Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Содомиты



Как было упомянуто в предыдущей главе, у древних греков не было специального слова для обозначения гомосексуальности. И его не существовало вплоть до эпохи Средневековья, когда гомосексуальное поведение было определено как греховное и преступное и были изобретены слова для идентификации людей, искавших сексуальных партнеров своего пола. Осуж­ дение гомосексуальности явилось частью процесса изменения моральной оценки сексуальности, произошедшей через семь столетий после Рождества Христова. Истоки философии, со­ гласно которой любое проявление чувственности считается греховным, лежат в произведениях греческих философов-сто­ иков, а также в поздних произведениях Платона. В III веке до н. э. стоики пропагандировали безразличие ко всем источ­ никам удовольствия, включая, конечно, секс, и советовали сдер­ живать душевные волнения. Произведения стоиков, заново от­ крытые по прошествии нескольких веков, повлияли на взгляды некоторых средневековых теологов, которые начали отстаивать идею греховности сексуального наслаждения. Стоики также пустили в обращение мысль о том, что «естественным» может считаться только половой акт, совершающийся с репродуктив­ ной целью. (Согласно взглядам некоторых из них, даже репро­ дуктивный секс может быть загрязнен слишком большим фи-


Содомиты и урнинги 4 1

зическим-удовольствием и, следовательно, стать греховным.) Любые сексуальные отношения, не ведущие к зачатию, счита­ лись незаконными и «противоестественными». Постепенно различные отвергаемые формы полового акта получили общее определение «содомии». Слово, конечно же, происходит от на­ звания одного из городов, разрушенных, согласно Ветхому Заве ­ ту, Богом, — Содома и Гоморры28.

В произведениях средневековых философов «содомией» именуется не только гомосексуализм. Мастурбация, оральный и анальный половой акт между гетеросексуальными партнера­ ми наряду с половым актом с животным расценивались как акты содомии. Та к же относились и к прерыванию полового акта (извлечение пениса до оргазма во время гетеросексу­ ального полового акта — примитивный способ регулирования рождаемости), то есть к получению удовольствия от секса, не имевшего целью деторождение. По мнению некоторых писа­ телей Средневековья, половой акт, совершающийся в позе, от­ личной от «миссионерской», также являлся актом содомии, так как считалось, что шансы на зачатие при этом уменьшались. Фом а Аквинский, один из наиболее влиятельных схоластиков Средневековья, в своей монументальной «Сумме теологии» и других работах дал богословское обоснование подобного отношения, утверждая, что использование половых органов не с целью продолжения рода порочно и сладострастно. Поскольку

Тонкости церковной интерпретации лежат за пределами темы данной кни­ ги, не говоря уже о кругозоре самого автора. Я сознательно (хотя, возможно, это малодушие) избегал подробного рассмотрения Библии и текстов отцов церкви, в том числе посланий ап. Павла. Великолепный разбор библейских цитат, использованных средневековыми теологами в качестве основы для формирования христианского осуждения гомосексуальности, см.: Boswell J. Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality: Gay People in Western Europe from the Beginning of the Christian Era to the Fourteenth Century. Chicago,

1980. Эта книга, как и книга Мак-Нейла (McNeil J. J. The Church and the Homosexual. Boston, 1988), убедительно показывает, что в Библии не осуж­ даются гомосексуальные отношения как таковые, а христианское неприятие гомосексуальности сформировалось в позднее Средневековье в ответ на политические и социальные потрясения в Европе. Особенно см. главу 10 у Босуэлла и главу 7 в книге Гринберга.


42 История

гомосексуальные акты не вели к продолжению рода и, следова­ тельно, имели своей единственной целью лишь удовольствие, Аквинат утверждал, что гомосексуальная близость является эго­ истичным поиском наслаждения и поэтому греховна.

Однако не все средневековые теологи пользовались при­ знаком возможности зачатия, чтобы классифицировать сексу­ альные грехи. Многие считали содомией половой акт между христианами и иудеями или христианами и мусульманами; та­ ким образом, даже потенциально репродуктивный половой акт мог быть под запретом, если происходил с неподобающим парт­ нером. Данное отношение проистекало из убеждения, что «не­ верные» в глазах Господа равны собакам и другим животным; половой акт с ними, следовательно, был «противоестественным».

Средневековые категории отличались от наших тем, что классифицировали половые акты, но не их участников. Содо­ мит являлся не столько личностью особого типа, сколько лич­ ностью, уличенной в совершении греха особого типа — «про­ тивоестественном половом сношении». Если древние греки рассматривали гомосексуальную близость как удовольствие, которым в то или иное время могли наслаждаться и мужчины и женщины, средневековые европейцы опасались содомии как греха, который, под влиянием соблазна, мог совершить каждый.

