Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество А.С. Пушкина как центральное явление русской культуры: общая характеристика. Балеты на пушкинские сюжеты. Пушкин и Дидло



С Пушкина началась не просто новая эпоха русской культуры. В творчестве русского гения оказалось впитанным то истинно национальное, что определяло духовную жизнь народа еще тогда, когда была не Россия, а жила Русь. Путь к духовности, формирование гуманистического самосознания не могут миновать творческое наследие поэта. Самое первое, его восприятие, самое легкое, начинается на эмоциональном уровне: музыка и гармония воздействуют безотказно. Каждый читающий по-русски усваивает, улавливает обаяние пушкинского слова. Гении и пророки России, по словам И. А. Ильина, подняли на свои плечи «наши бремена и наши слабости, наши страдания и наши беды, и приняли дары нашей природы и нашего духа».

Подобный комплекс переживаний получает форму идей, чаяний, надежд. Их понять, ими проникнуться сложнее, нежели очарованием «гения чистой красоты»: Но и здесь Пушкин точен и доступен, так как создал мир литературных героев, шагнувших в нашу обыкновенную жизнь. Их мечты — не великие завоевательные подвиги, а та частная жизнь человека, что становится лучшим разъяснением жизни всего общества.

Пушкин подарил нам такую гамму переживаний, что она, иногда в другой тональности, иногда диссонируя, живет й заполняет духовный мир разумного человека и сегодня. Он собственной судьбой убеждает нас в непреходящих ценностях: «Самостоянье человека — залог величия его». Он научил нас, что быть счастливым — это состояние редчайших минут. Но никогда нет безысходного отчаяния в пушкинских строчках. Почему его печаль — светла? Как этого достигнуть нам, чтобы все случайное стало очевидным, а страдания превратились в радость бытия? Возможно ли?

Ближе всего к объяснению пушкинской тайны, наверно, подошел Ю. М. Лотман: «Пушкин все, к чему ни касался, превращал в творчество». А творить, создавать — процесс бесконечный, и тогда дух в постоянном развитии.

Представление о Пушкине как символе русский духовности, акцентированное двухсотлетием со дня рождения, сближается случайно закономерно с датами важнейшими для человечества — двух тысячелетним путем христианства и наступлением нового тысячелетия. Эти три исторических факта так тесно переплетаются в нашем сознании, что при количественном различии в прошлом их дорога в будущем видится единой.

Пушкин — первый русский писатель мирового значения. Творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир. Хотя мировая культура узнала сначала Достоевского, Л. Толстого и Чехова, в начале их дороги находится именно Пушкин.

Весь предшествующий литературный процесс как будто подводил к появлению Пушкина Именно об этом А Н Веселовский говорил в Пушкинский юбилей 1899 г.: «Из утренних туманов, в которых вьются тени классиков и романтиков, старых западников и народников, „Арзамаса“ и „Беседы“, выделяется образ юноши Пушкина, и все точно приглядываются к нему, прислушиваются: его ждали... В нем надежда на что-то новое, желаемое, выяснявшееся постепенно, как день нарастает с ходом солнца. „Старшие богатыри“, Карамзин, Жуковский, Батюшков, дивуются на его поездку богатырскую». «Никто из русских писателей не поворачивал нашими каменными сердцами, как ты», — пишет ему Рылеев. «Имя твое сделалось народной собственностью», — говорит Вяземский. «Возведи русскую поэзию на ту степень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию. Соверши один, что он совершил один», — взывает Баратынский. Творчество Пушкина многожанрово, но, конечно, Пушкин прежде всего поэт, и характеристику его творчества мы начнем с лирической поэзии.

Балет обратился к Пушкину прежде оперы и первым открыл поэта Пушкина для отечественного театра. Шарль Луи Дидло, знаменитый балетмейстер 20-х годов XIX века, поставил на сюжеты поэта - пантомимный балет в 4-х действиях «Кавказский пленник, или Тень невесты», музыка композитора К.Кавоса, в 1823 г, волшебно-героический балет в 5-ти действиях «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», музыка композитора Шольца, в 1824 г. В роли героини, в первом, выступала знаменитая А.И.Истомина, воспетая в стихах Пушкина. Она же выступала в роли Людмилы во втором балете вместе с крупнейшим танцовщиком тех лет Н.О.Гольцем, известной танцовщицей К.А. Телешовой.

