Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Расцвет городов и Европа горожан



Как мы уже видели, даже если средневековый город оставался на том же месте, что и древний, его облик, а главное, его функции коренным образом меняются. Сред­невековый город лишь во вторую очередь выполняет во­енную функцию, поскольку главными военными центра­ми остаются сеньориальные замки. Зато город уверенно принимает на себя функцию экономическую, которая в античности была существенно менее важна, потому что население городов было крайне невелико, за исключением разве что Рима да некоторых городов Востока. Античные города, в отличие от средневековых, не были крупными центрами потребления. А еще средневековый город ста-


V. «ПРЕКРАСНАЯ» ЕВРОПА ГОРОДОВ И УНИВЕРСИТЕТОВ. XIII ВЕК 157

новится центром разного рода обменов, поскольку рынки и ярмарки перемещаются в города. Средневековый город полицентричен, но рынок в нем, вообще говоря, — наи­более заметный и важный из всех центров. И наконец, еще одно новшество: место мастерских, имевшихся в боль­ших античных имениях, занимают лавки городских ремес­ленников, и, как следствие, усиливается производствен­ная функция города. О средневековых ремеслах напоми­нает топонимика современных городов, где до сих пор то и дело попадаются то улица Кожевников, то улица Сукон­щиков. При этом у жителей средневекового города сохра­няется и даже усиливается городская ментальность; она представляет собой важную часть самобытности и могу­щества городов. Оппозиция город/деревня, приблизитель­но соответствовавшая оппозиции цивилизация/варварство, была отчетливо выражена уже в римском мире. Она еще больше усиливается в Средние века, когда, как известно, крестьянская масса состоит из людей, которых весь хри­стианский мир зовет «вилланами»1,—долгое время они сохраняли статус «несвободных» людей, рабов, потом сер-вов, в то время как понятие «горожанин» совпадало с по­нятием «свободный». Кстати, именно в Средние века ро­дилась немецкая пословица: «Городской воздух делает сво­бодным» (Stadtluft macht frei).

Кроме того, христианство подхватило и усилило ан­тичную концепцию города, идущую от Аристотеля и Ци­церона. Для них город — это не стены, а люди, которые в этом городе живут. Эти взгляды широко распространи­лись в Средние века, поскольку их разделяли великие мыс­лители Августин и Исидор Севильский, имевшие огром­ное влияние на умы. Мы встретим эту концепцию в пора­зительной серии проповедей, которые произнес в Аугсбурге в середине XIII века доминиканец Альберт Великий.

Буквально это слово значит «мерзкие, злые, уродливые».







Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...