Поскольку большинство грамотных людей этого времени

были священниками или монахами (исключительно мужская сфера деятельности), а церковь на протяжении веков стреми­ лась помешать «противоестественным» сексуальным отноше­ ниям и наказать содомитов, мы имеем только фрагменты описа­ ний гомосексуализма в Средние века. Тем не менее сохранилось достаточное количество писем и поэм откровенно гомоэротиче- ского характера (по иронии, большинство из них написаны свя­ щенниками), позволяющих говорить о существовании гомосек­ суальной субкультуры в монастырях Европы X — X I веков. Так, один из ведущих историков говорит о «гомосексуальной литературе расцвета Средневековья». Расшифровки протоко­ лов судебных процессов по делам о содомии, а также, конечно,

29 Bosivell J. Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality... P. 243.


Содомиты и урнинги 43

данные о мужчинах и женщинах, обвиненных в совершении гомосексуальных актов, свидетельствуют о том, что гомосексуа­ лизм продолжал существовать и позднее, во времена масштаб­ ных репрессий. Но почти ничего не известно о внутренних психологических переживаниях людей этого времени, испыты­ вавших влечение к лицам своего пола. Трудно рассуждать с какой-либо долей уверенности о том, было ли у них что-то общее с современными геями и лесбиянками.

В различных местах и в разное время на протяжении эпохи Средневековья гомосексуальные отношения осуждались, не будучи серьезно наказуемыми, и допускалось влечение к ли­ цам своего пола. Один из таких оазисов терпимости был со­ здан неким благородным рыцарем, который мог быть лично заинтересован в вопросе. «Законы Мелфи» — свод законов, разработанный в 1231 году для управления завоеванным Гер­ манской империей королевством Сицилия. Он предусматрива­ ет обычные для Средневековья наказания за многие религиоз­ ные преступления (ересь, ростовщичество), но заметно его умол­ чание в отношении гомосексуализма. В качестве объяснения необычной терпимости этих законов современные исследова­ тели приводят тот факт, что германский император Фридрих II сам был обвинен папой римским в «содомии» и гомосексуаль­ ных любовных связях30.

Со временем, когда прелаты и епископы под руководством папы надежно укрепили свою власть на всем континенте, като­ лическая церковь стала оказывать все большее и большее вли­ яние на все стороны европейской жизни. Многие грехи, такие как ересь и содомия, превратились в уголовно наказуемые пре­ ступления. К XI V веку монахи и князья по всей Европе, подчинившись давлению католической церкви, объявили содо­ мию преступной. Часто она считалась преступлением, карае­ мым смертной казнью. По английскому закону XIII века люди, уличенные в половой связи с евреями, детьми или лицами сво­ его пола, должны были сжигаться заживо. (Этот же закон

Greenberg D. Op. cit. P. 259. См. также: Bosivell J. Christianity, Social

Tolerance, and Homosexuality... P. 287—288.


44 История

отправлял на костер поджигателей, колдунов и еретиков31.) Кульминацией развития церковной бюрократии стало учреж­ дение папами инквизиции, на которую возлагалась обязанность уничтожать всех, кто сопротивлялся власти церкви (в зависи­ мости от случая именуемых еретиками, ведьмами, содомитами или евреями). Протоколы процессов того времени над осуж­ денными за эти преступления свидетельствуют о том, что су­ ществовало определенное число людей, которые даже под угро­ зой самых страшных наказаний не могли побороть гомосексу­ альные склонности.

Историки проследили постепенный сдвиг в отношении к гомосексуализму со времени падения Римской империи до начала эпохи Возрождения (с V по XV век) от относительно­ го безразличия к людям с гомосексуальными склонностями до страшных наказаний за единичные гомосексуальные акты. Судьбы двух английских монархов показывают, как порази­ тельно изменилось отношение к интимным отношениям одно­ полых партнеров к концу Средневековья.

Ричард Львиное Сердце (Ричард I), крестоносец и король Англии с 1189 по 1199 год, испытал в молодости страстное влечение к Филиппу, юному королю Франции. Хроникер Род­ жер Ховедонский описывал это следующим образом: «Ричард, князь Аквитанский, сын короля Англии, оставался с Филиппом, королем Франции, столь почитавшим его, так долго, что каждый день они обедали за одним столом и вкушали с одного блюда и ночью их ложа не разделяли их. И король Франции любил его, как свою собственную душу; и они любили друг друга так сильно, что король Англии был совершенно поражен страстной любовью между ними и дивился ей» 32.

Хотя Ричард женился, его брак был бездетным и большую часть своей жизни он провел за сотни и даже тысячи миль от жены. Ричард и Филипп многие годы провели вместе во время третьего крестового похода в Палестину. Окончание похода разлучило их, Ричард вернулся в Англию, к семье, но пробыл

31 Boswell J. Christianity, Social Tolerance, and Homosexuality... P. 277.

32 Цит. по: Ibid. P. 231.


Содомиты и урнинги 4 5

здесь всего несколько месяцев до своего отъезда во Францию. Та м он и провел в сражениях остаток жизни и, в конце концов, погиб в битве против войск своего бывшего возлюбленного. По всей видимости, сексуальные предпочтения Ричарда не вызывали нездорового интереса на протяжении его жизни и никак не отразились на его репутации отважного рыцаря.

