Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Рыцари Храм а



Мы начнем эту главу с рассказа об одном из первых случаев в истории, зафиксированных документально, когда законы про­ тив гомосексуальности были последовательно использованы в политических целях. Эпизод уничтожения ордена тамплиеров стал прообразом будущих гонений.

Теологи писали о пороках «содомии» уже в IV веке. Именно в произведениях ранних церковных деятелей гомосек­ суальность впервые была названа «грехом городов на равни­ не» (Содома и Гоморры). На протяжении Средневековья го­ мосексуализм связывался с народами, считавшимися врагами


264 Сексуальная политика

христианского мира, — иудеями и мусульманами. Антисе­ митская и антиисламская пропаганда, часто приправленная обвинениями в «содомии», должна была обеспечить поддерж­ ку крестовым походам. Леденящие душу истории о христиан­ ских юношах, изнасилованных и подвергнутых обрезанию во время осквернения христианских церквей сарацинами, о бегу­ щей в купели «крови обрезания» 26 2 должны были побудить барона или герцога оказать финансовую помощь крестонос­ цу. По иронии судьбы истерические обвинения в «содомии» впоследствии привели к уничтожению ордена тамплиеров, одного из самых почитаемых и преуспевающих среди рыцар­ ских орденов.

Орден тамплиеров был основан группой рыцарей-кресто­ носцев в 1119 году для защиты паломников в Святую землю от нападений бандитов и мародеров. Оторванные от своих семей и друзей, приняв монастырский обет бедности, целомудрия и по­ слушания, эти мужчины часто жили в изоляции в диких горах и пустынных землях, по которым проходили маршруты в Свя­ тую землю. Отнюдь не авантюристы, тамплиеры всецело по­ свящали себя преданному служению священной миссии, побуж­ дая всю Европу вносить пожертвования на дело ордена. Благо­ честивые короли и аристократы часто перед смертью завещали свое имущество ордену (так же как и не совсем благочестивые, которые в последнюю минуту испытывали потребность совер­ шить доброе дело, чтобы повысить свои шансы на попадание в рай). Хот я обет бедности запрещал отдельным рыцарям вла­ деть чем-нибудь, кроме нескольких предметов одежды, сама организация аккумулировала огромные средства и стала бас­ нословно богатой. К 1300 году у ордена было 87 0 замков и домов на территории от Палестины до Ирландии, «штаб- квартиры» тамплиеров были учреждены во всех европейских столицах263.

26 2 Цит. по: Boswell J. Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality...

P. 120.

26 3 Barber M. Th e New Knighthood: A History of the Order of the Temple.

Cambridge, 1994.


т инквизиции к холокосту 26 5

Хот я в. позднее Средневековье интерес к паломничеству Святую землю упал, а значение тамплиеров как защитников паломников уменьшилось, у них появилась новая роль. Тампли­ еры завоевывали все большее доверие европейской знати как хранители важных документов и финансовых средств. Па­ рижский Тампль какое-то время был хранилищем драгоценно­ стей королевской казны Англии, а тамплиеры де-факто выпол­ няли роль государственных банкиров при короле Франции Людовике XI и его матери Бланке Кастильской, королях Ан­ глии Эдуарде I и Генрихе II, папах Иннокентии III и Алексан­ дре III. Завладев широкими полномочиями и утвердившись в этой роли, тамплиеры управляли одной из первых систем бан-

ковско-финансовых услуг в Европе.

Монашеская изолированность была обязательным усло­ вием жизни тамплиеров, все встречи ордена, согласно уставу, должны были проходить тайно. Подобная практика укрепляла политический нейтралитет и финансовую независимость орга­ низации, но также давала основу подозрениям не состоящих в ордене людей, которые завидовали власти и богатству тамп­ лиеров. Секретность ордена наряду с его богатством и властью явились плодородной почвой для зерен сомнения, которые по­ сеял завидовавший монахам король Франции Филипп IV.

Неясно, действительно ли Филипп IV, прозванный «Кра­ сивым», унаследовал поразительную привлекательность своего отца, но вот огромные долги он унаследовал точно. Филипп III сражался за Фландрию, Англию, Гасконь и Арагон, и его сыну пришлось провести многие годы своего правления в попытках восстановить финансовое положение трона, причем делал он это, используя безнравственные и низкие способы. Филипп Красивый обладал способностью использовать враждебность народа к определенным группам в своих интересах. Когда налоги, которыми он обложил крестьян и баронов, достигли таких размеров, что стали причиной бунтов, Филипп обратил внимание на монастыри и церкви, облагая их налогами и при­ сваивая их имущество. Пострадал и папа Бонифаций VIII. Не останавливаясь не перед чем, стремясь дискредитировать папство и получить власть над имуществом церкви, Филипп


266 Сексуальная политика

обвинил Бонифация в ереси, колдовстве и «содомии». Под ­ стрекаемый своим министром Гийомом Ногаре, Филипп попы­ тался запугать Бонифация этими грубыми оскорблениями, но не очень преуспел (впоследствии Филипп послал Ногарэ в Рим во главе военного отряда, чтобы арестовать папу, который от потрясения скончался).

