Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека рассматривается в антропологии



(гр. anthro- pos — человек, logos — понятие) — учении о происхождении и эволюции человека, зародившимся, как и другие науки, в лоне философии, но затем надолго порвавшим с ней. Как специализированное учение о человеке антропология выделяется в XVIII веке в учениях Д. Вико, X. Вольфа, И. Фихте. В XIX веке антропология развивалась в рамках биологии по многим направлениям: антропогенез (происхождение человека), антропоморфология (строение организма), соматология (формы человеческого тела), анатомия (сравнительная, патологическая, топографическая), этнология (происхождение и развитие рас и антропологических типов) и др.

Попытку систематизированного философского изложения учения о человеке на основе естествознания —антропологии предпринял основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804). Он считал вопрос «что такое человек?» важнейшим вопросом философии и заложил идею антропоцентризма —принцип философской антропологии, согласно которому в центре науки должен стоять человек и через его познание можно выйти на другие области знания о мире. В своем учении о человеке Кант ставил и рассматривал три вопроса: знание («что я могу знать»), нравственность («что я должен делать») и вера («на что я могу надеяться»). Однако из его учения не сложилось целостное философское представление о человеке, для этого еще не хватало научных знаний, которые появились лишь в XIX и XX веках.

В России огромный вклад в разработку философских проблем антропологии внес А.Н. Радищев (1749—1802). В написанном им в ссылке трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) он, как и М.В. Ломоносов, отделил натурфилософию (философию природы) от теологии (религии), поставил человека рядом с обществом, создал уникальную традицию русской философской антропологии.

Чарльз Дарвин (1809-1882) доказал, что человек как природное существо представляет собой завершение эволюционного развития и с этой точки зрения отличается от других живых созданий исключительным совершенством. Но в философии рождается новая установка. Сначала А. Шопенгауэр (1788-1860), а затем Ф. Ницше (1844-1900) задумываются над странностью человека как живого существа. Они формулируют мысль о том, что человек, вероятно, выпадает из цепи «природных тварей». Он эксцентричен и вовсе не производит впечатления «венца творения».

Напротив, они сделали допущение, что если человек - уже установившееся животное, то тогда ничего кроме «халтуры природы» не получается. И уже в середине XX века выдающийся английский философ Бертран Рассел (1872—1970) в конце своей жизни вынужден был признать, что «человек — это самое умное, самое хитрое и самое мерзкое существо».

По мере развития антропологических знаний появилась необходимость и возможность в разработке философской антропологии как особого научного направления. Оно было представлено в 20—40-е годы XX века немецкими философами Максом Шелером (1874—1928), Арнольдом Геленом (1904—1976) и Хельмутом Плеснером (1892—1985). Они трактовали человека как эксцентричное существо, постоянно стремящееся к выходу за рамки непосредственного существования, к бесконечному изменению, но нуждающееся в управлении. М. Шелер считал, что все центральные проблемы можно свести к вопросу: «Что есть человек и каково его метафизическое местоположение в общей целостности бытия, мира и Бога».

С позиций философской антропологии, наука и медицина решают ряд важных проблем, связанных с положением человека в современном мире. В первую очередь стоят задачи преодоления различных форм отчуждения человека, сохранения человеческой популяции и культуры в условиях мирового системного кризиса, прогнозирования перспективы человека и общества. Проблемами будущего человечества занимается ряд международных центров прогнозирования, футурологических исследований, в том числе Римский клуб виднейших ученых и политиков, Центр исследований Дейла Карнеги в США, Институт человека в России. В западной философии, особенно в экзистенциализме (философии существования), выделяются такие стороны человеческого бытия как неуверенность и тревожность существования.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...