Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Периодизация творчества Платонова



ЛИТЕРАТУРА 20Х ГГ.: СЛОМ В КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕОМИФОЛОГИИ В ЛИТЕРАТУРЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА

20е гг. переходны, происходит переориентация.

На рубеже 20х гг. происходит раскол национальной культуры, которая связана с принципиальным неприятием социальных изменений.

И. Шмелёв, Арк. Аверченко, З. Гиппиус, Мережковский.

Литературный процесс начинается с публицистики:

"Несвоевременные мысли" (Горький), "Окаянные дни", письма Луначарского, дневники Пришвина, Короленко.

Основная интеллигенция приняла происходящее.

Литература участвует в сотворении новой мифологии. При этом эта новая мифология опирается на архаические модели, которые присутствуют.

Новые мифы:

- эсхатологический миф (о конце старого мира);

Старый мир - то, что ушло навсегда и никогда не сможет возобновиться.

- миф о новом космосе.

Заадчи построения на колектив, т.е. новый мир созидается коллективным героем. У основания этого нового мира находятся герои-демиурги.

- миф о жертве (идея необходимости жертвы во имя осуществления нового мира).

Произведения:

Артём Весёлый "Реки огненные" (часть "Россия, кровью умытая"), А. Малыш "Падение Даира", Вс. Иванов "Цветные ветра", А. Серафимович "Желзный поток", Д. Фурманов "Чапаев", Ф. Гладков "Цемент", А. Фадеев "Разгром", В. Вишневский "Оптимистическая трагедия", "Донские рассказы" М. Шолохова, Бабель "Конармия".

Обращаем внимание на значения образов стихии в поэтике названия - вода и огонь. Образы стихии: ветер, метель.

а) эта литература воссоздаёт ситуацию воссоздания нового мира.

б) новая космология подразумевает мировоззренческую и эстетическую трансформацию.

Происходит мировоззрнческий, эпический и этический сдвиг.

Мировоззренческий кризис связан с поиском органической народности в русской литературе. РЛ 19 века пестовала маленького человека (комплекс народопоклонничества стал психоментальной составляющей русской культуры).

Преклонение перед народом привело к праву народа строить свои нормы. Это означало принятие права на насилие (против гуманизма). Это определяет главную проблематику 20х гг. Проблемное поле литературы - насилие и миросердие. Мир строится на крови во имя будущего.

В "Конармии" Бабеля "сердце ныло и страдало, но верило новым героям". Разрыв сознания - хочу верить, но не могу. Смена эстетической парадигмы в 20е гг. Литература испрользует эклектическую эстетику.

2 явления: роман "Голый год" Пильняка и сатира Зощенко.

Становление новой проблематики и эстетики в романе Б. Пильняка "Голый год"

(1894-1938)

1. Поиск новой романной формы в литературе.

2. Становление новой мифологии литературы.

3. Стилевые процессы в прозе 20х гг. и в романе Пильняка.

Б. Пильняк начал писать в середине 20х гг. Воспитывался в среде интеллигенции. Окончил Московский экономический факультет.

Роман реализует поиски новой стратегии художника. Его исследователи спорят, по-разному выделяют картины мира: авангардистский текст (Скороспелов), экспрессионистский роман (М. Голубков), другие определения. Этот спор условен и беспредметен.

Фабула романа "Голый год" - изображение перевёрнутого мира. События в Москве (окраина: Китай-город и Ордой-город).

Ситуация хаоса, разрушения всех привычных форм бытия - основное содержание романа

Структурно роман фрагментарен. Идея разрушения мира.

Роман принципиально алогичен.

В нём 3 части, которые никак не связаны. В романе нет единого идеологического центра, непредсказуемо возникают микросюжеты, всё вперемежку. Бытие, которое не обрело внутренней формы, невозможно целостно охватить происходящее. Субъективное изображение происходящего разными сознаниями. Для автора все сознания равноправны.

Форма романа отрефлексированна Б. Пильняком. С одной стороны, он пытается создать роман (бесконечный как революция), который можно заполнить любым материалом. С другой стороны, создаёт текст, который выступает от имени всей литературы. Безавторский текст, создание соборной литературы. Он как бы пишет текст от имени русской литературы как целостности.

Стилевые сбивки - особенность стратегии автора.

