Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экзистенциализм как мировоззрение художественно-эстетической интеллигенции



Экзистенциализм (лат. eXIstential – существование) зарождается в середине XIX в. почти одновременно с марксизмом и неопозитивизмом. Один из первых иррационалистов, датский философ С. Кьеркегор вводит понятие экзистенциальной диалектики, противопоставив ее диалектической логике Гегеля. Экзистенциальная диалектика раскрывается Кьеркегором как поток индивидуального сознания с его состояниями страха, трепета, отчаяния, надежды и т. п., посредством которых личность достигает подлинного существования, проходя через три последовательные стадии: этическую, эстетическую и религиозную.

Следующая волна экзистенциализма связана с творчеством русских мыслителей в конце XIX—начале XX в.: Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. Концептуально оформленный экзистенциализм складывается в связи с Первой мировой войной в Германии в творчестве К. Ясперса (1883–1969) и М. Хайдеггера (1889–1976), в связи со Второй мировой войной во Франции – в творчестве Г. Марселя (1889–1973), Ж. П. Сартра (1905–1980) и А. Камю (1913–1960). Экзистенциалисты раскрывают свои идеи как в форме философских трактатов, так и в форме эссе, пьес и романов.

Экзистенциализм считают самым пессимистическим, «темным», труднопонимаемым направлением современности. С последней характеристикой можно поспорить: чтобы понимать произведения экзистенциалистов, их надо читать экзистенциальным взглядом, т. е. вживаясь в текст посредством сопереживания.

Сами экзистенциалисты оценивают себя как наиболее гуманистическое направление современности, поскольку они защищают непосредственно данное бытие человека, т. е. экзистенцию. Так, Ж. П. Сартр в программной для экзистенциализма работе «Экзистенциализм – это гуманизм» раскрывает, чем, с точки зрения экзистенциалистов, человек отличается от любого иного феномена этого мира: в бытии любого феномена сущность предшествует существованию, в то время как в бытии человека, наоборот, существование предшествует сущности. Современная наука по-своему подтверждает этот тезис: человек от рождения представляет собой открытую систему; до тех пор, пока окончательно не сформировались и не закрепились нейронные связи в мозгу человека, из него можно вырастить кого угодно и что угодно. Эта особенность оборачивается абсолютной беспомощностью человеческого детеныша по сравнению с другими живыми существами: он может выжить как человек только в социальной среде.

Человек, по учению экзистенциалистов, есть не то, что он есть сейчас, а то, чем он будет завтра, т. е. человек – это проекция своего будущего, он постоянно творит себя. Пессимизм экзистенциализма усугубляется тем, что экзистенция в своем саморазвитии устремлена к ничто. Человек фундаментально онтологически одинок, что питает чувство отчаяния, заброшенности, страха. А. Камю – лауреат Нобелевской премии – развивает экзистенциализм как философию абсурда. В «Мифе о Сизифе» Камю обосновывает, что реальность абсурдна и вся жизнь человека – бесполезный, безнадежный труд. Абсурден как рутинный труд, так и творческий. Перед человеком стоит выбор: самоубийство или признание этой абсурдности. Осознав самоубийство как ошибку, человек должен смело принять абсурдность бытия.

Экзистенциализм соотносится с марксизмом по принципу диалектического противоречия. В социальных предпосылках этих учений есть общий момент: как мировые войны, так и социальные революции являются событиями, когда цена человеческой жизни падает. Однако смысл этой жизни два этих учения обосновывают с противоположных позиций: природу человека марксизм видит в системе биологических и социальных свойств человека, экзистенциализм – в экзистенции как непосредственно данном существовании; сущность человека марксизм определяет как систему общественных отношений, экзистенциализм – как личностно-единичное бытие; марксизм делает акцент на внешней свободе человека, вытекающей прежде всего из уровня развития экономики, экзистенциализм абсолютизирует внутреннюю свободу человека.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 604 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...