Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Специфика философской традиции древней Индии, основные школы древнеиндийской философии



Дофилософские знания в Индии передавались в Ведах. Приблизительная датировка самых древних частей ведического корпуса восходит к середине II тыс. до н. э. Веды представляют собой сборники текстов - фрагменты древних мифов, жертвенные формулы и заклинания, предназначенные для культового употребления брахманами (жрецами).

Веды состоят из четырех отдельных корпусов: "Ригведа" (сборник гимнов), "Самаведа" (сборник песнопений), "Яджурведа" (сборник жертвенных формул), "Атхарваведа" (сборник заклинаний).

В конце II тыс. до н. э. появляются Упанишады' представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания. Уже в Упанишадах формируются основные темы индийской философии: идея единства Брахмана и Атмана и учение о карме (судьба) и перерождении.

Брахман бестелесен, всемогущ, бесконечен, вечен и непостижим. Проявлением Брахмана является Атман "Мировая душа" (Атман) идентична индивидуальной человеческой душе. Подлинная цель человеческой жизни - в уничтожении причин, которые препятствуют освобождению атмана от внешних покровов, физических и духовных оболочек. Сансара - цепь зависимых перерождений – определяется кармой, т.е. совокупным результатом мыслей, слов и поступков человека.

С VI в. до н. э. начинается время классических философских систем. Принято различать ортодоксальные системы мысли, признающие авторитет Вед как Откровение, и неортодоксальные системы, отрицающие единственность авторитета ведических текстов. К неортодоксальным системам причисляют буддизм и джайнизм. Шесть наиболее влиятельных классических ортодоксальных систем это нъяйя и вайшешика, санкхъя и йога, веданта и миманса.

Неортодоксальные системы (учения)

1. Джайнизм. Зародился в русле странствующих отшельников и монахов, которые развивают идею упанимад. В частной концепции о перерождении душ, которая привела к выводу о том, что душа существует у всего, что существует в мире. Главной целью в данном учении является освобождение души и достижение статуса совершенного человека. В душе необходимо избавляться от кармы с помощью различных добродетельных практик.

1. Буддизм. Ф. Б. восходит к учению Будды. Данная концепция формировалась как совокупность положительных высказываний этим мыслителем.

Основные идеи Б.: одна истина – мир устроен так, что человек в нем – страдающее существо, следовательно, страдание является конечной реальностью существования человека. Будда сформулировал благородные истины:

1) Истина страдания (рождение, старость, болезни: соединение с тем, что не желанно; разъединение с тем, что желанно);

2) истина возникновения страдания – где страдание обусловлено желанием наслаждаться, существовать и ж. гибели.

3) истина прекращения страдания, где страдание можно прекратить освобождение от страдания с помощью состояния нирваны (состояния полной отрешенности от окружающего мира).

4) истина пути, следуя которой можно избежать страданий (8 этапов преодоления страданий и достижения нирваны)

В идеале все исполнимо лишь в отреченном мире, полного отказа от лжи, воровстве, употреблении алкоголя и никотина, участия в развлечении и использовании денег.

Ортодоксальные системы.

1. «Ньяйя» (инд. – вхождение в предмет). Это Ф. школа, которая по своим идеалам сходна с западной логикой, возник. в 3 в. до н.э. Представители данного учения изучали механизм познания и определения правила ведения дискуссии философского диалога, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, кто занимался Ф.

2. «Вайшэкшика» (инд. – Ф. различий). Данное учение исходило из принципиальной познаваемости мира и рассмотрении адекватного знания в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этого учения – классификация и характеристика рассматриваемых объектов.

3. «Йога». Данное учение основано на том, что чел. с помощь. Концентрации духовных сил, медитации и аскетизма (отказ от удовольствий), ведущего к успокоению нрава может достичь освобождения от всего материального. Соответственно Йога – это упорядоченный метод, направленный на разрыв связей между духом и телом.

5.Особенности философской мысли древнего Китая, основные философские школы древнего Китая.

Даосизм. Основатель – философ Лао-Цзы, который в своем трактате изложил учение о правильном пути и добродетеле. Основная категория – ДАО. Дао – многозначна – субстанциальная закономерность всего сущего, а также общества и человека. ДАО - вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, не существует границ и разделений. В рамках данного учения разрабатывается «Доктрина об обретении бессмертия», где человек рассматривается как единое целое, которое с помощью определенных практик, медитативных упражнений дыхательных и гимнастических тренингов может освободить свое тело от всего физического. Разработана доктрина «недеяния», которое понимается не как бездействие, а как отсутствие произвольной целеполагающей активности.

Конфуцианство. Основатель – Конфуций, который видел своей главной задачей сохранение традиций. Он не писал трактатов, поэтому его идеи были собраны его учениками в кн. «Беседы и суждения». Основная тема Ф. – отношения человека, семьи, государства, т.к. прочное госуд-во основывается на прочной семье. Управление гос-вом описывает К. в семейно-родственной категории, где гос-во – это отец и мать народа, а гос-во – единая семья. Конкретн. чел. он предписывал стремление к идеалу «благородного мужа» (человека), признание которого является облад. 5 кач-ми: человечность, порядочность, знание приличий, мудрость, лояльность. Проявить данные кач-ва можно лишь в отношении с другими людьми.

Легизм или школа законников. Представители данной школы рассматривали вопросы характера государственного устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигали единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты вводят единый юридический закон, создателем которого может быть лишь единочастный правитель. В отличии от традиции закон не имеет священного характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Соблюдение данного закона должно соблюдать суровую систему наказаний, которая является основой любого государства.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2454 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...