В то же время, в романе воплощена историософия Б. Пильняка. Он ставит вопрос о судьбе России. В романе развиваются мифы о судьбе. Становление новой мифологии в романе.

1й миф - исчерпанность старого мира, прежней жизни.

Старый мир - князья Ордынины (физическая и духовная деградация). Старый граф прокутил состояние и заразил детей сифилисом. Граф Ордынин имеет троих детей (Борис и Глеб, Егор). Три сына идентичны "Братьям Карамазовым".

Это завершение огромного исторического цикла развития России.

Женские типы: Лидия (ждёт писем - традиционный мотив).

Мир, который развращён.

2й миф - миф о спасении через приобщение к неоязыческим корням.

Герои, пытаясь возродиться, приобретают неправильное сознание (Андрей, Ирина - ницшеанство).

3й миф - о новых героях.

Раскрывается концепция Б. Пильняка - природная: развитие России - закономерная смена историко-биологического цикла. Уделяет внимание молодым персонажам.

1 сюжет с молодыми персонажами: Донат Радчин, Борис Ордынин, история Архипа Архипова.

Радчины - русское купечество, которое много веков находилось в основании русской жизни. Донат Радчин - сын человека, который незаконно занимал должность. Сын его готов к уничтожению отца, выгоняет отца из дома. Но Донат накопил только ненависть и злость, поэтому его удаль связана с желанием ниспровержения прошлого мира.

2й сюжет связан с Борисом Ордыниным (мотив нездоровья, естественного вырождения).

Б. Пильняк развивает миф о Кроносе. Застрелился.

3я сюжетная линия даёт новых людей. Архип Архипов - сын рабочего. Это идеологический герой, человек новой породы.

"Архип" - старший, главный, повелитель.

nipos - копьё.

И всадник, и конь - идея всадничества.

Архип Арипов наделён социальной идеей, которая заставляет его действовать.

Архип Архипов сидит в исполкоме, пишет, одновременно учит экономику, языки.

Архип Архипов космизирует. Он противопоставлен и социально, и интеллектуально. Он имеет любовь к Наталье Евфграфовне, которая единственная из Ордыниных спасается. Архип Архипов единственный останется жить и женится на Наталье Евфграфовне.

По отношению ко всем персонажам ставится проблема жизни и смерти, отцов и детей. Отец Архипа Архипова болен раком. Он отказывается от операции, чтобы честно умереть, никого не мучая. Архип его поддерживает. Это право самостоятельно решать свою судьбу.

Архип Архипов осуществляет природно-родовое жизнетворение, становится прародителем нового поколения титанов. Его брак в необычной форме (разговор о том, что у них родятся здоровые дети).

Свадьба - акт зачатия; погружена в ритуальный контекст, погружение в первозданную стихию.

В романе есть другие варианты (кроме большевиков) спасения России:

1. масонство;

2. анархическая свобода в коммуне;

3. идея старобрядчества, идея допетровской Руси - спасение сектантством.

Масонский план - сюжетная линия Семёна и Сергея. Они выдвигают идею спасения России скрещением с Западом. Однако, мифическая девственница Ольга ведёт развратный образ жизни. Ян Лайтис, который работает у комиссара тоже не соответствует высокой миссии зачатия спасителя.

2й сюжет связан с анархистами. Освобождение независимо от цивилизации. Коммуна оказывается разрушенной.

3й сюжет Глеба Ордынина и Сильвестра. "Механическая культура забыла о культуре духа. Наша икона выше Леонардо да Винчи". Европа зашла в тупик. Русское государство, последовавшее за Европой, томилось в удушье.

Эти персонажи тоже несостоятельны. Сильвестр поджигает монастырь. Глеб Ордынин не может написать икону.

Дворянская орда и купеческая рать много веков правили Россией, но далее они не могут обеспечить её жизнеспособность. На смену им приходят разночинцы.

30.09.09г.

Михаил Зощенко – это реалистическая эстетика в отличие от Пильняка.

«Голый год» - апсихологический роман (отсутствие психологизма).

Зощенко именно исследует массового человека (и самосознание). Массовый человек – и субъект и предмет исследования.

Зощенко обращается к сказу.

3 варианта рассказа:

1. Массовый человек как участник истории.

2. в быту.

3. в столкновении с историей.

Смысловой нерв – коллизия: духовное убожество человека и его непогимание этого.

Это вновь орнаментальная проза.

Особенность авторской позиции.