Следующим балетом на сюжет Пушкина, поставленном при его жизни в 1831 г, был пантомимный одноактный балет «Черная шаль, Или наказанная неверность», балетмейстера А.П.Глушковского, музыкальная обработка его же. В 1867 г балетмейстер Сен Леон, по мотивам пушкинской сказки, ставит балет в 3-х актах «Золотая рыбка», музыка композитора Л.Минкуса.

В 1903 г знаменитый балетмейстер XIX века М.И.Петипа ставит фантастический балет в 4-х актах «Волшебное зеркало», музыка А.Корещенко, используя в качестве литературного материала «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина и сказок братьев Гримм. Этот балет не выражал стилистику пушкинской сказки, более того, немецкие сказки превалировали в нем.

В советский период истории в 1934 г балетмейстер Р.В.Захаров, на музыку композитора Б.Асафьева, поставил балет на сюжет пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Спектакль, показанный 18 сентября 1934 года в Ленинградском академическом театре оперы и балета и перенесенный 11 июня 1936 года в Большой театр СССР, явился событием во многих смыслах, установил эстетические нормы балетной драмы на добрых два десятка лет, доказал, что литературный сюжет можно воплотить средствами балетной образности, не снижая ценности подлинника, а давая ему самостоятельную трактовку.

В балете танцевали лучшие балетные актеры того времени - М.А.Дудко «Гирей», К.М.Сергеев «Вацлав», Г.С.Уланова «Мария», О.Г.Иордан «Зарема». Балет «Бахчисарайский фонтан» установил новые критерии балетной режиссуры, подхваченные и принятые советским балетным театром и критиками. Кроме «Бахчисарайского фонтана» балетной инсценировке в советском театре подверглись следующие произведения Пушкина: поэмы: «Кавказский пленник», «Цыганы», «Медный всадник», «Граф Нулин»; сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; повести Белкина: «Барышня-крестьянка» и «Станционный смотритель»; трагедия: «Каменный гость».

В приведенном выше перечне пушкинских балетов советской сцены музыка «Кавказского пленника», «Графа Нулина», «Барышни-крестьянки», «Каменного гостя» принадлежит Б. В. Асафьеву. С именем этого композитора связаны годы расцвета и годы упадка драматического балета как жанра.

Получилось так, что «Бахчисарайский фонтан», открыв список советских балетов на пушкинские темы и положив начало жанру балета-пьесы, оказался и самым удачным из всех воплощений творчества Пушкина на советской балетной сцене.

Пушкин и Дидло. Карл Людовик Дидло́ — шведский, французский, английский и российский балетный танцор и балетмейстер. Значение творчества Шарля Дидло в становлении русского балета огромно и его имя навсегда ассоциируется с русским балетом, войдя вместе с ним в историю русской культуры. Ему подвластны были любые темы и жанры: от героико-трагедийных до комических, всегда с психологическими образами и контрастными драматическими положениями.

Дидло являлся ярким представителем классического балета, и вся его работа в Петербурге касалась развития именно классицистского эстетического направления, тем не менее его постановки открыли путь к новым веяниям — к романтизму.

Пушкин в своём творчестве нередко упоминал Дидло, а его персонаж Евгений Онегин, пребывая в модном томном сплине, над чем и сам автор иронизировал, ворчал: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел»[15], а как бы от себя поэт заметил: «Там и Дидло венчался славой». Творческие пути Дидло и Пушкина сходились: Дидло перенёс на сцену пушкинского «Кавказского пленника» в 1823 году (по этому поводу Пушкин написал: «Дидло плясать его заставил»[16]; в том же 1823 году Пушкин, находясь в ссылке в Кишиневе, писал брату Льву: «Пиши мне о Дидло, о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно кавказскому пленнику»), а через два года Дидло поставил танцы к постановке А. А. Шаховского по поэтической сказке «Руслан и Людмила».

Правда, к моменту этой постановки Пушкин был не в чести (пребывал в имении своей матери Михайловском под запретом показываться в обеих столицах), потому на афише, без указания его имени, значилось, что «сюжет взят из известной национальной русской сказки: Руслан и Людмила с некоторыми прибавлениями» (не путать с балетом «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» композитора Ф. Е. Шольца, поставленным в Москве (Театр на Моховой (Москва), 1821) учеником Ш.Дидло А. П. Глушковским, затем перенесенным на Петербургскую сцену).

Дидло был человеком высокой культуры. Помимо хореографических талантов, он прекрасно рисовал, известны его наброски к балетам, а некоторые сохранились до сих пор.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...