Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф Аристотеля: категории «форма» и «материя», теория познания, логика, онтология и космология, натурофилософские и естественно-научные представления, этика, учение о государстве



Аристотель - ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания - за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее. Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи - своя идея), а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да.

Аристотелевская материя двояка:

1. бесформенное вещество (первоматерия),

2. то, из чего вещь состоит.

Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.

Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам):

1. материальная (из чего),2. формальная (форма), 3. деятельная (мастер), 4. целевая (ради чего).

Мировоззрение Аристотеля телеологично - все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенции-альной завершенностью.

н критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе она инертна и пассивна. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар. делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т.о., Ар. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар. – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Ар. считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса.

Усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В соответствии с учением о сущности, Ар. проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар. всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией (целеустремленная энергия, движ. сила превращающая возможность в действ-ть) Ар. понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Ар. содержит в себе внутренние цели. Т.о., понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер (т.е. наличие сверхразумного творца). Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар., присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животные и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар. определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Ар. разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые).

Логика (аналитика) по Ар. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Ар. главное значение придает достоверным и необходимым выводам. На первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало внимания. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель). Одним из важнейших принципов является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на все бытие и даже на бога.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

11. Ф эллинистическо-римского периода. Общая хар-ка периода, основные школы и идеи: кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, Филон Александрийский, гностицизм.

Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III в. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (Ф Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской Ф.

Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Его философское мышление восприняло материалис-тические элементы предшествующей греческой философии. Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомис-тическая система Демокрита.

КИНИЗМ, философское учение, согласно которому наилучшая жизнь – это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей существование, подобное жизни собаки. В период между 350 до н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались многие мыслители. От слова «собака» (греч. «кюон»), по-видимому, и происходит название кинической школы. Самый известный ее представитель, Диоген Синопский (ок. 412 – ок. 323 до н.э.), который, вероятно, ее и основал, имел прозвище «собака». Недавние исследования опровергли традиционные представ-ления, что основателем школы был ученик Сократа афинянин Антисфен, а Диоген у него учился, и что свое название школа получила от обыкновения Антисфена преподавать в гимнасии Киносарге. Сколько можно судить, Антисфен умер примерно за 16 лет до появления Диогена в Афинах; по взглядам он стоял гораздо ближе к философии Сократа, нежели киники.

Киники кормились подаянием, презирали собственность, опрятность, вежливость, сексуальные ограничения, они без уважения относились к общественным институтам и условностям. В своем отрицании всего этого они не ведали никакого стыда. Возможно, киники вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа, его практически полным бескорыстием, а также его учением о том, что пристрастие к роскоши препятствует добродетели. Большей зрелостью отличаются восходящие также к Сократу воззрения стоиков, утверждавших, что добродетельна подчиненная уму умеренная жизнь, свободная от пристрастий и антипатий.

ЭПИКУРЕИЗМ – одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура (ок. 341–270 до н.э.).

В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.

СКЕПТИЦИЗМ - это течение, возникшее в конце 4 века дон. эры. Основатель - Пиррон из Элиды. он не писал трактатов, так как считал, что истина не достижима, а мудрость состоит в том, что бы вождерживаться от всякого суждения - и отрицания чего-либо и утверждения.

Во 2 веке до н. эры скепт. как условие свободы в суждениях отстаивали философы Платоновской академии. Позже идеи скептицизма систематизировал Энесидем, который сформулировал 10 тропов (опровержений), отрицающих достоверное знание. Наиболее полное представление об античном скептицизме дают трактаты Секста Эмпирика, который противостоял скептиц-му необходимость исследования познания.

Средневековая Ф и С. были средствами утверждения религиозной веры. теологи доказывали, что истинность знания, даже, если она опирается на опыт и подтверждается доводами разума, относительна. На всякий тезис можно найти антитезис. Представитель Пьер Абеляр 12 век.

Ф возрождения рождается как выражение безграничного гносеологического оптимизма, а в конце пути все более проникается идеями скептицизма. Все в мире противоречиво и изменяется и превращается в свою противоположность, поэтому любознание о нем является относительным. Предст. - Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.

в 18 веке философский скептицизм перерождается в агностицизм (Юнг, Кант). Сомнения остаются спутником познания, но теперь они не осознаются как непреодолимое препятствие для достижения истинного знания.

В истории С. играл двоякую роль - с одной стороны он способствовал продолжению догматизма, формированию диалектического понимания относительного хар-ра истинного знания, с другой - был источником агностицизма, неоправданного сомнения в самой возможности достоверного познания.

Стоики (Стоицизм) - представители Ф. Учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической культуры в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон, Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.

Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений.Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой.Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом- теплым дыханием.

ГНОСТИЦИЗМ — религиозно-философское течение периода поздней античности. Возник в 1 в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египетских, иудейских и др. религиозно-мифологических представлений и культов, греч. философии и христианских идей. Наиболее значительные представители — Василид, Иосиф, Гераклеан, Карпократ, Валентин. Расцвет Г. приходится на середину 2 в., когда он стал гл. соперником христианства. Различают христиан-ский и языческий Г. Общими почти для всех гностических систем являются: дуализм (борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи), в большинстве систем преодолеваемый идеей единого духовного первоначала (плерома); учение об эманации; представление об иерархической организации бытия; идея вечности мира (против креационизма Ветхого завета); учение о человеке как центре мирового процесса; дуализм души и тела или признание трехчастного состава человека — дух, душа, плоть; концепция гносиса, знания (через аскетическое возвышение духа человек преодолевает свою разорванность, познает свое внутреннее Я, тем самым восстанавливая разрушенную мировую гармонию). Г. присущи, с одной стороны, социально-интеллектуальный аристократизм (не все люди способны к гносису), и с др.—эгалитарные тенденции единения людей в гносисе. В конце 2 в. формирующаяся христианская церковь отвергла Г. и стала вести с ним борьбу, однако влияние Г. прослеживается в течение всего средневековья.

Филон Александрийский (около 25 до нашей эры — около 50 нашей эры), иудейско-эллинистический религи-озный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего — стоическим платонизмом пытался примирить ветхозаветное учение о Творении с верой в мировую душу и монотеизм с астрологией, развивал концепцию о мистическим значении чисел. Исходя из абсолютной трансцендентности Бога и из стоическо-платонического учения об идеях, Ф.А. учил о Логосе как самом высоком и совершенном творении Бога, благодаря которому Бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф.А. выдвинул теорию экстатического восхождения к Богу. В космологии развивал теодицею стоиков. Ф.А. указывал, что звезды - не первопричина вещей и событий, они были созданы лишь на четвертый день, и им нельзя поклоняться. Однако при этом Ф.А. считал, что звезды - это разумные существа, полностью добродетельные и неспособные ко злу; тогда как люди способны и к добру, и ко злу, а звери неспособны ни к тому, ни к другому. Ф.А. признавал возможность астрологических предсказаний и концепцию природной симпатии между различными частями вселенной (в этом смысле он считал, что все вещи на земле зависят от звезд). Он интерпретировал 11 звезд из сна Иосифа как соотносящиеся со знаками Зодиака, тогда как сам Иосиф символизирует 12-й знак. Ф.А. оказал большое влияние на авторов Нового Завета и на теологию раннего христианства.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...