Филипп и Ногаре атаковали и другие, более уязвимые группы. В 1291 году (и затем снова в 1311 году) итальянские банкиры были обвинены во Франции в грехе ростовщичества, осуждены на конфискацию имущества и изгнаны из страны. После этого Филипп обратил свою власть против другого бо­ гатого и (что удобно) нелюбимого меньшинства — евреев. Обвинив их в ростовщичестве и ереси, он конфисковал их деньги и собственность и изгнал их из страны в 1306 году.

Однако за год королевская казна вновь опустела. На этот раз Филипп положил глаз на другую богатую группу, «чья меж­ дународная сокровищница сияла таинственным великолепием посреди столицы его государства»264, — тамплиеров. Возмож­ но, понимая, что обвинение в ростовщичестве не сработает, по­ скольку орден добросовестно учитывал свои операции, Филипп и Ногаре инкриминировали рыцарям причастность к тому, «что невозможно представить, страшно услышать — мерзкому пре­ ступлению, отвратительному пороку, грязному делу, ужасающей низости»265.

Изолированное, исключительно мужское сообщество, про­ водящее тайные встречи, было хорошей мишенью для обвине­ ний в содомии. Филипп и Ногаре, распуская сплетни о кощун­ ственных непристойностях и ритуальной гомосексуальности, в 1307 году разработали тайный план ареста тамплиеров. Ран­ ним утром в пятницу 13 октября 1307 года по всей Франции одновременно было арестовано почти 200 0 тамплиеров, при­ чем лишь в одном парижском Тампле было захвачено 138 че­ ловек. Аресты проводились быстро и были хорошо подготов­ лены. Предполагается, что только 25 рыцарям удалось бежать

26 4 Bosivell J. Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality... P. 296.

26 5 Цит. по: Barber M. The Trial of the Templars. Cambridge, 1978. P. 45.


От инквизиции к холокосту 26 7

из страны, -что указывало на удивительную согласованность и организованность действий в эпоху, когда телефоны и фак­ сы еще не были изобретены. Поскольку папа Иннокентий IV в 1252 году санкционировал использование пыток при допро­ сах еретиков, было нетрудно за определенный срок добиться

«признаний» почти от всех французских тамплиеров.

Однако когда инквизиторы сообщили папе Клименту V о расхождениях в показаниях тамплиеров, его охватили сомне­ ния. Избегая прямой конфронтации с Филиппом, Климент по­ пытался задержать уничтожение ордена путем создания раз­ личных бюрократических препятствий. Но Филипп не отно­ сился к числу тех людей, которым можно было противоречить. Его ответом на эти уловки стало назначение нового архиепис­ копа Санса, который немедленно приказал посадить на телеги, вывезти на поле за Парижем и сжечь на костре пятьдесят четыре тамплиера. Несколько дней спустя было сожжено еще четыре рыцаря, а также были выкопаны и сожжены останки казначея парижского Тампля. Нерешительные попытки Кли­ мента V сохранить орден провалились, и в 1312 году он упразд­ нил орден.

Нет почти никаких сомнений в отношении того, что обви­ нения против тамплиеров были фальсифицированы. Некото­ рые историки назвали Филиппа IV расчетливым психопатом, другие считают его жертвой недобросовестных судей и мини­ стров, подобных Ногаре. Независимо от того, кто стоял за этим событием, одним из инструментов разрушения ордена тамплие­ ров была растущая антипатия народа к гомосексуальности, на­ саждаемая католической церковью.

Филипп, возможно, был первым, но, конечно, не последним политиком, использовавшим ужас перед гомосексуализмом в лич­ ных и политических целях. Страшным повторением эпизода с тамплиерами стало обвинение нацистами немецких священ­ ников и монахов в нарушении § 175 уголовного кодекса Герма­ нии, называвшего гомосексуальные акты преступлением, с целью заставить молчать духовенство, критикующее нацизм.

Гомосексуалисты —• не единственные жертвы гомофобии. Когда ненависть к гомосексуалистам существует в обществе,


26 8 Сексуальная политика

обвинения в гомосексуальности являются достаточным и эф­ фективным средством, чтобы запугать, заставить замолчать и даже уничтожить политических оппонентов, независимо от их сексуальной ориентации.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...