Трудно представить себе что-либо более непохожее на это, чем несчастливая жизнь и ужасная смерть Эдуарда II, пра­ вившего Англией с 1307 по 1327 год. Хот я он был женат и имел четырех детей, его истинной любовью был Пьер Гаве- стон, в исторических трудах прошлого стыдливо именуемый

«фаворитом» Эдуарда. Отец Эдуарда II, Эдуард I, пытаясь прекратить эти отношения, изгнал юного Гавестона из страны, но, вступив в 1307 году на трон в возрасте двадцати трех лет, Эдуард II вызвал своего любовника обратно в Англию. Разгне­ ванный влиянием, которым пользовался Гавестон, английский пар­ ламент почти сразу же, в 1308 году, вновь изгнал его, но два года спустя Эдуард организовал его повторное возвращение. Восста­ ние баронов в 1312 году, во время которого Гавестон был убит, окончательно решило проблему непристойной связи короля. После смерти Гавестона Эдуард вступил в связь с Хьюго Диспенсером, другом детства, привязанность к которому он сохранял до конца своей жизни. В 1326 году его жена Изабелла, к этому времени жившая отдельно от Эдуарда со своим любовником во Франции, вернулась в Англию, чтобы возглавить новое восстание баронов, в результате которого Эдуард был свергнут с трона. Диспенсер, после того как ему отрезали гениталии, был обезглавлен и пуб­ лично сожжен на костре. Эдуард девять месяцев провел в зато­ чении в замке Беркли, а затем по приказу Изабеллы был убит раскаленным железом, введенным в анус.

Некоторые утверждали, что Эдуард был неумерен в про­ явлении своих предпочтений и наделении властью своих лю­ бовников и что именно его неуважение к баронам и отречение от жены — а не пол его партнеров — привели его к гибели. (Эдуард был одним из немногих английских монархов, убитых жаждущими власти баронами, которые использовали любой предлог для оправдания своих действий. Другой неудобный


46 История

английский монарх, Эдуард V, просто пропал в 1483 году — он был одним из «двух маленьких принцев», исчезнувших в лон­ донском Тауэре при загадочных обстоятельствах.)

Чт о касается Изабеллы, то, возможно, было бы легче по­ нять ее гротескный реванш как жест негодования обманутой жены, если бы, вернувшись в Англию, чтобы подхватить знамя баронов в борьбе против своего мужа, она оставила во Фран ­ ции своего любовника. Однако Роджер Мортимер сопровож­ дал Изабеллу во время выступления против Эдуарда и вместе с ней правил Англией до тех пор, пока они не были свергну­ ты сыном Эдуарда, Эдуардом III. Какими бы ни были поли­ тические махинации, сопровождавшие свержение Эдуарда, не­ оправданные мучения и увечья, причиненные ему и Диспенсе- ру, несомненно, ясно иллюстрируют истерический страх перед

«содомией», который вскоре, во времена власти инквизиции, охватил весь континент и обрек тысячи гомосексуалистов на муки и смерть.

Хот я современное общество отказалось от большинства средневековых правил, регулирующих сексуальную жизнь, от­ ношение к гомосексуализму, сформировавшееся в позднее Сред­ невековье, продолжает существовать. Эти взгляды, зародивши­ еся у небольшой группы древнегреческих философов за сотни лет до начала нашей эры, заново открытые спустя столетия и развитые ранними церковными теологами, пропагандировав­ шиеся церковью и насаждавшиеся инквизицией, в огромной степени продолжают влиять на сегодняшнее отношение к гомо­ сексуализму. Христиане уже не сжигаются на костре за поло­ вую связь с евреями и мусульманами, гетеросексуальный поло­ вой акт, совершающийся не в «миссионерской позиции», уже не считается грехом, так же как и оральный половой акт (хотя он по-прежнему считается уголовным преступлением в некоторых американских штатах). Регулирование рождаемости, которое Августин и Фом а Аквинский сочли бы «противоестествен­ ным» и греховным, среди основных христианских конфессий запрещается только католической церковью — и многие ка­ толики не соглашаются с этой установкой в принципе и на практике.


Содомиты и урнинги 47

Одцако отношение к гомосексуализму, основанное на тео­ логии, рожденной Средневековьем, сохраняется в нашем обще­ стве, в то время как давно не подлежат осуждению другие формы «содомии», ранее преследовавшиеся и жестоко наказу­ емые. Чем объясняется эта непоследовательность? Полити­ ческая и психологическая динамика отношения большинства к группам социальных меньшинств, по-видимому, в большей сте­ пени определяет эту непоследовательность, чем теологические принципы. Непопулярные правила изменяются, когда стано­ вятся непопулярными у общественного большинства, но, в отли­ чие от правил против гетеросексуальной «содомии», правила против гомосексуализма затрагивали интересы меньшинства людей. В части «Сексуальная политика» мы подробно рас­ смотрим эту динамику.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 818 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...