Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тело и телесность в контексте философской рефлексии



Тело один из трех важнейших элементов модели человека = тело + душа + дух.

Идея тела в философии отсылает к природным основаниям человеческого бытия. Однако оно еще и продукт социально-культурной эволюции (от изменяющих тело профессиональных навыков до силиконовых органов), носитель естественного (прирожденного) и искусственного (приобретенного).

Тело как таковое и телесность постигаются в рефлектирующем самосознании и в рефлексии над нашими представлениями о других людях. При этом особо учитывается то, что тело формируется одновременно с обществом и культурой.

Тело единственный носитель сугубо индивидуального и вместе с тем носитель всеобщего, а также бессмертной души. То есть тело – носитель всего, что делает человека именно таким уникальным и творческим биосоциальным и биопсихологическим видом.

Особое значение в понимании тела имеет гомидная триада: прямохождение, кисть, приспособленная к труду, и высокоразвитый мозг.

Важная проблема: соотношение души и тела, духа и тела, правильное сочетание телесных и духовных потребностей. И здесь две крайности: аскетизм и гедонизм.

Тело смертно – отсюда необходимость преодолевать страх смерти.

Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 27 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Сущность психофизиологической проблемы. Сознание и мозг». Кроме того, дополним следующим:

27-аспирантам. Сущность психофизиологической проблемы. Сознание и мозг.

«Психофизиологическая проблема» в нынешнем виде позаимствована из психологии. Впрочем, и раньше имелась в философии как проблема совмещения духовного и физического (души и тела).

Сущность проблемы в непонимании или недопонимании того, как физическое согласуется с духовным. С одной стороны, много примеров того, как здоровое тело дает нам бодрость духа, а с другой ‑ как душевные травмы приводят к упадку сил и тяжелым болезням. Но механизм взаимного влияния психики и физиологии якобы никем не раскрыт до конца, а потому ученые и философы продолжают предлагать свои версии согласования психического и физиологического.

При этом одни считают, что психика и физиология – однородные (например, материальные) или даже совпадающие субстанции, а потому нет никаких препятствий для их взаимодействия. Это теории психофизиологического взаимодействия.

Другие полагают, что никакой однородности между идеальным и материальным нет и быть не может, а есть некие неотслеживаемые в реальности (сверхъестественные, божественные) механизмы, приводящие в соответствие абсолютно самостоятельные материальные тела и нематериальные души. Это теории психофизиологического параллелизма.

Здесь объектом повышенного внимания становится мозг – телесный носитель сознания, общепризнанный центр всех психических процессов. В нем и ищут связь психики и физиологии, а также различия между ними.

Важно отметить, что сознание хоть и невозможно без своего носителя – мозга, но им не ограничивается. Ибо оно стремится реализовать себя вовне (материализоваться, овеществиться) в виде продуктов материальной культуры, языка, общественных отношений и т.д. Что лишний раз подтверждает, сознание и мозг как-то связаны, но далеко не одно и то же.

Вместе с тем именно мозг – яркое подтверждение всеобщего свойства природы – отражения. Он и есть наш главный отражательный орган, высшая ступень (форма) отражения в живой и неживой природе.

Во многом благодаря нему человеческое сознание выше психики животных следующими качествами (характеристиками): абстрактно-логическим мышлением, целеполаганием, самосознанием и языком.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...