Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ступени познания. В философии сложилась традиция различать, главным образом, два основных этапа (ступеней) человеческого познания



В философии сложилась традиция различать, главным образом, два основных этапа (ступеней) человеческого познания, а именно: чувственное познание и познание рациональное. Роль, место и значение каждого из этих этапов в общем познавательном процессе понимались по-разному с точки зрения различных философов, различных философских систем, школ и течений. Так, некоторые философы, такие, как Платон, Декарт, Спиноза или Гегель признали решающее значение рационального познания в указанном процессе, тогда как Гоббс, Локк, Беркли отдавали пальму первенства в этом процессе именно чувственному познанию. Согласно принятой в философии терминологии первых называют рационалистами, вторые - сенсуалистами.

Каждая из ступеней человеческого познания имеет несколько форм, через которые они реализуются. Так, чувственное познание имеет три основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение представляет собой самую простую, исходную форму чувственного познания. Согласно материалистической традиции ощущение является чувственным отражением объективной действительности. В отличие от восприятия оно объявляется односторонним отражением объекта, т.е. отражением какого-либо отдельного его свойства или отношения. Ощущение есть не объект сам по себе, а лишь его отражение или преломление в человеческом чувственном сознании и по своей форме оно - нечто субъективное. В силу этого ощущение, согласно материалистической и марксистской точке зрения, определяется как субъективный образ объективного мира.

Что же касается идеалистической вообще и субъективно-идеалистической, начиная с берклианской и кончая современной феноменологической, традиции, то она, полностью элиминировав объективное содержание ощущения, превращает его в исключительно субъективное творение.

Согласно сенсуализму, как материалистическому, так и идеалистическому, именно ощущение провозглашается единственным источником человеческого знания.

Более сложной формой чувственного познания является восприятие. Чувственное восприятие - целостный чувственный образ объекта. Поэтому можно рассматривать как целостную систему ощущений.

Благодаря многократному повторению акта восприятия объекта его целостный чувственный образ может отложиться и удержаться (закрепиться) в памяти в виде представления. Представление как наивысшая форма чувственного познания представляет собой восприятие или воспроизведение в памяти или воображении чувственный образ объекта при его в данный момент отсутствии.

Представление как высшая форма чувственного познания подготавливает собой необходимую почву для перехода к высшему этапу человеческого познания - к познанию рациональному. Рациональное познание реализуется также в трех основных, связанных между собой формах: понятие, суждение и умозаключение.

Если мы берем любой объект, каким бы простым он ни был на первый взгляд, то при ближайшем его рассмотрении он предстанет перед нами как совокупность или система, по сути дела, бесконечного множества свойств и связей. Среди этих свойств и связей мы обычно различаем как существенные, общие с другими объектами, так и несущественные. Именно существенные, общие свойства и отношения объектов и выражаются через понятие как исходную и основную форму рационального познания. Следовательно, понятие представляет собой слово, обозначающее общие, существенные свойства и связи объектов. Однако, согласно субъективно-идеалистической точке зрения, и понятие, и другие формы рационального познания также лишаются своего объективного содержания и превращаются в чисто субъективные элементы познавательного процесса.

Суждение является более сложной формой рационального познания. Его можно определить как некую мысль, оформленную в виде высказывания, утверждающего или отрицающего что-либо о каком-нибудь объекте. Это означает, что суждение представляет собой, на самом деле, систему понятий.

Умозаключение, как наивысшая форма рационального познания, представляет собой новое знание, полученное путем логического вывода, т.е. полученное на основе логических законов из определенных посылок. Оно - новое суждение, которое логическим путем выводится из других суждений (посылок).

Следует отметить, что в чувственной и рациональной деятельности помимо основных форм познания можно выделить некоторые другие элементы, которые имеют немаловажное значение в указанной деятельности. Так, например, в чувственной деятельности мы различаем эмоции. Данные чувства влияют на общий настрой человека и через этот настрой оказывают либо положительное, либо отрицательное воздействие на его познавательные способности, на эффективность его деятельности, в т.ч. и познавательной.

В процессе познания важную роль играет интуиция. Под интуицией, обычно, понимают способность непосредственного постижения истины. Эта способность трактовалась в истории философии по-разному. Некоторые философы, как скажем, Р.Декарт или Б.Спиноза, понимали интуицию реалистически, как предельную форму рациональности. Другие же, как, например, Анри Бергсон, трактуют ее мистически, понимая под ней несовместимый с логикой, разумом и жизненным опытом иррациональный способ познания. Научное познание составляет важнейший элемент структуры познавательного процесса вообще.

7. Структура научного знания и её специфика в технических науках.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1339 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...