С одной стороны, это сатира (несостоятельность героя). С другой стороны, он сострадает этому убогому созданию.

Среди рассказов менее всего изображён массовый человек в ситуации исторического деяния.

«Жертва революции» - Ефим Григорьевич рассказывает, что он пострадал от революции, а на самом деле его толкнула машина, возившая его барина. Его участие – мнимое. Открывается изуродованное сознание массового человека. Герой рассказа – слуга, который, с од.ст., лебезит перед барином, с др.ст., старается обмануть его, ненавидит. Революция не изменила человека, а обнажила невежество, рождает амбиции большого человека.

Герой раскрывается через свою речь. Эклектика сознания выражена. Хаотичная речь, в которой соединяются разные пласты.

Эклектичное сознание героя – это и есть отсутствие целостного взгляда на мир и всякой ценности. Невежество – основа сознания, что влечёт мимикрию сознания.

В бытовых рассказах действие в основном: в трамвае, на улице, в коммунальной квартире (драка, склоки, скандал, оскорбления).

Есть часть рассказов, где герои строят близкие отношения.

Массовый человек профанирует все ценности.

Галерея характеров – идентичные персонажи в мелочности и т.д.

Рассказ «Нервные люди». Синт-е нарушения как норма необразованного человека.

Знаковые фамилии (Блохин => «Блоха»).

Ситуация драки и скандала, которая выявляет агрессивность человека по отношению к миру.

Мотив кражи и агрессии. Рассказ «Стакан». Треснутый стакан выявляет мелочность хозяев, на персонажа подают в суд. Мир становится преступностью. И сознание рассказчика, и героев одинаково. Низовая культура хлынула в город.

Зощенко выявляет амбиции человека, паразитирующее сознание, паразитирующее на новой власти. Способны приспособить революцию для своей выгоды.

Новый строй – восшествие бездуховности и бесчеловечности? Не совсем. У Зощенко герой остаётся главным предметом изображения. В возможность преображения он не верит.

Столкновение с культурными ценностями. Убожество изображено с помощью пространственно-временной модели. Нет прошлого, амнезия, герой вне времени. Пространство минимизированное, сужено.

Частотны мотивы тьмы и света. «Бедность» - герои не только живут в темноте, но и сопротивляются движению к свету. «Монтёр».

Коммунальная квартира – это инфернальный мир и антидом. Антидом – это и Москва.

Те рассказы, где культурные явления, с од.ст., оттеняют убожество героя, с др.ст., герой тянется к культуре, но находится в темноте, внизу, в пространстве тьмы.

Спектакль, на самом деле, оказывается местом воровства. Театральный компонент присутствует у Зощенко.

Потребность диалога сохраняется.

К концу 20х гг. авторская позиция постепенно трансформируется: исчезает сарказм, появляется ирония, влекущая положительного героя, но он из этой же массы, только с чертами морализации.

Уходит обличение массового человека. Сдвиг Зощенко в сторону литературы соцреализма: рассказы о Ленине, сентиментальные повести. Писатель одевает маску пролетарского писателя, что уменьшает художественность его произведений.

ЛИТЕРАТУРА ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ в литературном процессе 20х-50х гг.

Имена: А. Платонов, Л. Леонов, М. Пришвин, Н. Заболоцкий.

ЛОП появляется в 10е гг. серебряного века – это футуризм (Хлебников, Маяковский). Для футуристов характерно понимание человека как продукта развития мира. Присутствие в проекте преобр-я идей.

Ладомир – проект преобр-я мира.

Следующим этапом развития ОП называют поэзию пролеткульта (космическая поэзия). Это явление очень частное в истории литературы (17-20е гг.). Это коллективная поэзия.

В. Кириллов, А. Гастев, Иван Филипченко создают технократический индустриальный миф, воспев машину. Идея машинного преобразования мира. «Будут пронумерованные единицы вместо человека». Поэма о летающем человеке будущего.

А. Гастев создаёт сборник «Поэзия рабочего удара». Один из разделов книги называется «Машина», «Мы растём из железа». Некий железочеловек, машиночеловек посягает на преобразование мира – изменение орбит Земли и космического пространства.

