сосредоточивается на тех из них, которые Прямо влияют на распространение христианской религии. Факты, ко­торые он отбирает, важны для того, чтобы «привести народы к вере и Послушанию». Его построения должны отражать рост.

Следовательно, он приводит факты не только за один-единственный "вД- Подобные факты, словно отдельно взятый кадр киноленты, мало *°ворят о происходящем. Основное значение имеют многолетние ряды.



Часть II. ОБЩИЕ КОНТУРЫ

Длительное наблюдение процесса и история роста — хлеб насущный для человека, желающего понять, как растут церкви. Практическое применение

Каждый пастор должен иметь ясное и четкое представление о характере роста его церкви. Каждый сотрудник церковной организа­ции, конференции или просвитерии, каждый миссионер — специалист или человек, занятый созданием церквей, — каждый руководитель на территории миссии и каждый работник миссионерских бюро в Еврике и Афериказии должен иметь перед собой адекватную картину конгре­гации или церквей, за которые он ответствен или — если идет речь о светском персонале миссий — «с которыми он работает». Эта картина складывается из всех видов информации, которым посвящена настоя­щая глава. Некоторые данные невозможно получит непосредственно, но незначительная обработка форм отчетности позволяет увидеть все важные факты. Когда последние приняты во внимание и картина достаточно отчетлива, тогда можно надеяться, что миссия перестанет «вести прекрасную работу независимо от того, множатся церкви или нет», и начнет разумное научение ta ethne — в особенности отзывчивых ta ethne, которых можно найти повсюду в Америке и во многих странах мира, включая и те, что считаются невосприимчивыми.

Исследование роста Церкви

Когда пастор или миссионер вознамерится собрать необходимые факты, он, вероятно, решит, что ему следует предпринять составление обзора процессов роста его конгрегации, конференции или диоцеза. Поскольку никогда раньше он не делал подобной работы, естественно, станет искать модели, анкеты, различные формы и формуляры, кото­рые можно использовать. Почти каждый месяц на протяжении 1964 — 1979 годов церковные работники обращались ко мне с просьбой: «Скажите, как составить обзор роста церкви. Пришлите формы, кото­рые нужно использовать».

Увы, разнообразие церквей столь велико, численность крещеных верующих (baptized memberhip) так сильно варьируется и причины роста и стагнации столь различны, что невозможно использовать какой-либо один набор форм. Каждому исследователю предстоит разработать собственные инструменты. Они должны соответствовать его ситуации. При этом следует принять в расчет предпочтения и терминологию, свойственные данной деноминации. Считаются ли членами церкви толь­ко взрослые верующие или также и дети? Составляются ли отчеты для нужд местной конгрегации или по требованию епископа?

Принимая во внимание все эти трудности, Всемирная миссионерская школа (School of World Mission) в 1965 году выпустила брошюру под названием «Как составлять обзор роста Церкви» (How to Do a Survey of Church Growth). Ее было легко отправить в обычном конверте даже без дополнительной почтовой оплаты. В течение 15 лет тысячи этих брошюр были разосланы по запросам по всему миру. Они помогли


115

Необходимые факты

собрать факты, относящиеся к росту Церкви, и стимулировали интерес к действенной евангелизации. Этот материал воспроизводится ниже в надежде, что он и теперь может быть использован на начальной стадии исследований.

В 1972 году доктор Эбби Смит (Smith), тогда миссионер в Индоне­зии, написал «Руководство по составлению отчетов о росте Церкви» (А Manual For Church Growth Surveys). В этой отличной книге собран огромный массив инфюрмации о том, как составлять подобные отчеты и обзоры и (это, возможно, важнее) как оформлять их, с тем чтобы церковь или миссия могли пользоваться этими данными в целях повы­шения эффективности своей работы. Всякий содержательный отчет должен соответствовать по крайней мере основным рекомендациям доктора Смита.

В 1979 году «Заморский крестовый поход» (Overseas Crusades) пору­чил Роберту Уэймиру (Waymire) составление большого обзора роста Церкви на Филиппинах. Он разработал схемы, формуляры и анкеты, в процессе заполнения которых создается точное описание ситуации. Соавтором его книги был доктор Питер Вагнер. Эту работу, озаглав­ленную «Руководство по обзорам роста Церкви» (The Church Growth Survery Manual), издал в 1980 году «Church Growth Bulletin».

Немалую пользу исследователям могут принести многочисленные модели, разработанные социологами в секулярном мире; благодаря им можно получить осмысленную картину численности, качества, устой­чивости и воспроизводимости роста Церкви в различных частях мис­сионерской нивы.

Следует помнить, что завершенное исследование (даже на ограни­ченном материале) полезнее отложенного до того времени, когда его можно будет выполнить на более высоком научном уровне. Битвы надо вести, опираясь на ту информацию, которая доступна сегодня.

После этого вступления обратимся к краткому изложению методов составления обзоров, посвященных росту Церкви, которые оказались полезными для многих.

Как составить обзор

Все большее число христианских лидеров сознает, что необходимо выработать новый серьезный подход к росту церквей, как старых, так и молодых. Недостаточно вести даже отличную церковную и миссио-. Черскую работу в надежде, что она так или иначе приведет к умноже-, вио церквей. Часто физическое расширение здоровых христианских Фрквей — главная и постоянная задача Церкви. Интерес к этой задаче '< (Лстет. От самовосхваления перед руководством, от ободряющих обоб­щи ий мы должны устремиться на поле церковной и миссионерской ]я|»боты, обратиться к церквам, которые ныне создаются и в истинном *остоянии которых мы должны отдавать себе полный отчет.

Люди часто спрашивают, как обнаружить и описать рост Церкви, 'евидно, что единого способа, пригодного для всех случаев, не;ествует. Описать рост церкви с 1100 членами среди языческого





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...