Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Схоластика, логика и этапы ее развития; воззрения Фомы Аквинского



Схоластика. - тип христианской философии которая стремится доказать догматичные предпосылки религии с помощью рационально-понятийных рассуждений. Главный вопрос: отношение знания к вере. ФОМА АКВИНСКИЙ Цель учения- показать что вера и разум не только отличаются но вместе в тем единство гармонически согласуются между собой. Бог- духовен. Доказательство его существования- каждое явление имеет свою причину. Мир-это система в которой всё разделено на несколько ступеней. Высшая ступень-мир людей. Высшая власть на земле- Папа Римский. Сословные различия вечны.

Этапы схоластики:

1) ранняя схоластика (XI - XII вв.).

Представители: Иоанн Скот Эриугена, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Бонавентура, Росцелин, Гийом из Шампо и др.

На этом этапе заметно сильное влияние неоплатонизма. Складывается основной приём схоластики — метод «за и против», впервые предложенный Абеляром.

В этот период возвращаются к проблеме доказательств бытия Бога с рационалистических позиций. Делаются попытки с помощью дедуктивного метода изложить всё учение о Боге, мире и человеке в форме, подобной изложению теории геометрии. Такую Попытку сделал Алан из Лилля (XII в.). Позже к этой идее вернётся Спиноза в его «Этике».

2) XIII в. — второй период так называемой «средней», или «зрелой» схоластики.

Представители: Альберт Великий, Фома Аквинский, Иоанн Дуне Скот, Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Эгидий Римский и др.

Этот период ознаменован образованием университетов (прежде всего в Болонье и Париже), особого рода корпораций преподавателей и студентов.

В этот период обострились споры между сторонниками «столпов» схоластики: аверроистами, августинианцами, томистами, скотистами (последователями Иоанна Дунса Скота).

3) поздняя схоластика (XIII — начало XV в.), характеризуется обострением противоречий внутри схоластики

Представители: Альберт Саксонский, Жан Буридан, Николай Орем, Уильям Оккам и др.

Теория «двух истин» становится основой отмежевания философии и опытной науки от теологии. С одной стороны, рациональное обоснование теологических положений всё больше детализируется, с другой – развиваются мистические направления (Экхарт), которые вступают в столкновение со схоластической учёностью. В XIX в. возникает так называемая неосхоластика, разрабатываемая в основном в русле неотомизма. Некоторые представители неосхоластики были последователями учения испанского религиозного философа Ф. Суареса, жившего в XVI - XVII вв.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1659 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...