Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Истолкование образа



Промете́й – царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены. Его жена Гесиона.

Прометей у Эсхила. «Прометей прикованный»

110 стихов, из них 150 хоровых. Героическое обоснование поступка Прометея, который жертвовал собой во благо людей. Носитель идеи справедливости (оппозиция Зевсу). Зевс – тиран, лишенный сочувствия. Возникает проблема ответственности героя за свои поступки. Появляется образ Ио. Зевс – прелюбодей, Ио – жертва его любви, Гермес – трус. В своем противостоянии богам Прометей доходит до богоборчества. В итоге происходит примирение Прометея и Зевса. Обе стороны одерживают верх над собой. Примирение ради мира вцелом. В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.

Гесиод. «Теогония», «Работы и дни»

титан Прометей, благодетель человечества – умный хитрец. Боги сперва не любили людей, но им помог выжить Прометей. Люди должны были чтить богов, прино­ся им в жертву часть своей еды. Прометей устроил хитрый дележ: за­резал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо, прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям. Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для приготовления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принес его людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил, «на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на свете очень много худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на востоке земли и наслал орла каждый день вы­клевывать у него печень. Только много веков спустя Зевс позволил Ге­раклу в его странствиях застрелить этого орла и освободить Прометея.

Прометей изображен обманщиком, Гесиод явно его осуждает. Земледелец Гесиод не любит ремесленников и потому рисует Прометея, покровителя ремесла весьма отрицательно. Прометей – бунтарь, восстает против высших законов справедливости, Зевс – справедлив и мудр.

17. «Орестея» Эсхила как трилогия. Основная проблематика и образы. Истолкование финала.

1 – Агамемн (трагедия убийства), 2 – Хоэфоры (трагедия мщения), 3 – Эвмениды (трагедия суда и примирения).

Трилогия основана на одном из самых кровавых мифов (Арей накормил брата блюдами из детей). Старинный миф Эсхил трансформирует, подчеркивая необходимость соединения традиции и новой морали, которую осуществляют новые боги (прежде всего Аполлон и Афина) над старой моралью, которую осуществляли Эринии. Лежащий в ее основе миф представляет, вообще говоря, идеальный пример действия архаического закона кровной мести. кровная месть, как и многие другие категории архаической этики, подчиняется в «Орестее» новому, более высокому моральному принципу — божественной справедливости. Оценку поведения человека Эсхил возводит на более высокую ступень, чем индивидуальное право на месть; он проверяет его нормами высшей, объективной закономерности, олицетворяемой в понятии (или образе) Справедливости: тот, кто в упоении богатством попирает священный алтарь Справедливости, погибнет от неотвратимого удара божества. Электра подталкивает Ореста на убийство матери за то, что она убила отца. Электра взывает к жалости. Эринии начинают преследовать Ореста. В 3 части Орест пытается спастись у Аполлона. Затем бежит в Афины, т.к. спасти его может только Афина. Выслушав Ореста и эринний, она приходит к выводу, что это очень сложный вопрос и она не будет его решать. Афина назначает суд из самых достойных афинян. Эриннии жаждут смерти. Аполлон выступает защитником отцовского права за Ореста. На весах по 6 камешков с обеих сторон → в пользк Ореста. Афина предлагает эринниям стать милосердными богинями, которые будут способствовать процветанию государства. – эвменидами. Афина прекращает цепь бесконечных убийств и мщений. Побеждают молодые боги.





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 1027 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...