Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основной вопрос философии и философские школы



вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Есть две стороны основного вопроса философии — онтоло­гическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?Суть гносеологической (познавательной: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания? При рассмотрении онтологической стороны выделяют направле­ния: объективный и субъективный идеализм; материализм; вульгарный материализм; дуализм; деизм; гносеологической (познавательной) стороны: гностицизм; агностицизм; эмпиризм (сенсуализм); рационализм. Онтологическую сторону пред­ставляют: материализм (в отно­шениях материи и сознания первичной является материя=> материя реально существует; материя существует независимо от сознания; она является самостоятельной субстанцией; сознание определяется материей. Демокрит, Фалес, Бэкон, Локк; Спиноза, Чернышевский; Маркс; Эн­гельс; Ленин); идеализм (направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания пер­вичным считали сознание. Бывает объективный (реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей" (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) и субъективный (идеи существуют в разуме человека; все существует только в сознании познающего субъекта (Беркли, Юм)); дуализм( основан Декар­том. существуют две независимые субстанции — материальная (об­ладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);в человеке соединяются одновременно две субстанции — и ма­териальная, и духовная) Деизм — направление в философии, сторонники которогопризна­вали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.. Гносеологическая сторона: эмпиризмом (Ф. Бэкон. в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения); рационализмом(Р. Декарт. истинное (достовер­ное) знание может быть выведено только непосредственно из ра­зума и не зависит от чувственного опыта).В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр.Мир хаоти­чен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.) Представители гностицизма счи­тают, что: мир познаваем; возможности познания неограничены. А гностики ститают: мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными воз­можностями человеческого разума.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...