Эта литература совпадает с общими преобразовательными интенциями эпохи, представлена А.Платоновым, Л.Леоновым, М.Пришвиным, Н.Заболоцким. Литература выдвигает концепцию онтологической личности, что подразумевает безусловность природных ценностей. Перед человеком стоят творческие задачи преображения мира. Они рассматривают место человека во вселенной так, что на него возлагаются планетарно проективные задачи: он участник изменения общего состояния мира.

В 20-50гг этих художников связывает проблематика:

1)они разрабатывают натурфилософскую проблематику;

2)ставят осевую проблему разрыва природы и цивилизации (в большей мере - Леонов, Платонов, меньше - Пришвин, Заболоцкий).

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (1899-1951)

Творческий путь А. Платонова (Андрей Платонович Климентов).

1. Социокультурный генезис писателя. Общие черты художественной системы. Проблема периодизации.

2. Технократические идеи в раннем творчестве Платонова и их изживание во второй половине 20х гг.

3. Проза рубежа 30х гг. Дилогия "Чевенгур" и "Котлован".

4. Эволюция прозы Платонова в 30е - 40е гг.

АП занимает особое место литературном процессе.

Своим происхождением он был человеком этой эпохи. Был принципиально отторгнут.

АП не был опубликован в основных произведениях. Был практик-инженер (мелиоратор, электротехник, слесарь).

Всё опубликовано в 80е гг. Никто из современников его не понимал.

АП - самый изучаемый художник 20 века, начиная с 60х гг.

Его творчество изучается лингвистами, философами, психологами, социологами, культурологами.

Исследователи: Бочаров, Вьюгин, Корниенко.

Родился близ Воронежа в Ямской слободе (3 тыс. человек), 12 детей, отец - рабочий.

АП получил начальное образование в церковно-приходской школе, затем поступает в училище. С 12 лет работал. Культурная основа - самообразование. В библиотеке не тольно Н. Фёдоров, но и Богданов, Маркс, Луначарский, Соловьёв, Флоренский, Ницше, Фрейд, Вернадский, Чижевский, Эйнштейн, Кант.

Социокультурный генезис определил общие черты художественной системы АП.

1. В мире АП человек не только житель Земли, но и планеты. Его предназначение - сохранить Землю живой. Статья "Ремонт Земли".

Мотивы скуки в природе, пустоты, гибели Земли, мотивы пыли, мусора, пустыни - нарушение структуры Земли (энтропия - разрушение).

"Мусорный ветер" - рассказ о войне.

Человек должен найти выход из природного способа существования. Найти путь спасения от гибельной судьбы.

Пути спасения: с помощью технического изобретения, строительство башни, сооружение садов - превращение пустыни в сад.

Концепция человека - человек природное существо, поэтому он не защищён. Природа и прекрасна и враждебна.

Человек - смутный зародыш, проект чего-то.

АП вводит в литературу новый тип героя - человека из низов земли. Любой человек - сокровенный. Идея сокровенного человека (таящего в себе сокровище). Без меня народ неполный. Утверждает значение любого человека в мире.

АП, изображая народ, создаёт особый язык. Язык отраж. (смысл):

- самосознание низового человека, народной массы. Это сознание дремучее, мифологическое (наивное), имеющее ложные представления о мире - дологические. Разбуженное.

Язык - и исследователь народного сознания. Поиск и самим народом и автором вместе с ним.

Народное самосознание и проблема революции, преобразование общества и ситуации, исторического слова.

АП создаёт антологию (разные исторические даты) русской революции и онтологию (сущность произошедшего) - национальный мир, национальное бытие.

Главное внимание не на изображение бытия, а на изображение национального самосознания.

Особенность авторского сознания: Платонов находится с героями. Он сам носитель утопического сознания.

Особый диалог утопии и антиутопии. Трагические последствия - вот результат взаимодействия с утопическим дискурсом.

В творчестве Платонова представлен аморфный сюжет (мерцающий). Нет фабульности. Он связан с авторской позицией. Сюжет - воплощение поиска истины народом.

Сознание автора - всегда зыбкое сознание. Слово о мире - всегда смутное, неокончательное.

Периодизация творчества Платонова

Начало в 20х - конец 40х гг.

4 периода.

1. Первая половина 20х гг. - утопический.

2. Антиутопический - конец 20х - начало 30х (34г.) - главный период.

3. Вторая половина 30х - исследование позитивных ценностей

4. ВОВ (41-45гг.). Общие черты сознания писателя остаются.

Начало пятого периода - повесть "Возвращение".





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2029 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...